Дом Свободного Ребёнка
Эксперим. Уч.-воспитат. Учреждение для детей 5—10 лет, основывавшее свою деятельность на принципах теории свободного воспитания, существовало в Москве в 1906—09. Д. С. Р. Организован Об-вом друзей естеств. Воспитания на базе семейного дет. Сада М. Станиловской (открыт в 1903), занятия в к-ром строились как отклик на запросы ребёнка в форме игры, ручного труда, рассказов, бесед, экскурсий. Детям предоставлялась возможность творческого самовыражения в процессе рисования, лепки, рукоделия и i. П. После закрытия об-ва (1907) Д. С. Р. Стал называться дет. Садом М. А. Гу-цевич (на её имя имелось разрешение на открытие дет. Сада и частной школы 3-го разряда), а руководство им перешло к «Кружку совместного воспитания и образования детей» во главе с К.
Н. Вентце-лем.По плану организаторов, Д. С. Р. Являлся «пед. Общиной», состоявшей из детей, их руководителей и родителей, объединённых стремлением максимально приблизиться к типу идеального общества, основанного на идеях свободы, братства и справедливости. Д. С. Р. Не имел постоянного руководителя и твёрдого штата. Занятия проводили дежурные родители и работавшие бесплатно педагоги. Коллективное заведование осуществляло выборное бюро, деятельность к-рого контролировало общее собрание родителей и преподавателей — высш. Орган учреждения. В 1907 бюро и общее собрание были заменены руководительной комиссией. Во всех её собраниях с правом решающего голоса мог участвовать любой из родителей. Руководители занятиями и дежурные родители еженедельно отчитывались перед комиссией о ходе занятий с детьми.Основой работы Д.
С. Р., по замыслу организаторов, был общественно полезный, производительный, творческий труд (по самообслуживанию, изготовлению шк. Оборудования, уходу за животными и растениями и др.), тесно связанный с иск-вом и умственными занятиями. Обязат. Уч. Занятия и заранее разработанные планы и программы отвергались. Необходимые навыки в счёте, письме и чтении, а также науч. Знания дети должны были получать в процессе труда, по мере появления потребности в них. Программа дальнейших занятий должна была вырабатываться постепенно, при непременном участии самих детей и при соблюдении их требований и интересов.Предоставление детям полной свободы, произвольной группировки по интересам, выжидательная позиция взрослых, их боязнь ущемить дет.
Свободу и хоть в чём-то уподобиться казённой школе привели в итоге к избытку праздного времяпровождения, «необузданному своеволию» детей. Это заставило руководителей более продуманно подойти к организации занятий, провести более чёткое деление на группы (младшую, среднюю и старшую), пригласить для них штатных воспитателей. Однако материальные трудности не позволили развернуть и завершить задуманный пед. Эксперимент. Не было средств на должную организацию разнообразных видов занятий в мастерских, на оплату труда руководителей. Отрицательную роль сыграли постоянно меняющийся состав педагогов и воспитанников, отсутствие руководителя учреждения и боязнь части родителей оставить детей без официального аттестата зрелости.Опыт работы Д.
С. Р. Показал несостоятельность таких сторон свободного воспитания, как стихийность процесса воспитания, недооценка сжлематич. Уч. Занятий и др., подтвердив в то же время ценность и плодотворность ведущего лозунга этой теории — «самодеятельность и свободное творчество детей, производительный общественный труд — основа воспитания и образования». Это позволило Вентцелю и его сторонникам с учётом данных практики Д. С. Р. Более детально разработать теорию «идеальной школы будущего», в к-рой есть немало ценного и для совр. Педагогики.ЛитКружок совм. Воспитания и образования детей в Москве (1907 — 1912), М., 1912. Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка. (Как создать свободную школу), Ми9233. Его же, Новые пути воспитания и образования детей, M., 19232.
К и с т я — ковская М. В., Горбунова-По-садова E. E., Первый опыт свободной трудовой школы. «Дом свободного ребенка» М. — П. 1923. Михайлова М. В., Дом свободного ребенка. (К 125-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля), СП, 1983, № 4..
Дополнительный поиск Дом Свободного Ребёнка
На нашем сайте Вы найдете значение "Дом Свободного Ребёнка" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дом Свободного Ребёнка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 22 символа