Дидро (Diderot) Дени

136

(5.10.1713, Лангр, ныне в деп. Верхняя Марна, — 31.7.1784, Париж), франц. Философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем окончил коллеж д'Аркур в Париже. В 1732 получил звание магистра иск-в. Первые филос. Соч. Д. (в т. Ч. И «Философские мысли» — «Les pensees philosophiques», 1746, сожжённые в том же году по решению франц. Парламента) содержали критику христианской религии и церкви в духе деизма. Соч. После 1749 написаны Д. С позиций материализма и атеизма. В этом же году за распространение «опасных мыслей» был арестован. По выходе из тюрьмы стал одним из организаторов и редакторов — «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел »(«Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des scienccs, des arts et des me-tiers», 1751—80).

B 1773—74 посетил Россию, где пытался уговорить Екатерину II провести прогрессивные реформы. Поч. Ч. Петерб. АН и АХ.Д. Участвовал в разработке демокр. Программы воспитания и образования. Его «Энциклопедия» стала одновременно сводом теоретич. И практич. Знаний, сыгравшим большую роль в воспитании мн. Поколений. Д. Верил в природные силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества направлении, в частности трудовым обучением. Считал необходимым покончить с отрывом щк. Образования от жизни, настаивал на равном воспитании выходцев из всех сословий, отделении школы от церкви. В произв. «Систематическое опровержение книги Гельвеция, О человеке"» (1773—74) воспитание детей рассматривал в тесной связи с их анато-мо-физиол.

Особенностями. Задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие. Обратил внимание на то, что несправедливое обществ, устройство заглушает самые прекрасные задатки. В «Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге («О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и др.), а также в своих филос. И лит. Произведениях Д. Рассматривал широкий круг пед. Проблем (система образования, методы обучения и др.).Анализируя ист. Опыт и состояние ев-роп. Школы. Д. Намечал новые принципы организации просвещения.

В первую очередь он отстаивал принцип всеобщего обязат. Бесплатного нач. Образования. В эпоху, когда во Франции и в большинстве др. Гос— в школа считалась делом церкви, Д. Проектировал гос. Систему нар. Образования, построенную на основе бессословности, подчёркивая, что низшие слои были и будут рассадником добрых нравов и знаний. Д. Отмечал, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся более серьёзно и прилежно, чем дети богатых. Стремясь обеспечить фактич. Доступность школы, Д. Считал необходимым организовать материальную помощь гос-ва детям бедняков (бесплатные учебники и питание в нач. Школе, стипендии в ср. И высш. Школе).Д. Был противником господствовавшей в то время в Европе системы ср. Образования с её классицизмом и вербализмом.

Выступал за реальное направление в образовании, за его связь с практич. Потребностями жизни. На первый план выдвигал физ.-матем. И естеств. Науки. В распространении и углублении этих знаний Д. Видел залог развития произ-ва. Вместе с тем, указывал Д., естествознание вызывает большой интерес у детей, & изучение матем. Наук особенно развивает логич. Мысль и дух изобретательства. Его аргументация в пользу реального образования по своей разносторонности и убедительности превосходила всё написанное ранее по этому вопросу. Д. Хотел, чтобы вся система образования давала широкие, разносторонние теоретич. Знания. Он предложил 3 типа уч. Заведений. Нач. Школы, где обучали бы счёту, письму и и чтению. 6—8-лстнпе ср. Школы. Ун-ты. Наиб, внимание уделял ср.

Школе, предлагая строить уч. План с учетом взаимозависимости наук, выделять в каждом году обучения гл. Предметы одного цикла (напр., 1-й кл. — математика, 2-й -механика, 3-й — астрономия, 4-й — естествознание, эксперим. Физика, 5-й — химия, анатомия, 6-й — логика и критика, общая теория грамматики. 7-й — родной язык, 8-й — древние языки. Греческий и латинский, изучение антич. Лит-ры). Параллельно должны идти занятия по трём другим циклам (в послеобеденное время). 2-й цикл — философия, мораль, религия, история и хронология, география, начала экон. Науки. 3-й цикл — рисование, элементы архитектуры. 4-й цикл — музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Включая в уч. План религию, Д. Отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II.

Он намечал преподавание морали по книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха, в к-рых проявлялись тенденции материа-листич. Философии.Ценя основательность знаний, Д. Утверждал. «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Придавал важное значение хорошим учебникам, к составлению к-рых предлагал привлечь крупных учёных. В целях повышения уровня знаний рекомендовал 4 раза в год проводить в ср. Школе публичные экзамены, уч. Успехи молодёжи усиливать мерами поощрения. Лучших из окончивших назначать на гос. Должности.Для более тщательного подбора учителей Д. Советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя — глубокое знание предмета, «честная и чувствительная душа».

Задача учителя — сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твёрдость и справедливость, развивать в нём ум «здравый, просвещённый и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», заботиться об укреплении здоровья воспитанников.«План» Д. Не был осуществлён, но вошёл в историю педагогики как выражение новаторских замыслов просветителя. Был полностью опубликован только в 19 в. Мн. Мысли Д. О нар. Образовании получили распространение (через «Энциклопедию», филос. Произведения и т. П.), оказали влияние на развитие пед. Теории.С о ч. Oeuvres completes, t. 2—3, Р., 1875. В рус. Пер. — Собр. Соч. В 10 тт., т. 2, М. — Л., 1935, т. 10, М., 1947.Лит.

Дидро и Екатерина II. Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями М. Турне, СПБ. 1902. Шишкин А. Ф., Теория воспитания Д. Дидро, СП, 1938, № 10. Ф p у м о в С. А. Пед. Взгляды Дидро, в кн. Очерки по истории педагогики, под ред. Н. А. Константинова, М., 1952, с. 79 — 82. Длугач Т. Б., Д. Дидро, M., 19862. Diderot pedagogue, «Dossiers documentaires», 1964, № 67. Dolle J.-M., Poutique_ et pedagogie. Diderot et les problemes de l'edu-cation, P., 1973.A. H. Джуринский, С. А. Фрумов..

Значения в других словарях
Дидро (Diderot) Дени

(1713-1784) - фр. Философ-просветитель, писатель, теоретик искусства. Возглавлял издание знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" - выдающегося произведения фр. Просветителей. В своих первых работах ("Философские мысли", 1746. "Прогулка скептика, или Аллеи", 1747) придерживался деизма. В соч. "Письмо о слепых в назидание зрячим" (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога (в мире царит гармония, целесообразность, з..

Дидактические Игры

Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.Системы Д. И, впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребе-лем, М. Монтессори, для нач. Обучения — О. Декроли.В отеч. Пед. Практике в 40—50-е гг. Д. И, рассматривались преим. Как форма работы в дошк. Воспитании, в нач. Школе им отводилась роль средства отдыха от серьёзных уч. Занятий. В 1960- 70-е гг. Накапливался опыт использования игры как средства активизации уч. Процесса не только в начальных, но и в ср. Классах. С..

Дидактогения

(от греч. Didaktikos поучающий, и -genes-рождающий, рождённый), негативное психич. Состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. П. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения Д. Лежит психич. Травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. И неврозов у детей, причём Д...

Диктант

(от лат. Dicto — повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. Языка. Д. Состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В роли диктующих могут выступать и учащиеся. При этом выделяются взаимодиктант (поочерёдная диктовка учащихся друг другу, применяемая обычно на внеурочных занятиях) и самодиктант (запись учеником выученного наизусть).По идентичности (неидентичности) запис..

Дильтеи (Dilthey) Вильгельм

[19.11. 1833, Бибрих, близ Висбадена, — 1.10. 1911, Сьюзи (нем. Зайс), близ Больцано, Сев. Италия. Похоронен в Бибрихе], нем. Философ, психолог, историк культуры. Учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах (д-р философии, 1864). С 1866 проф. Ун-тов в Базеле, Киле, Брес-лау (Вроцлав). С 1882 руководитель кафедры философии Берлинского ун-та. Чл. Прусской АН (1887).Осн. Проблема исследований Д. — душевно-духовный мир человека. Центр, понятие — жизнь, к-рую он трактовал как культурно-ист, бытие че..

Дополнительный поиск Дидро (Diderot) Дени Дидро (Diderot) Дени

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дидро (Diderot) Дени" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дидро (Diderot) Дени, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа