Дмитриев Николай Константинович
[28.8(9.9). 1898, Москва, — 22. 12. 1954, там же], языковед-тюрколог, методист, д. Ч. АПН РСФСР (1945. Ч.-к. АН СССР, 1943). Основоположник крупной отеч. Школы тюркологии, дер филол. Наук (1938), проф. (1930). Окончил ист.-фи-лол. Ф-т Моск. Ун-та (1920) и ближневосточный ф-т Моск. Ин-та востоковедения (1922). Науч. Деятельность начал в РАНИОН при МГУ в 1921, вёл науч.-пед. Работу в Ленингр. Ин-те востоковедения (1925—37), ЛГУ (1925—41), МГУ (1928—54), НИИ школ (1937—43), Ин-те языкознания (1938—54), НИИ нац. Школ АПН (1949—53).Лингвистич. Труды Д. Связаны с разработкой разл. Направлений тюркологии. Созданием сравнит.-ист. Грамматики тюрк, языков, анализом их взаимоотношений со слав, яз., описанием и систематизацией памятников тюрк, фольклора.
Обстоятельно исследованы совр. Тюрк, языки Поволжья, Крыма и Приуралья. Изданы обширные рус.-башк. (1948) и рус.-тат. (1955) словари с приложением подробных грамматич. Очерков, составлены науч. Грамматики кумыкского (1940) и башк. (1948) языков. На основе этих трудов впоследствии разработаны соотв. Шк. Учебники. В «Очерках по методике преподавания рус. И родного языков в тэт. Школе» (1952, в соавт.) обосновал метод, принципы сопоставит, изучения русского и родного языков в школе, построив пособие на тесной координации уч. Программ данных курсов. Плодотворность подхода Д. К двуязычию состояла в последовательном утверждении равных выразительных возможностей языков, в тщательном выяснении общего и различного в их системах, в выработке «диф-ференциров.
Методики преподавания». Выделил 2 возможных способа организации лингвистич. Материала в уч. Курсах. При наличии сходных элементов и категорий в языках (общие лексич. Разряды глаголов, предлоги и послелоги) гл. Внимание в процессе обучения сосредоточивалось на анализе их общих функций, а затем, в ст. Классах, на выявлении семан-тич. Оттенков в употреблении. Особые метод, трудности представляло усвоение учащимися грамматич. Категорий (род, вид глагола), отсутствовавших в родном языке. Здесь преподавание строилось на поиске разнообразных «замещающих» языковых средств, аналогичных по значению русским. Сравнительное изучение языков опиралось на поэтапную систему упражнений. От использования наглядных пособий, составления схем и таблиц к самостоятельным письменным работам, направленным на рассмотрение смыслового богатства грамматич.
Форм, их места в языковой системе.Соч. Очерки по методике преподавания рус. И родных языков в нац. Школе, М., 1954 (соавт.).Лит. А р а к и и В. Д. Н. К. Дмитриев, М., 1972. С. Г. Степанов..
Дополнительный поиск Дмитриев Николай Константинович
На нашем сайте Вы найдете значение "Дмитриев Николай Константинович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дмитриев Николай Константинович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 31 символа