Дом Свободного Ребёнка

152

Эксперим. Уч.-воспитат. Учреждение для детей 5—10 лет, основывавшее свою деятельность на принципах теории свободного воспитания, существовало в Москве в 1906—09. Д. С. Р. Организован Об-вом друзей естеств. Воспитания на базе семейного дет. Сада М. Станиловской (открыт в 1903), занятия в к-ром строились как отклик на запросы ребёнка в форме игры, ручного труда, рассказов, бесед, экскурсий. Детям предоставлялась возможность творческого самовыражения в процессе рисования, лепки, рукоделия и i. П. После закрытия об-ва (1907) Д. С. Р. Стал называться дет. Садом М. А. Гу-цевич (на её имя имелось разрешение на открытие дет. Сада и частной школы 3-го разряда), а руководство им перешло к «Кружку совместного воспитания и образования детей» во главе с К.

Н. Вентце-лем.По плану организаторов, Д. С. Р. Являлся «пед. Общиной», состоявшей из детей, их руководителей и родителей, объединённых стремлением максимально приблизиться к типу идеального общества, основанного на идеях свободы, братства и справедливости. Д. С. Р. Не имел постоянного руководителя и твёрдого штата. Занятия проводили дежурные родители и работавшие бесплатно педагоги. Коллективное заведование осуществляло выборное бюро, деятельность к-рого контролировало общее собрание родителей и преподавателей — высш. Орган учреждения. В 1907 бюро и общее собрание были заменены руководительной комиссией. Во всех её собраниях с правом решающего голоса мог участвовать любой из родителей. Руководители занятиями и дежурные родители еженедельно отчитывались перед комиссией о ходе занятий с детьми.Основой работы Д.

С. Р., по замыслу организаторов, был общественно полезный, производительный, творческий труд (по самообслуживанию, изготовлению шк. Оборудования, уходу за животными и растениями и др.), тесно связанный с иск-вом и умственными занятиями. Обязат. Уч. Занятия и заранее разработанные планы и программы отвергались. Необходимые навыки в счёте, письме и чтении, а также науч. Знания дети должны были получать в процессе труда, по мере появления потребности в них. Программа дальнейших занятий должна была вырабатываться постепенно, при непременном участии самих детей и при соблюдении их требований и интересов.Предоставление детям полной свободы, произвольной группировки по интересам, выжидательная позиция взрослых, их боязнь ущемить дет.

Свободу и хоть в чём-то уподобиться казённой школе привели в итоге к избытку праздного времяпровождения, «необузданному своеволию» детей. Это заставило руководителей более продуманно подойти к организации занятий, провести более чёткое деление на группы (младшую, среднюю и старшую), пригласить для них штатных воспитателей. Однако материальные трудности не позволили развернуть и завершить задуманный пед. Эксперимент. Не было средств на должную организацию разнообразных видов занятий в мастерских, на оплату труда руководителей. Отрицательную роль сыграли постоянно меняющийся состав педагогов и воспитанников, отсутствие руководителя учреждения и боязнь части родителей оставить детей без официального аттестата зрелости.Опыт работы Д.

С. Р. Показал несостоятельность таких сторон свободного воспитания, как стихийность процесса воспитания, недооценка сжлематич. Уч. Занятий и др., подтвердив в то же время ценность и плодотворность ведущего лозунга этой теории — «самодеятельность и свободное творчество детей, производительный общественный труд — основа воспитания и образования». Это позволило Вентцелю и его сторонникам с учётом данных практики Д. С. Р. Более детально разработать теорию «идеальной школы будущего», в к-рой есть немало ценного и для совр. Педагогики.ЛитКружок совм. Воспитания и образования детей в Москве (1907 — 1912), М., 1912. Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка. (Как создать свободную школу), Ми9233. Его же, Новые пути воспитания и образования детей, M., 19232.

К и с т я — ковская М. В., Горбунова-По-садова E. E., Первый опыт свободной трудовой школы. «Дом свободного ребенка» М. — П. 1923. Михайлова М. В., Дом свободного ребенка. (К 125-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля), СП, 1983, № 4..

Значения в других словарях
Дом свободного ребёнка

(«Дом свобо́дного ребёнка», ) школа экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет. Была организована в 1906 членами Московского кружка совместного воспитания и образования (во главе с К. Н. Вентцелем (См. Вентцель)), выступившими в период Революции 1905—07 за создание «новых школ» на основе принципов, сформулированных представителями мелкобуржуазной теории свободного воспитания (См. Свободное воспитание). «Д. С. Р.» представлял собой самоуправляющуюся педагогическую общину, объединявшую на ра..

Долг

Категория этики, выражающая нравств. Задачу отд. Человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. Отличается от более абстрактного понятия должного, охватывающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм). В истории человечества содержание Д. Толковалось различно в зависимости от конкретных проблем общества и понимания обязанностей, лежащих на человеке в ту и..

Дом Детской Книги

Осн. В 1950 в Москве как подразделение изд-ва «Дет. Лит-ра». Задачи Д. Д. К. Изучение совр. Дет. Лит-ры, тенденций её развития, спроса на дет. Книгу, соотношение издательской практики и читательских интересов. Пропаганда дет. Книги, укрепление творческих связей писателей, художников, издательских работников с юными читателями. Помощь семье и школе в организации дет. Чтения. Д. Д. К. Проводит совещания по отд. Проблемам дет. Лит-ры и для обсуждения дет. Книг с участием писателей, литературоведов,..

Дома Работников Просвещения

Культ.-просвет, учреждения для учителей, преподавателей пед. Уч. Заведений, работников дошк., внешк. И др. Учреждений системы нар. Образования. Учреждены декретом СНК, подписанным В. И. Лениным в 192t. Находятся в ведении к-тов профсоюзов работников просвещения, высш. Школы и науч. Учреждений. Органов нар. Образования. В 1934—56 наз. Домами учителя (нек-рые из них сохранили это название). В СССР в 1989 насчитывалось св. 400 Д. Р. П. В С.-Петербурге имеется Дворец культуры работников просвещения...

Дома Ребенка

В Рос. Федерации учреждения для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физич. Или психич. Развишя. До Окт. Революции в России существовали т. Н. Приюты для подкидышей, воспитательные дома, государственные или благотворительные. Подобные заведения есть и в заруб, странах.Д. Р. Находятся в веденпи органов здравоохранения, по путёвкам к-рых в них направляются дети от рождения до 3 лет (в специализиро..

Дополнительный поиск Дом Свободного Ребёнка Дом Свободного Ребёнка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дом Свободного Ребёнка" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дом Свободного Ребёнка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа