Диктант
(от лат. Dicto — повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. Языка. Д. Состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В роли диктующих могут выступать и учащиеся. При этом выделяются взаимодиктант (поочерёдная диктовка учащихся друг другу, применяемая обычно на внеурочных занятиях) и самодиктант (запись учеником выученного наизусть).По идентичности (неидентичности) записи диктуемому тексту Д. Делятся на полный (без изменения диктуемого). Формоизменительный — с изменением формы отд. Слов, конструкций предложений. Выборочный — запись части диктуемого. Творческий — расширение диктуемого за счёт введения новых слов, словосочетаний, предложений.
Свободный Д. — запись учащимися в произвольной форме запоминаемого после однократного чтения текста по абзацам.По форме записи различают словесные и графич. Д. (записывается структура слова, словосочетания, предложения). При написании творческих и свободных Д, графич. Запись не применяется. В полном, формоизменительном и выборочном Д. Запись диктуемого может сопровождаться группировкой слов, словосочетаний, предложений (Д. С группировкой).По выполняемым функциям Д. Делятся на обучающие и контрольные. Обучающий Д. Может быть предупредительным — предупреждение возможных ошибок до записи диктуемого. Комментированным — предупреждение ошибок во время записи. Объяснительным — объяснение выбора правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок.
В обучающих Д. Используются как связные тексты, так и тексты, составленные из отд. Предложений или слов (словарные Д.). В целях предупреждения ошибок может проводиться зрительная подготовка (чтение записи всего диктуемого или его части, воспроизведённого на классной доске, плакате и т. Д.) — зрительный Д. Любой вид Д. Может сопровождаться фиксированием (напр., подчёркиванием) трудных для учащихся случаев правописания — Д. «проверяю себя».При формировании орфографич. И пунктуац. Умений и навыков применяютсяВ. Дильтеа. Все виды Д. Для формирования речевых умений и навыков — творческий и свободный Д. Выбор лица Д. Определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала. В качестве контрольных обычно проводят полные Д.Специфич.
Формы Д. Используются и в преподавании др. Уч. Предметов (напр., иностр. Яз., математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в муз. Школе).Лит. Ушаков М. В., О видах диктанта в семилетней и ср. Школе, Ми957. К о-б ы з с в А. И., Новый вид диктанта — «Проверяю себя», М., 1962. Ладыженская Т. А., Творческие диктанты, М., 1963. Её же, Немой «диктант», РЯШ, 1968, № 2. Лидман-Орлова Г. К., К вопросу о классификации диктантов, РЯШ, 1964, № 5. Федоренко Л. П., Принципы и методы обучения рус. Языку, М., 1964. Свободные диктанты, М., 1967. Григорян Л. Т., Графич. Диктант при первонач. Изучении синтаксиса и пунктуации, НШ, 1968, № 9. Морозова И. Д., Выборочный диктант, РЯШ, 1971, № 1. Б ар ан о в М. Т., О видах диктанта по рус. Языку в 4—8 кл., РЯШ, 1975, № 2.
М. Т. Баранов..
Дополнительный поиск Диктант
На нашем сайте Вы найдете значение "Диктант" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диктант, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа