Декарт (Descartes) Рене
(латинизир. Имя — Картезий. Renatus Cartesi-us) [31.3.1596, Лаэ (Турень), — 11.2. 1650, Стокгольм], франц. Учёный и философ. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу, откуда вынес глубокую неприязнь к иезуитским методам воспитания. После неск. Лет воен. Службы и путешествий поселился в Нидерландах (1629), где провёл 20 лет в уединённых науч. Занятиях. В 1649 по приглашению швед, королевы переселился в Стокгольм.Выдвинул учение о двух разнородных субстанциях — мыслящей (душа) и протяжённой (тело) и поставил проблему соотношения между ними (психофизич. Проблема). Осн. Атрибутом мыслящей субстанции, по Д., является мышление, под к-рым он понимал все психич. Процессы, поскольку они открываются в самонаблюдении, т.е.
Сознаются. Т. О. Психика отождествлялась с сознанием. Идея разнородности и независимости друг от друга духа и материи центральная в системе Д. Человек представляет собой единств, случай в природе, где эти субстанции сосуществуют (что определяется, по Д., божеств, вмешательством). Опираясь на открытия в области физиологии и анатомии, предпринял попытку объяснить все процессы в теле без участия души, как продукт телесного механизма под влиянием внеш. Воздействий. Описанная Д. Схема двигат. Акта явилась первым вариантом учения о рефлексе. В мышлении выделял 2 типа актов. Бестелесные, т. Н. Действия души (интеллектуальные чувства, воля, мышление о нематериальных предметах), и функции, к-рые являются продуктом соединения души и тела.
Последние Д. Называл страстями в широком смысле слова, относил к ним восприятие, телесные потребности, чувства. Наиб, подробно разработал учение о страстях в узком смысле слова, т.е. О чувствах, рассмотрел их глубокое воздействие на поведение человека, наметил пути борьбы с нежелательными страстями, в к-рой уделял решающую роль воспитанию.В процессе познания Д. Исключит. Роль отвёл дедукции, под к-рой понимал рассуждение, опирающееся на достоверные исходные данные и состоящее из цепи также достоверных логич. Выводов, показал, что порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности. От знакомого к неизвестному, от простого к сложному.Идеалом воспитания и обучения, т. О., становится развитие ясного мышления, основанного на доказательстве.
Д. Провозгласил доктрину о природном равенстве умов, хотя допускал врождённые различия в качествах интеллекта (напр., в скорости протекания мыслительных процессов). Считал, что природных задатков для развития ума недостаточно, образование должно дополнять их и руководить ими. Неравенство в возможностях образования определяет, по Д., неравенство интеллектуальное. Т. О., образование, доступное каждому, — не привилегия, а естеств. Право. Рутинному обучению, основанному па механич. Заучивании, должны быть противопоставлены свобода мысли и логич. Стремление к истинному знанию. Эти идеи Д. Легли в основу ряда дидактич. Принципов, определивших реорганизацию традиц. Системы образования. В наиб, полной мере они были использованы в деятельности янсенистских школ, в частности школы Пор-Рояль под Парижем.С о ч.
В рус. Пер. Избр. Произв., [М.], 1950. Соч. В 2 п., т. 1, М., 1989.ЛитАсмус В. Ф., Декарт, М., 1956. А. Н. Ждан..
Дополнительный поиск Декарт (Descartes) Рене
На нашем сайте Вы найдете значение "Декарт (Descartes) Рене" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Декарт (Descartes) Рене, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 23 символа