Джемс, Джеймс (James), Уильям

115

(11.1.1842, Нью-Йорк, — 26.8.1910, Чо-коруа, шт. Нью-Хэмпшир), амер. Философ и психолог, один из основателей прагматизма. Проф. Физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского ун-та (1872—1907), где в 1892 совм. С Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии.Первоначально испытывал влияние «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в первой своей крупной работе («Принципы психологии», 1890) выступил против ассоциативной психологии, выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания. Развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психич. Состояний, из к-рого человек вычленяет отд. Группы чувственных элементов, составляющих затем его «реальный мир».

Одной из важных характеристик сознания Д. Считал его избирательность. Сознание Д. Рассматривал с точки зрения его функциональной ценности для жизни человека, как средство биол. Приспособления индивида. В связи с этим важную роль отводил индивидуальным физиол. Особенностям человека, инстинктам и эмоциям. Широкое распространение получила выдвинутая Д. Теория эмоций (теория Джемса — Ланге), трактующая эмоции как производные телесных движений (эта идея послужила одним из источников бихевиоризма). Развитая Д. Теория личности сказала большое влияние на формирование амер. Персонологии. Многие намеченные Д. Проблемы интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Ряд работ Д. Посвящён также психол.

Анализу религии.В трудах по педагогике Д. Сводил процесс воспитания к организации стремлений и навыков человека в определённые формы поведения с учётом решающего влияния инстинктов и эмоций. Д. Отмечал необходимость знания психологии для успешной работы учителя, не умаляя при этом роли пед. Способностей, выступил как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психич. Жизни учащихся. Педагогические воззрения Д. Получили развитие в прагматистской педагогике,Соч. The principles of psychology, v. 1 — 2. N. Y., [1931]. Talks to teachers on psychology and to students on some Hfe's ideals, №. Y., [1938]. В рус. Пер. — Беседы с учителями о психологии, М. 1902. Науч. Основы психологии. СПБ, 1902. Психология, СПБ, 1905 (новое изд.

— М. 1991). Прагматизм, СПБ, 19102. Существует ли сознание?, в сб. Новые идеи в философии, в. 4. СПБ, 1913;^Что такое эмоция?, в кн. Психология эмоций. Тексты, под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрей-тер, [М.]. 1984.Лит. Совр. Бурж. Философия. Ми972, с. 246—70. Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853. Per r у R. В. Thought and character of W. James, v. 1 — 2, Boston, 1935. Morris L., W. James. The message of modern mind, L.-N. Y., 1950. W i l d J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969. Myers G. E., W. James, bis life and thought, New Haven, 1986..

Значения в других словарях
Децентрация

Один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения. Функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. Человека.Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. Перспектив) др, людей. Источник Д. —..

Деятельность

Специфич. Форма обществ.-ист. Бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создаёт новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.Цель Д. Возникает у человека как образ предвидимого результата созидания...

Джефферсон (Jefferson) Томас

(13.4. 1743, Албемарл, — 4.7.1826, Монтиселло), амер. Гос. И обществ, деятель, просветитель. Автор проекта Декларации независимости 1776, президент США в 1801—09.На филос., социологич. И пед. Взгляды Д. Оказали влияние Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др.Движущей силой прогресса общества Д. Считал систему обществ, образования. В распространении знаний видел залог достижения счастья отд. Личностью и необходимое условие благосостояния гос-ва. Решающую роль в развит..

Джибладзе Георгий Николаевич

[27.4 (10.5).1913, Кутаиси, — 23.9.1989, Тбилиси], груз, педагог, филолог, д. Ч. АПН РСФСР (1959) и СССР (1967), акад. АН Груз. ССР (1960), дер филол. Наук (1952), проф. (1955). Окончил филол. Ф-т Тбилисского ун-та (1933). С 1935 преподаватель в Кутаисском пед. Ин-те. В 1953—60 мин. Просвещения Груз. ССР. В 1963—80 мин. Высш. И ср. Спец. Образования Груз. ССР, зав. Кафедрой журналистики и эстетики Тбилисского ун-та. С 1980 вице-през. АН Груз. ССР. Исследовал историю и теорию лит-ры, иск-ва, педа..

Дополнительный поиск Джемс, Джеймс (James), Уильям Джемс, Джеймс (James), Уильям

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джемс, Джеймс (James), Уильям" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джемс, Джеймс (James), Уильям, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 29 символа