Диктант

240

(от лат. Dicto — повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. Языка. Д. Состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В роли диктующих могут выступать и учащиеся. При этом выделяются взаимодиктант (поочерёдная диктовка учащихся друг другу, применяемая обычно на внеурочных занятиях) и самодиктант (запись учеником выученного наизусть).По идентичности (неидентичности) записи диктуемому тексту Д. Делятся на полный (без изменения диктуемого). Формоизменительный — с изменением формы отд. Слов, конструкций предложений. Выборочный — запись части диктуемого. Творческий — расширение диктуемого за счёт введения новых слов, словосочетаний, предложений.

Свободный Д. — запись учащимися в произвольной форме запоминаемого после однократного чтения текста по абзацам.По форме записи различают словесные и графич. Д. (записывается структура слова, словосочетания, предложения). При написании творческих и свободных Д, графич. Запись не применяется. В полном, формоизменительном и выборочном Д. Запись диктуемого может сопровождаться группировкой слов, словосочетаний, предложений (Д. С группировкой).По выполняемым функциям Д. Делятся на обучающие и контрольные. Обучающий Д. Может быть предупредительным — предупреждение возможных ошибок до записи диктуемого. Комментированным — предупреждение ошибок во время записи. Объяснительным — объяснение выбора правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок.

В обучающих Д. Используются как связные тексты, так и тексты, составленные из отд. Предложений или слов (словарные Д.). В целях предупреждения ошибок может проводиться зрительная подготовка (чтение записи всего диктуемого или его части, воспроизведённого на классной доске, плакате и т. Д.) — зрительный Д. Любой вид Д. Может сопровождаться фиксированием (напр., подчёркиванием) трудных для учащихся случаев правописания — Д. «проверяю себя».При формировании орфографич. И пунктуац. Умений и навыков применяютсяВ. Дильтеа. Все виды Д. Для формирования речевых умений и навыков — творческий и свободный Д. Выбор лица Д. Определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала. В качестве контрольных обычно проводят полные Д.Специфич.

Формы Д. Используются и в преподавании др. Уч. Предметов (напр., иностр. Яз., математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в муз. Школе).Лит. Ушаков М. В., О видах диктанта в семилетней и ср. Школе, Ми957. К о-б ы з с в А. И., Новый вид диктанта — «Проверяю себя», М., 1962. Ладыженская Т. А., Творческие диктанты, М., 1963. Её же, Немой «диктант», РЯШ, 1968, № 2. Лидман-Орлова Г. К., К вопросу о классификации диктантов, РЯШ, 1964, № 5. Федоренко Л. П., Принципы и методы обучения рус. Языку, М., 1964. Свободные диктанты, М., 1967. Григорян Л. Т., Графич. Диктант при первонач. Изучении синтаксиса и пунктуации, НШ, 1968, № 9. Морозова И. Д., Выборочный диктант, РЯШ, 1971, № 1. Б ар ан о в М. Т., О видах диктанта по рус. Языку в 4—8 кл., РЯШ, 1975, № 2.

М. Т. Баранов..

Значения в других словарях
Диктант

(от лат. Dicto — диктую) один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся. Наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. Обучающие и контрольные. Обучающий Д. Может быть предупредительным, комментированным или объяснительным — в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного Д. Орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного Д. — по ходу записи, при объяс..

Диктант

Или диктовка — бывает двоякого рода. 1) повторительный и 2) проверочный. Первый имеет целью ознакомление с правилами грамматики и упражнение в них. Он необходимо должен быть систематическим и состоять в связи с проходимым курсом грамматики. Предметами такого Д. Служат отдельные фразы и целые статьи. Последние более пригодны при прохождении синтаксиса. С целью закрепления грамматических правил этот Д. Всегда должен сопровождаться разбором. Проверочный Д., имеющий в виду контроль знаний учащихся, ..

Диктант

Лат. Dictatum, от dicere. Говорить. Действие диктующего.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)(лат. Dictatum, от dicere - говорить). Действие диктующего.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)обучение правильному письму, при котором учащий говорит (диктует), а ученик записывает его слова по слуху.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в соста..

Диктант

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Диктант

М.Вид работы по обучению орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста под диктовку.. ..

Диктант

ДИКТА́НТ -а. М. [от лат. Dictare - диктовать]. Письменное упражнение (обычно контрольное) в правописании, состоящее в записывании диктуемого текста. Диктовка (2 зн.). Писать д. Получить оценку за д. Контрольный д.. ..

Диктант

-а, м. Письменная проверочная работа — записывание текста, диктуемого учителем. Контрольный д. II прил. Диктан-тный, -ая, -ое.. ..

Диктант

Диктанта, м. (педаг.). То же, что диктовка во 2 знач.. ..

Диктант

Образовано на базе французского dictee – "диктовка", восходящего в свою очередь к латинскому dictare – "предписывать".. ..

Диктант

Искон. Суф. Производное (суф. -ант) от франц. Dictée «диктовка» (от лат. Dictare «предписывать»). См. Диктатура, диктор.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Дидактогения

(от греч. Didaktikos поучающий, и -genes-рождающий, рождённый), негативное психич. Состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. П. Отрицательно сказывается на деятельности учащегося, затрудняет межличностные отношения. В основе возникновения Д. Лежит психич. Травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики Д. И неврозов у детей, причём Д...

Дидро (Diderot) Дени

(5.10.1713, Лангр, ныне в деп. Верхняя Марна, — 31.7.1784, Париж), франц. Философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем окончил коллеж д'Аркур в Париже. В 1732 получил звание магистра иск-в. Первые филос. Соч. Д. (в т. Ч. И «Философские мысли» — «Les pensees philosophiques», 1746, сожжённые в том же году по решению франц. Парламента) содержали критику христианской религии и церкви в духе деизма. Соч. После 1749 написаны Д. С позиций материализма и атеизма. В этом ж..

Дильтеи (Dilthey) Вильгельм

[19.11. 1833, Бибрих, близ Висбадена, — 1.10. 1911, Сьюзи (нем. Зайс), близ Больцано, Сев. Италия. Похоронен в Бибрихе], нем. Философ, психолог, историк культуры. Учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах (д-р философии, 1864). С 1866 проф. Ун-тов в Базеле, Киле, Брес-лау (Вроцлав). С 1882 руководитель кафедры философии Берлинского ун-та. Чл. Прусской АН (1887).Осн. Проблема исследований Д. — душевно-духовный мир человека. Центр, понятие — жизнь, к-рую он трактовал как культурно-ист, бытие че..

Директор Школы

В Рос. Федерации главное адм. Лицо школы. Должность зав. Школой, председательствующего в шк. Совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы, впервые введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918—23 школой управлял совет. Его исполнит, органом был президиум). С 1934 по пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре нач. И ср. Школы в СССР» должность зав. Неполной ср. И ср. Школой стала именоваться — «директор». Зав. Нач. Школой стал называться директором по Уставу ср. Школы 19..

Дополнительный поиск Диктант Диктант

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Диктант" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диктант, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа