Добролюбов Николай Александрович

95

[24.1(5.2). 1836, Нижний Новгород, — 17(29).11.1861, Петербург], лит. Критик, публицист, просветитель. Род. В семье священника. В 1847 поступил в Нижегородское духовное уч-ще, через год перешел в семинарию. В 1853—57 студент ист.-филол. Ф-та Гл. Пед. Ин-та в Петербурге, по окончании к-рого возглавил кри-тико-библиографич. Отдел журн. «Современник».Пед. Идеи Д., изложенные в ряде пуб-лицистич. И лит.-критич. Статей («О значении авторитета в воспитании», — «Николай Владимирович Станкевич», «Новый кодекс русской практической мудрости», «Основные законы воспитания», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Что такое обломовщина?» и др.), являются существенной стороной его демокр. Убеждений. Проблема суверенитета личности в современную Д.

Эпоху формирования в России гражд. Общества, переворота в обществ, сознании и во всём жизненном укладе предстаёт как основа всех его суждений по вопросам воспитания.Сторонник практич. Дела, здравого смысла и логики, цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Непременным условием воспитания считал предоставление ребёнку права сознательного действия «по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды». Воспитанник, т. О., должен вырабатывать необходимые нравств. Критерии, а задача педагога состоит в том, чтобы направлять это действие, способствуя формированию в сознании ребёнка истинных этич.

Ценностей. В ст. «О значении авторитета в воспитании» Д. Формулирует гл.Н, А. Добролюбов. Принцип этого подхода к воспитанию — «уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного нормального развития». Д. Отвергал авторитарный способ общения с ребёнком, утверждая, что даже при идеальном в пед. И нравств. Отношении воспитателе подобный метод убивает в воспитаннике «смелость и самостоятельность ума», притупляет восприимчивость к знаниям. Тезису И. Ф. Гербарта о подавлении «злой воли» ребёнка, к-рый рус. Реакционным педагогом Н. А. Миллер-Красовским был сформулирован как принцип «не рассуждай, а исполняй», Д. Противопоставляет понятие о «внутреннем человеке» в воспитаннике. Приказу, к-рый не обсуждается, — меры, «оправданные в собственном сознании ребёнка».

С этим связан ряд публицистич. Выступлений Д., защищающих права личности в условиях крепостной России. Отвергал систему поощрений и наказаний, расценивая её как унижение достоинства человека, как сведение воспитат. Работы к «дрессировке». В полемике вокруг «Правил о проступках и наказании учеников», составленных Н. И. Пироговым, занял принципиальную позицию. Высоко ценя заслуги хирурга и педагога, он осудил эти правила как бесчеловечные и бесспорно вредные для педагогики. Считая авторитарный метод воспитания плодом сухой академич. Мысли, утверждал, что необходимо строить педагогику в зависимости от индивидуальных черт каждого ребёнка, а не «жертвовать дитя педагогическим расчётам».Сформулировал осн. Направления нового типа воспитания, к-рое было призвано противостоять офиц.

Пед. Политике, нивелирующей своеобразие личности ребёнка. Важнейшее значение в воспитании придавал труду, к-рый, физически совершенствуя человека, одновременно воспитывает в нём нравств. Ответственное отношение к жизни, ибо нравственность обнаруживается не в пустом морализировании, а в непосредств. Жизненном поведении. В повседневной работе выявляется и подлинный патриотизм, воспитание к-рого Д. Считает основой нравственности, резко противополагая его «как проявление живое и деятельное» псевдопатриотизму. «Он не терпит ни малейшего риторизма, всегда как-то напоминающего труп, над которым произносят надгробную речь» (Избр. Пед. Соч., с. 100—101). Способность проявлять гражд. Патриотизм, в свою очередь, требует от человека непреклонной воли, упорства, настойчивости, неподкупности и, когда это требует нар.

Благо, жертвенности. Воспитание этих качеств в человеческом характере также считал первостепенными задачами нравств. Воспитания. Но обществ, активность как основа «нового человека» немыслима вне верного понимания действительности.Каждый человек должен получать умственное образование, призванное ориентировать деятельность личности. Д. Отвергает обучение, приводящее к нагромождению в памяти человека разл. Фактов, имён и дат, к-рыми изобилуют учебники. Обучение должно дать человеку практич. Сведения о мире, оказать ему реальную помощь в самопознании. Отсюда ведущими в дидактич. Принципах Д. Стали требование сознательного усвоения знаний в процессе обучения, построенном на постепенности и последовательности в их изложении.

Чтобы добиться понимания предмета, нужно пробудить в учащихся истинный стимул к учёбе — «интерес самого знания». (Положит, примером торжества системы естеств.-разумного воспитания и обучения для Д. Было уч-ще Р. Оуэна в Нью-Ланарке) Настаивал на демокр. Принципах обучения, его общедоступности. Отмечая необходимость жен. Образования, рассматривал его как фактор эмансипации, широко обсуждавшейся в лит-ре и публицистике 19 в. Недостатки официальной шк. Системы могут быть отчасти компенсированы самообразованием, широкие возможности к-рого Д. Сумел продемонстрировать на собств. Примере.Высказал ряд предложений по составлению уч. Лит-ры, книг для дет. Чтения. Уч. Лит-ра для детей должна быть не менее серьёзна в освещении науч.

Вопросов, чем лит-ра для взрослых. Необходимо избирать для неё наиб, значит, факты из жизни природы и общества. Язык должен быть ясный, серьёзный и строгий, без жеманства и заискиваний. Свои требования воспитания у детей «реального» взгляда на действительность Д. Распространял и на худож. Лит-ру для детей, выступая против оторванной от конкретной жизни фантастики (отчасти и против сказок) и занимательности ради занимательности. В дет. Книгах должны быть «положительные сведения о мире и человеке. Рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество и встретят нынешних детей тотчас, как только они вступят в жизнь...».Пед. Взгляды Д. Наряду с пед. Идеями Н. Г. Чернышевского и др. Служили делу формирования демокр.

Обществ, сознания.С о ч. Собр. Соч., т. 1—9 М. — Л., 1961 — 1964. Избр. Пед. Произв., вступ. Ст. В. 3. Смирнова, М., 1952. Избр. Пед. Соч., вступ. Ст. В. Ф. Козьмина и Ю. А. Рудь, М., 1986.ЛитШиллегодский С. П., Н. А. Добролюбов о дет. Лит-ре и дет. Чтении, М. — Л1953. Григорьев Н., Рус. Рев.-демокр. Педагогика 60-х гг. XIX ст., Харьков, 1955. Смирнов В. 3., Пед. Взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957. Н. А. Добролюбов. Указатель лит-ры. 1917 — 1960, М., 1961. Соколов Н. И., Н. А. Добролюбов. Биография, М. — Л1965. Никоненко В. С., Н. А. Добролюбов, М., 1985. Коган Л. А., Проблема человека в мировоззрении Н. А. Добролюбова, ВП, 1986, № 2, с. 124—35. Розанов В. В., Три момента в развитии рус. Критики, в его кн. Мысли о лит-ре, М., 1989. С. Л. Кравец..

Значения в других словарях
Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, ‒ 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848‒53). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял борьбу студентов против реакционной администрации института. Уже в первые годы жизни в Петербурге про..

Добролюбов Николай Александрович

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-61) - русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод т. Н. "реальной критики" (статьи 1859-60. "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?"). Создал сатирическое приложени..

Добролюбов Николай Александрович

Самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений ("Пускай умру, печали мало"). С горьким предчу..

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов, Николай Александрович - самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений ("Пускай у..

Добролюбов Николай Александрович

(1836—1861), революционер-демократ, литературный критик, публицист, поэт. Приехал в Петербург в 1853. Окончил Главный педагогический институт (1857), где был фактической главой оппозиционного студенческого кружка, в 1855 выпускал нелегальную рукописную газету «Слухи». С 1856 один из ведущих сотрудников журнала «Современник» (редактор критико-библиографического отдела), соратник Н. Г. Чернышевского. Статьи Д. «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придёт настоящий ден..

Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов, Николай Александрович - самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно-блестящая по своим литературным результатам, но замечательно тусклая в его личном существовании. Судьба с ним сыграла именно ту "обидную шутку", которой так "страшился" его "ум больной" в одном из написанных им перед самой смертью стихотворений ("Пускай у..

Добролюбов Николай Александрович

(1836-1861) - рус. Литературный критик, публицист, поэт, философ.В 1853-1857 учился в Главном педагогическом ин-те в Петербурге. Кружок, который образовался вокруг него в ин-те и возглавлялся им, первоначально вырабатывал отношение к религии. Его идейным знаменем стал атеизм. Но вскоре основное внимание в кружке начинает сосредоточиваться на политических вопросах. Именно в студенческие годы Д. Формируется как революционный демократ. В 1856 он познакомился с Н.Г. Чернышевским, стал его учеником, ..

Добродетель

Категория этики, обозначающая положительные нравств. Качества личности. Сплав идей, чувств и практич. Умений, обеспечивающих должное поведение. Нравств. Отношения характеризуются мн. Д. Отзывчивостью, верностью, порядочностью, скромностью, великодушием и т. П. От истинной Д. Следует отличать Д. Ложную, ханжескую, лицемерную, к-рая кичится мнимыми достоинствами, скрывая свои пороки и недостатки за декларируемыми нравств. Ценностями. Понимание Д. Исторически менялось. Каждая культура, выдвигая сво..

Доброжелательность

Отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно Д. Проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравств. Точки зрения Д. Является долгом человека. По отношению ко всем людям требование Д. Определяется постулируемым моралью равенством людей и правом каждого человека на уважение. При этом в Д. Подчёркивается не только безусловное признание в др. Человеке его морального достоинства, но выражаются миролюбие, дружественность, го..

Добромыслов Василий Алексеевич

[5(17).4.1892, г. Белозерск, ныне Вологодской обл., — 2.5.1965, Москва], филолог, методист рус. Яз., ч.-к.' АЙН РСФСР (1950). В 1917 окончил Петрогр. Ист.-филол. Ин-т. Пед. Деятельность начал в 1918 в Обществ, гимназии г. Хор-лы Таврической губ. Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Моск. Обл. С 1938 на науч.-пед. Работе в Москве, в т. Ч. В МГПИ им. В. И. Ленина (1938- 1941), НИИ общего и политехн. Образования АПН (1944—65).Одно из осн. Направлений метод, деятельности Д. — исследование ..

Доброславин Алексей Петрович

[29.9(11.10). 1842, с. Дятьково, ныне Брянской обл., — 18(30). 11.1889, Петербург], врач-гигиенист, один из основоположников эксперим. Воен. И шк. Гигиены в России. По окончании Медико-хирур-гич. Академии в 1865 был оставлен там же ординатором. В 1868 защитил докторскую дисс. В 1869—70 работал в Германии. Основатель и руководитель (1871), проф. (с 1876) первой в стране самостоят, кафедры гигиены в Медико-хирургич. Академии (с 1881 Воен.-мед. Академия). Отмечал необходимость физиол. И гигие-нич. ..

Дополнительный поиск Добролюбов Николай Александрович Добролюбов Николай Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Добролюбов Николай Александрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Добролюбов Николай Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 32 символа