Достоевский Фёдор Михайлович
[30.10(11.11)Л821, Москва, — 28.1(9.2). 1881, Петербург], рус. Писатель, публицист. Учился в Петерб. Гл. Инж. Уч-ще (1838—43), по окончании к-рого состоял на гос. Службе. В 1844 вышел в отставку и стал проф. Литератором.Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей. На короткое время Д. Сблизился с В. Г. Белинским и его окружением, затем входил в кружок М. В. Петрашев-ского. В 1849 арестован по делу петрашевцев. Пережив инсценировку смертной казни, приговорен к четырем годам каторги с последующим поселением в Сибири. В 1859 Д. Было разрешено вернуться в Петербург. После каторги Д. Печатался в основном в журн. «Русский вестник», в нач. 60-х гг. — в издаваемых им совместно с братом M. M. Достоевским журналах «Время» и «Эпоха», где пропагандировал теорию почвенничества, связанную с поисками особого пути ист.
Развития России. В 1873 редактировал журн. «Гражданин», вел в нём периодич. Рубрику «Дневник писателя». В 1876—77 под этим названием вышло отд. Ежемесячное издание, весь материал к-рого писался Д. Наиб, выдающиеся романы Д., созданные после каторги. «Записки из Мёртвого дома» (1861), «Униженные и оскорблённые» (1861), «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—80).Худож. И публицистич. Творчество Д. Отличает внимание к внутр. Миру человека, проблемам духовного становления, формирования нравств. Принципов, что обусловило широкую популярность писателя, в т. Ч. И среди демократически настроенной молодежи, несмотря на его консервативную политич.
Позицию в последние годы жизни.Пед. Воззрения Д., представленные гл. Обр. Отдельными, разрозненными высказываниями, глубоко оригинальны и в своей основе не имеют непосредственных предшественников. Они определяются особенностями худож. Миросозерцания писателя, к-рое, в свою очередь, также генетически неоднородно (влияние Шиллера, Гюго, Гофмана, Радклиф, Гоголя и др.), и с трудом объединяются в стройную систему. Осн. Чертами худож. Мира Д. Являются признание иррациональности бытия, нарушение в нём законов логики и как следствие абсурдность, нелепость человеческого пребывания на Земле.Не доверяя традиц. Психол. Представлениям, как чрезмерно прямолинейно трактующим человека, писатель полагал, что людьми движет не столько стремление к счастью, сколько глубинная потребность в свободе выбора, вплоть до выбора между праведностью и грехом, между счастьем и страданием, между жизнью и смертью.
Д. Вводит в своё творчество и публицистику особый тип героя-парадоксалиста, выступающего против самих законов человеческого мышления и доводящего до парадокса авторскую мысль. «Гордый» человек у Д. Бунтует против абсурдности бытия, одновременно желая сокрушить любую стройную систему как догму, ограничивающую его свободу. Человек активен и не желает принимать на веру, как подарок, высшую идею, к-рая, однако, никак иначе и не может быть воспринята. Отчасти на отношение Д. К проблемам воспитания повлияла его славянофильская и почвенническая ориентация. В частности, в его изображении детей и взрослых людей из простого народа можно заметить нек-рые общие черты.Проблемы дет. Сознания, взросления и возмужания человека, воспитания нравственности, а также непосредственно связанные с ними размышления о будущем России проходят через всё творчество Д.
Можно выделить несколько осн. Тем, охватывающих проблемы воспитания. Семья и её совр. Состояние. Жизнь ребёнка, его взаимоотношения с окружающим миром. Пути формирования дет. Души и способы воздействия на человека. Значение науки, точного знания в развитии личности. Нек-рые методические рекомендации.Д. Постоянно проводит мысль о необходимости прочной основы семьи. В характерной для его публицистич. Рассуждений образной манере он пишет о том, что у каждого человека должен быть «свой Сад», своя земля, на к-рой «его дети с землей растут, с деревьями, с перепелами, которых ловят, учатся в школе, а школа в поле...» (т. 23, с. 96), куда он возвращается отдыхать после работы и где должен в конце концов умереть. Без этого семья гибнет, дети «родятся на мостовой» и становятся «Гаврошами», без национальности, родины, без родителей (23, 94).
Мысль о распаде семьи, об утрате семейных отношений и как следствие об одиночестве ребёнка первоначально прозвучала уже перед каторгой, в недописанной повести «Неточка Незванова», а затем появляется и в др. Произведениях. Д. Вводит своего рода термины, характеризующие типы совр. Ему семьи. Самый распространённый тип, по Д., — «случайное семейство», т.е. Семья, не связанная с другими общей идеей. Отсутствие высшей, объединяющей всех идеи приводит к тому, что родители не знают, как воспитывать детей, предпочитая нанимать учителей, что значит, по мнению Д., откупиться от ребёнка («ленивая семья»), либо воспитывают в соответствии с к.-н. Новой, модной идеей, глубоко не усвоенной ни отцом, ни тем более ребёнком, что приводит к искажениям в развитии личности.
Без высшей идеи родители не могут быть для ребёнка живым примером, к-рый, по мысли Д., имеет большее значение, чем преподанные родителями отвлечённые истины и понятия. В итоге воспитание делается нудной и неприятной работой для родителей, а дети становятся обузой, что и приводит последних к ранним переживаниям, а первых — к чрезмерной раздражительности, нередко доходящей до жестокости.Воспитанный в «случайном семействе» ребёнок перенимает упрощённые, воспринятые лишь внеш. Образом и не затронувшие души представления о жизни, что иной раз вызывает неразрешимое противоречие с потребностью в чём-то более сложном. Душа не выносит кажущейся «простоты и прямолинейности» окружающего, и ребёнок (подросток, молодой человек) может прийти к самоубийству (23, 145).
Причиной внутр. Кризиса может быть и высшая идея, доставшаяся «малограмотному существу» — человеку, воспитанному на отвлечённых, представляющихся простыми, самоочевидными понятиях и потому не подготовленному к её восприятию (24, 51). Наконец, «упрощённое» воспитание часто приводит к непомерным амбициям, к слишком охотному восприятию чужих идей (обычно — из Европы), к непониманию собств. Нац. Основ. К разряду неглубоко усвоенных западных теорий Д. Относил и рев. Идеи, при этом псевдореволюционеры и всякого рода мошенники (Ламберт из «Подростка», Петр Верховенский в «Бесах») в большой степени просто реализуют свою дет. Ненависть и «мстят за случайность свою» (22, 8). В то же время рев. Идеи у молодёжи и даже страсть к разрушениям Д.
Часто объясняет потребностью порядка, поиском и пытливостью (13, 453).Важнейшее место в творчестве писателя занимает тема детства. Фраза прозревающего Мити Карамазова «все дитё» может рассматриваться как выражение авторского ощущения. Дети, по мнению Д., — своеобразный эталон, мерило всех ценностей. Ребёнок — ангелоподобное существо, и нет на земле ничего более ценного, чем его жизнь и счастье. Жестокость по отношению к ребёнку, унижение его — самые отвратительные преступления, а дет. Страдания — свидетельство несовершенства и преступности мира. Однако проблема невинного страдания — только часть дет. Темы в романах Д., хотя и наиб, популярная. Взгляд Д. На ребёнка определяется идеей борьбы божественного и животного начала — «человек может превратиться обратно в скота» (29, кн.
2, 85). Дети в произведениях Д. — потенциальные взрослые, их души пока ещё безгрешны, но абсолютно никак не защищены от греха, не укреплены. Всё человеческое в них развито необыкновенно сильно, в т. Ч. И возможность порока. Человек, а в особенности ребёнок, по словам Мити Карамазова, «широк». Дет. Душа позволяет вместить очень многое. В «безгрешной душе» заключена уже «страшная возможность разврата» (22, 8). В детях необыкновенно развита способность мечтать и фантазировать, причём полюбиться и увлечь может и порочная фантазия. Ребёнок, допустивший непоа-ведную мысль, может любоваться ею и даже стремиться воплотить её в реальность, однако это ещё не означает развращённости и порочности дет. Души. Дет. Фантазии, считал писатель, нужно обеспечить нормальное развитие («дать ей утоление»), иначе она либо умертвится и не позволит развиться духовности, либо гипертрофируется и «тоже умертвит духовную сторону ребёнка преждевременно» (30, кн.
1, 211—212). Наилучшей возможностью утолить фантазию является чтение. В письмах Д. Рекомендовал достаточно широкий круг произведений для детей.В результате утраты обществом высшей руководящей идеи ребёнок не получает духовной опоры и легче переходит от фантазии к реальному поступку, что является причиной участившихся дет. Самоубийств. Подчинённость собств. Фантазии, власть её отличают и взрослых героев-мечтателей и генетически близких им (напр., Раскольников в «Преступлении и наказании»). Твёрдую нравств. Основу ребёнку предстоит обрести в долгом и трудном процессе постепенного формирования. «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека» (25, 47). Важнейшим моментом, определяющим последующее развитие, является однажды пережитое ребёнком сильное нравств.
Потрясение, эстетич. Впечатление (19, 109). Оно противопоставлено всевозможным отвлеч. Знаниям и теориям, «книжности» — как сама жизнь, оно даёт больше, чем все пед. Приёмы (22, 9), и через много лет может вдохновить человека на подвиг или геройство (23, 77). Впечатление закладывает в человеке зачатки положительно прекрасного, без к-рых нельзя вступать в жизнь (25, 181), и научает не только понимать прекрасное, но и внутренне переживать его, ценить. Прекрасное не должно усваиваться да-вом, как азбучная истина, оно даётся Щу. То. Духовным усилием. Д. Выступал njSpfJffif' воспитания подростков в обличительном духе, поскольку обличения лишь расшатывают веру в идеал и порождают в юной душе цинизм. Важнее представить молодёжи нечто «положительно прекрасное».
В то же время Д. Опасался, что ребёнку могут привить способность замечать только бросающееся в глаза (напр., сомневался, нужно ли вешать над постелью младенца яркие шары, не будет ли он потом всю жизнь «искать частностей и ярких точек»).В отношении науки, точного знания, строгой логич. Истины Д. Высказывался критически. Неподготовленной душе они ничего не дают, «книжность» ниже «грамотности», знание мн. Книг и теорий ещё не делает человека образованным. Истина, по мнению Д., постигается интуитивно. Не одобряя преподавание строгой теории в школе (22, 23), он отдавал предпочтение изложению в живых, запоминающихся картинах, без морализирования фрагментов из рус. Истории, библейских и евангельских сюжетов. Д. Не разделял также идей жен.
Образования. Девушки получают сразу сложнейшую специальность (напр., акушерки), не имея серьёзной нравств. Основы, т.е. Неподготовленные к тем сложнейшим вопросам, к-рые жизнь предлагает человеку.Высказываний о методах воспитания и образования у Д. Сравнительно немного. Отмечая способность детей понимать самые сложные вещи, Д. Писал о необходимости равноправного общения ребёнка и взрослого. Большое значение он придавал изучению рус. Яз., на к-ром предстоит мыслить «будущему отцу отечества» (23, 81). Потеряв живое ощущение родного языка, ребёнок утратит способность мыслить, поэтому Д. Не советовал родителям брать в воспитатели бонн. Лучше обыкновенных рус. Нянь, невзирая на их необразованность, т. К. В дальнейшем человек самостоятельно отделит истинное от ложного.
Из методов обучения Д. Рекомендовал заучивание наизусть больших фрагментов текста, даже по-церк.-славянски. Неоднозначным было отношение Д. К физич. Наказаниям в школе. Смущало что полная их отмена изнежит детей, к-рые не привыкнут переносить боль и унижение, вследствие чего малейшая обида сможет привести к сильному потрясению и трагедии.К вопросам развития и формирования личности ребёнка или подростка Д. Постоянно обращался в худож. Творчестве. Они стали основой важнейших произведений Д., в т. Ч. Романы «Подросток» и «Братья Карамазовы», к-рые в принципе задумывались как «роман о рус. Детях». Соч. Поли, собр. Соч., т. 1 — 30, Л., 1972—90.ЛитРозанов В. В., Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, СПБ. 1906". Достоевская Л. Ф., Достоевский в изображении его дочери Л — Достоевской, пер.
С нем. М. -П., 1922. Достоевский А. М. Воспоминания, Л1930. Волгин И. Л., Последний год Достоевского. М., 1986. Достоевская А. Г., Воспоминания, М., 1987. К а р я к и и Ю. ФДостоевский и канун XXI века, М., 1989. Твардовская В. А. Достоевский в общественной жизни России (1861 — 1881), М., 1990. С. В. Жожикашвили..
Дополнительный поиск Достоевский Фёдор Михайлович
На нашем сайте Вы найдете значение "Достоевский Фёдор Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Достоевский Фёдор Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 28 символа