Декарт (Descartes) Рене

149

(латинизир. Имя — Картезий. Renatus Cartesi-us) [31.3.1596, Лаэ (Турень), — 11.2. 1650, Стокгольм], франц. Учёный и философ. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу, откуда вынес глубокую неприязнь к иезуитским методам воспитания. После неск. Лет воен. Службы и путешествий поселился в Нидерландах (1629), где провёл 20 лет в уединённых науч. Занятиях. В 1649 по приглашению швед, королевы переселился в Стокгольм.Выдвинул учение о двух разнородных субстанциях — мыслящей (душа) и протяжённой (тело) и поставил проблему соотношения между ними (психофизич. Проблема). Осн. Атрибутом мыслящей субстанции, по Д., является мышление, под к-рым он понимал все психич. Процессы, поскольку они открываются в самонаблюдении, т.е.

Сознаются. Т. О. Психика отождествлялась с сознанием. Идея разнородности и независимости друг от друга духа и материи центральная в системе Д. Человек представляет собой единств, случай в природе, где эти субстанции сосуществуют (что определяется, по Д., божеств, вмешательством). Опираясь на открытия в области физиологии и анатомии, предпринял попытку объяснить все процессы в теле без участия души, как продукт телесного механизма под влиянием внеш. Воздействий. Описанная Д. Схема двигат. Акта явилась первым вариантом учения о рефлексе. В мышлении выделял 2 типа актов. Бестелесные, т. Н. Действия души (интеллектуальные чувства, воля, мышление о нематериальных предметах), и функции, к-рые являются продуктом соединения души и тела.

Последние Д. Называл страстями в широком смысле слова, относил к ним восприятие, телесные потребности, чувства. Наиб, подробно разработал учение о страстях в узком смысле слова, т.е. О чувствах, рассмотрел их глубокое воздействие на поведение человека, наметил пути борьбы с нежелательными страстями, в к-рой уделял решающую роль воспитанию.В процессе познания Д. Исключит. Роль отвёл дедукции, под к-рой понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные данные и состоящее из цепи также достоверных логич. Выводов, показал, что порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности. От знакомого к неизвестному, от простого к сложному.Идеалом воспитания и обучения, т. О., становится развитие ясного мышления, основанного на доказательстве.

Д. Провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые различия в качествах интеллекта (напр., в скорости протекания мыслительных процессов). Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Неравенство в возможностях образования определяет, по Д., неравенство интеллектуальное. Т. О., образование, доступное каждому, — не привилегия, а естеств. Право. Рутинному обучению, основанному па механич. Заучивании, должны быть противопоставлены свобода мысли и логич. Стремление к истинному знанию. Эти идеи Д. Легли в основу ряда дидактич. Принципов, определивших реорганизацию традиц. Системы образования. В наиб, полной мере они были использованы в деятельности янсенистских школ, в частности школы Пор-Рояль под Парижем.С о ч.

В рус. Пер. Избр. Произв., [М.], 1950. Соч. В 2 п., т. 1, М., 1989.ЛитАсмус В. Ф., Декарт, М., 1956. А. Н. Ждан..

Значения в других словарях
Декарт (Descartes) Рене

ДЕКАРТ (Descartes) Рене (латинизированное - Картезий. Cartesius) (1596-1650) - французский философ, математик, физик и физиолог. С 1629 в Нидерландах. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Дек..

Декарт (Descartes) Рене

(латинизиров. Имя — Картезий. Renatus Cartesius) (1596—1650) — французский философ, математик, физик, физиолог. Автор мно- гих открытий в математике и естествознании. После окончания одного из лучших учебных заведений тогдашней Франции — основанной иезуитами коллегии Ла Флеш, служил вольнонаемным офицером, в 1629— 1649 жил в Голландии, где написал свои основные сочинения. "Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления" ("Размышления о первой философии...") (1641), "Начала философии" ..

Дезами (Dezamy) Теодор

(4.3.1808, Люсон, — 24.7.1850, там же), франц. Коммунист-утопист. По профессии учитель. В период Революции 1848—49 боролся на левом фланге рабочего движения, был сторонником рев. Тактики. По своему мировоззрению Д. — материалист, атеист. Гл. Труд «Кодекс общности» («Code de la communaute», 1842, рус. Пер. 1956) посвящён описанию общества будущего и рев. Путей его построения.Воспитание считал «краеугольным камнем» обществ, здания и видел в нём проявление определённого характера обществ, отношений..

Действие В Психологии

Произвольный, преднамеренный акт, направленный на достижение осознаваемой цели. Структурная единица деятельности. В отеч. Психологии представление о Д. Как специфич. Единице деятельности введено С. Л. Рубинштейном и А. Н. Ле-онтъевым. В качестве единицы анализа и предмета исследования понятие Д. Используется при изучении перцептивных, двигательных, мнемич., умственных и др.Д. Определяется целью, на достижение к-рой оно направлено, и мотивом, побуждающим человека стремиться к данной цели. В целен..

Декенс (Dekens), Деке Н, Карлис

(28.6.1866, Яунгулбенская волость Лиф-ляндской губ., ныне в Гулбенском р-не Латвии, — 10.6.1942, близ Зелениеки, ныне в Елгавском р-не Латвии. Похоронен в Риге), латыш, педагог, обществ, деятель. Окончил Прибалт. Учительскую семинарию (1889) в Риге. В 1916—17 учился в Москве, в Нар. Ун-те Шанявского. С 1906 учитель, гл. Обр. В школах Риги. В брошюре «Наша нар. Школа» (издана на латыш, яз. В Лондоне в 1902. Распространялась в Латвии нелегально) отстаивал идеи демократизации школы в Латвии, призыв..

Декроли (Decroly) Жан Овид

(23.7. 1871, Ренекс, — 12.9.1932, Брюссель), белы, врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. Окончил мед. Ф-т Гентского ун-та, занимался мед. Исследовательской работой в Берлине, Париже. Переехал в Брюссель, работал ассистентом в клинике. В 1912 руководил курсами повышения квалификации учителей. В 1913 проф. Высш. Пел. Школы, с 1920 проф. Гигиены и леч. Педагогики Брюссельского ун-та. В 1907 создал школу, назв. «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строило..

Дополнительный поиск Декарт (Descartes) Рене Декарт (Descartes) Рене

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Декарт (Descartes) Рене" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декарт (Descartes) Рене, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа