Достоевский Фёдор Михайлович

113

[30.10(11.11)Л821, Москва, — 28.1(9.2). 1881, Петербург], рус. Писатель, публицист. Учился в Петерб. Гл. Инж. Уч-ще (1838—43), по окончании к-рого состоял на гос. Службе. В 1844 вышел в отставку и стал проф. Литератором.Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей. На короткое время Д. Сблизился с В. Г. Белинским и его окружением, затем входил в кружок М. В. Петрашев-ского. В 1849 арестован по делу петрашевцев. Пережив инсценировку смертной казни, приговорен к четырем годам каторги с последующим поселением в Сибири. В 1859 Д. Было разрешено вернуться в Петербург. После каторги Д. Печатался в основном в журн. «Русский вестник», в нач. 60-х гг. — в издаваемых им совместно с братом M. M. Достоевским журналах «Время» и «Эпоха», где пропагандировал теорию почвенничества, связанную с поисками особого пути ист.

Развития России. В 1873 редактировал журн. «Гражданин», вел в нём периодич. Рубрику «Дневник писателя». В 1876—77 под этим названием вышло отд. Ежемесячное издание, весь материал к-рого писался Д. Наиб, выдающиеся романы Д., созданные после каторги. «Записки из Мёртвого дома» (1861), «Униженные и оскорблённые» (1861), «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—80).Худож. И публицистич. Творчество Д. Отличает внимание к внутр. Миру человека, проблемам духовного становления, формирования нравств. Принципов, что обусловило широкую популярность писателя, в т. Ч. И среди демократически настроенной молодежи, несмотря на его консервативную политич.

Позицию в последние годы жизни.Пед. Воззрения Д., представленные гл. Обр. Отдельными, разрозненными высказываниями, глубоко оригинальны и в своей основе не имеют непосредственных предшественников. Они определяются особенностями худож. Миросозерцания писателя, к-рое, в свою очередь, также генетически неоднородно (влияние Шиллера, Гюго, Гофмана, Радклиф, Гоголя и др.), и с трудом объединяются в стройную систему. Осн. Чертами худож. Мира Д. Являются признание иррациональности бытия, нарушение в нём законов логики и как следствие абсурдность, нелепость человеческого пребывания на Земле.Не доверяя традиц. Психол. Представлениям, как чрезмерно прямолинейно трактующим человека, писатель полагал, что людьми движет не столько стремление к счастью, сколько глубинная потребность в свободе выбора, вплоть до выбора между праведностью и грехом, между счастьем и страданием, между жизнью и смертью.

Д. Вводит в своё творчество и публицистику особый тип героя-парадоксалиста, выступающего против самих законов человеческого мышления и доводящего до парадокса авторскую мысль. «Гордый» человек у Д. Бунтует против абсурдности бытия, одновременно желая сокрушить любую стройную систему как догму, ограничивающую его свободу. Человек активен и не желает принимать на веру, как подарок, высшую идею, к-рая, однако, никак иначе и не может быть воспринята. Отчасти на отношение Д. К проблемам воспитания повлияла его славянофильская и почвенническая ориентация. В частности, в его изображении детей и взрослых людей из простого народа можно заметить нек-рые общие черты.Проблемы дет. Сознания, взросления и возмужания человека, воспитания нравственности, а также непосредственно связанные с ними размышления о будущем России проходят через всё творчество Д.

Можно выделить несколько осн. Тем, охватывающих проблемы воспитания. Семья и её совр. Состояние. Жизнь ребёнка, его взаимоотношения с окружающим миром. Пути формирования дет. Души и способы воздействия на человека. Значение науки, точного знания в развитии личности. Нек-рые методические рекомендации.Д. Постоянно проводит мысль о необходимости прочной основы семьи. В характерной для его публицистич. Рассуждений образной манере он пишет о том, что у каждого человека должен быть «свой Сад», своя земля, на к-рой «его дети с землей растут, с деревьями, с перепелами, которых ловят, учатся в школе, а школа в поле...» (т. 23, с. 96), куда он возвращается отдыхать после работы и где должен в конце концов умереть. Без этого семья гибнет, дети «родятся на мостовой» и становятся «Гаврошами», без национальности, родины, без родителей (23, 94).

Мысль о распаде семьи, об утрате семейных отношений и как следствие об одиночестве ребёнка первоначально прозвучала уже перед каторгой, в недописанной повести «Неточка Незванова», а затем появляется и в др. Произведениях. Д. Вводит своего рода термины, характеризующие типы совр. Ему семьи. Самый распространённый тип, по Д., — «случайное семейство», т.е. Семья, не связанная с другими общей идеей. Отсутствие высшей, объединяющей всех идеи приводит к тому, что родители не знают, как воспитывать детей, предпочитая нанимать учителей, что значит, по мнению Д., откупиться от ребёнка («ленивая семья»), либо воспитывают в соответствии с к.-н. Новой, модной идеей, глубоко не усвоенной ни отцом, ни тем более ребёнком, что приводит к искажениям в развитии личности.

Без высшей идеи родители не могут быть для ребёнка живым примером, к-рый, по мысли Д., имеет большее значение, чем преподанные родителями отвлечённые истины и понятия. В итоге воспитание делается нудной и неприятной работой для родителей, а дети становятся обузой, что и приводит последних к ранним переживаниям, а первых — к чрезмерной раздражительности, нередко доходящей до жестокости.Воспитанный в «случайном семействе» ребёнок перенимает упрощённые, воспринятые лишь внеш. Образом и не затронувшие души представления о жизни, что иной раз вызывает неразрешимое противоречие с потребностью в чём-то более сложном. Душа не выносит кажущейся «простоты и прямолинейности» окружающего, и ребёнок (подросток, молодой человек) может прийти к самоубийству (23, 145).

Причиной внутр. Кризиса может быть и высшая идея, доставшаяся «малограмотному существу» — человеку, воспитанному на отвлечённых, представляющихся простыми, самоочевидными понятиях и потому не подготовленному к её восприятию (24, 51). Наконец, «упрощённое» воспитание часто приводит к непомерным амбициям, к слишком охотному восприятию чужих идей (обычно — из Европы), к непониманию собств. Нац. Основ. К разряду неглубоко усвоенных западных теорий Д. Относил и рев. Идеи, при этом псевдореволюционеры и всякого рода мошенники (Ламберт из «Подростка», Петр Верховенский в «Бесах») в большой степени просто реализуют свою дет. Ненависть и «мстят за случайность свою» (22, 8). В то же время рев. Идеи у молодёжи и даже страсть к разрушениям Д.

Часто объясняет потребностью порядка, поиском и пытливостью (13, 453).Важнейшее место в творчестве писателя занимает тема детства. Фраза прозревающего Мити Карамазова «все дитё» может рассматриваться как выражение авторского ощущения. Дети, по мнению Д., — своеобразный эталон, мерило всех ценностей. Ребёнок — ангелоподобное существо, и нет на земле ничего более ценного, чем его жизнь и счастье. Жестокость по отношению к ребёнку, унижение его — самые отвратительные преступления, а дет. Страдания — свидетельство несовершенства и преступности мира. Однако проблема невинного страдания — только часть дет. Темы в романах Д., хотя и наиб, популярная. Взгляд Д. На ребёнка определяется идеей борьбы божественного и животного начала — «человек может превратиться обратно в скота» (29, кн.

2, 85). Дети в произведениях Д. — потенциальные взрослые, их души пока ещё безгрешны, но абсолютно никак не защищены от греха, не укреплены. Всё человеческое в них развито необыкновенно сильно, в т. Ч. И возможность порока. Человек, а в особенности ребёнок, по словам Мити Карамазова, «широк». Дет. Душа позволяет вместить очень многое. В «безгрешной душе» заключена уже «страшная возможность разврата» (22, 8). В детях необыкновенно развита способность мечтать и фантазировать, причём полюбиться и увлечь может и порочная фантазия. Ребёнок, допустивший непоа-ведную мысль, может любоваться ею и даже стремиться воплотить её в реальность, однако это ещё не означает развращённости и порочности дет. Души. Дет. Фантазии, считал писатель, нужно обеспечить нормальное развитие («дать ей утоление»), иначе она либо умертвится и не позволит развиться духовности, либо гипертрофируется и «тоже умертвит духовную сторону ребёнка преждевременно» (30, кн.

1, 211—212). Наилучшей возможностью утолить фантазию является чтение. В письмах Д. Рекомендовал достаточно широкий круг произведений для детей.В результате утраты обществом высшей руководящей идеи ребёнок не получает духовной опоры и легче переходит от фантазии к реальному поступку, что является причиной участившихся дет. Самоубийств. Подчинённость собств. Фантазии, власть её отличают и взрослых героев-мечтателей и генетически близких им (напр., Раскольников в «Преступлении и наказании»). Твёрдую нравств. Основу ребёнку предстоит обрести в долгом и трудном процессе постепенного формирования. «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека» (25, 47). Важнейшим моментом, определяющим последующее развитие, является однажды пережитое ребёнком сильное нравств.

Потрясение, эстетич. Впечатление (19, 109). Оно противопоставлено всевозможным отвлеч. Знаниям и теориям, «книжности» — как сама жизнь, оно даёт больше, чем все пед. Приёмы (22, 9), и через много лет может вдохновить человека на подвиг или геройство (23, 77). Впечатление закладывает в человеке зачатки положительно прекрасного, без к-рых нельзя вступать в жизнь (25, 181), и научает не только понимать прекрасное, но и внутренне переживать его, ценить. Прекрасное не должно усваиваться да-вом, как азбучная истина, оно даётся Щу. То. Духовным усилием. Д. Выступал njSpfJffif' воспитания подростков в обличительном духе, поскольку обличения лишь расшатывают веру в идеал и порождают в юной душе цинизм. Важнее представить молодёжи нечто «положительно прекрасное».

В то же время Д. Опасался, что ребёнку могут привить способность замечать только бросающееся в глаза (напр., сомневался, нужно ли вешать над постелью младенца яркие шары, не будет ли он потом всю жизнь «искать частностей и ярких точек»).В отношении науки, точного знания, строгой логич. Истины Д. Высказывался критически. Неподготовленной душе они ничего не дают, «книжность» ниже «грамотности», знание мн. Книг и теорий ещё не делает человека образованным. Истина, по мнению Д., постигается интуитивно. Не одобряя преподавание строгой теории в школе (22, 23), он отдавал предпочтение изложению в живых, запоминающихся картинах, без морализирования фрагментов из рус. Истории, библейских и евангельских сюжетов. Д. Не разделял также идей жен.

Образования. Девушки получают сразу сложнейшую специальность (напр., акушерки), не имея серьёзной нравств. Основы, т.е. Неподготовленные к тем сложнейшим вопросам, к-рые жизнь предлагает человеку.Высказываний о методах воспитания и образования у Д. Сравнительно немного. Отмечая способность детей понимать самые сложные вещи, Д. Писал о необходимости равноправного общения ребёнка и взрослого. Большое значение он придавал изучению рус. Яз., на к-ром предстоит мыслить «будущему отцу отечества» (23, 81). Потеряв живое ощущение родного языка, ребёнок утратит способность мыслить, поэтому Д. Не советовал родителям брать в воспитатели бонн. Лучше обыкновенных рус. Нянь, невзирая на их необразованность, т. К. В дальнейшем человек самостоятельно отделит истинное от ложного.

Из методов обучения Д. Рекомендовал заучивание наизусть больших фрагментов текста, даже по-церк.-славянски. Неоднозначным было отношение Д. К физич. Наказаниям в школе. Смущало что полная их отмена изнежит детей, к-рые не привыкнут переносить боль и унижение, вследствие чего малейшая обида сможет привести к сильному потрясению и трагедии.К вопросам развития и формирования личности ребёнка или подростка Д. Постоянно обращался в худож. Творчестве. Они стали основой важнейших произведений Д., в т. Ч. Романы «Подросток» и «Братья Карамазовы», к-рые в принципе задумывались как «роман о рус. Детях». Соч. Поли, собр. Соч., т. 1 — 30, Л., 1972—90.ЛитРозанов В. В., Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, СПБ. 1906". Достоевская Л. Ф., Достоевский в изображении его дочери Л — Достоевской, пер.

С нем. М. -П., 1922. Достоевский А. М. Воспоминания, Л1930. Волгин И. Л., Последний год Достоевского. М., 1986. Достоевская А. Г., Воспоминания, М., 1987. К а р я к и и Ю. ФДостоевский и канун XXI века, М., 1989. Твардовская В. А. Достоевский в общественной жизни России (1861 — 1881), М., 1990. С. В. Жожикашвили..

Значения в других словарях
Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва, ‒ 28.1(9.2).1881, Петербург], русский писатель. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления ‒ натуральной школы. ..

Достоевский Федор Михайлович

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. Описал страдания "маленького" человека как трагедию социальную. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядо..

Достоевский Федор Михайлович

Знаменитый романист, род. 30 окт. 1821 г. В Москве, в здании Марьинской больницы, где отец его служил штаб-лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества (из семьи, по-видимому, интеллигентной). Семья Д. Была многочисленная (всех детей было 7. Федор — второй сын. О старшем, Михаиле, см. Выше), а средства небольшие. Жизнь в семье шла очень однообразно. Удовольствия и гости составляли большую редкость. В маленькой казенной квартире дети проводили большую часть времени на ..

Достоевский Федор Михайлович

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (портрет работы В.Г.Перова, 1872).(1821-1881), русский писатель. Родился 11 ноября 1821 в Москве. Выпускник одного из лучших московских пансионов, поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Болезненно чувствительный и склонный к меланхолии, Достоевский тяжело переносил казарменную обстановку училища, находя утешение в чтении и уже испытывая влечение к сочинительству. В 1843 он окончил училище и был командирован в Инженерный департамент. В 1844 подал в ..

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. В Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца - человека "нервного, раздражительно-самолюбивого", вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети (их было 7. Федор - второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больн..

Достоевский Фёдор Михайлович

(1821, Москва — 1881, Петербург), писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877). Родился в Мариинской больнице для бедных, в которой его отец служил лекарем (Божедомка, ныне улица Достоевского, 2. В левом флигеле больницы — музей «Мемориальная квартира Ф.М. Достоевского»). Здесь Достоевский провёл детские и отроческие годы. В 1828 отец Достоевского получил потомственное дворянство, в 1831 приобрёл село Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 — соседнюю деревню Чермош..

Достоевский Фёдор Михайлович

(1821—1881), писатель. В Петербурге с мая 1837, когда с братом Михаилом приехал из Москвы (где он родился и жил) для определения в Главное инженерное училище, во время учёбы в котором (1838—43) сблизился с поэтом-романтиком И. Н. Шидловским и Д. В. Григоровичем. Жить приходилось в стеснённых обстоятельствах (Д. Не приняли в училище на казённый счёт). По окончании училища служил в Санкт-Петербургской инженерной команде (прикомандирован к чертёжной Инженерного департамента). В 1844 вышел в отста..

Достоевский Федор Михайлович

Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. В Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца - человека "нервного, раздражительно-самолюбивого", вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети (их было 7. Федор - второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей. Редко выходя за стены больн..

Достоевский Федор Михайлович

(1821- 1881) – великий русский писатель, славянофил. В юности был близок к революционным кругам, входил в кружок петрашевцев. Осужден на каторгу и ссылку. Автор романов и повестей, в которых описаны глубины человеческого духа. Разбирал наиболее важные социальные и нравственные вопросы своей эпохи. Крупнейшие романы – «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880).. ..

Достоевский Федор Михайлович

(1821-1881) - рус. Писатель, публицист. В творчестве Д. Нашли глубокое отражение религиозные, этические и метафизические проблемы человеческого бытия. Его произведения содержат образы и филос. Идеи, ярко выражающие сущность человека, особенности его природы и сознания. Раннее творчество Д. Определяется сочетанием литературного романтизма и психологического анализа. Его первый роман "Бедные люди" (1845) был с восторгом встречен В.Г. Белинским и Н.А. Некрасовым, увидевшими в молодом писателе творц..

Дончев (Doncev) Ион

(1821, Кишинёв, — 1885, там же), молд. Педагог. В 1839 окончил гимназию в Кишинёве. Работал преподавателем в уездных уч-щах Бендер (с 1839) и Кишинёва (с 1847). В 1853—66 учитель гимназии, с 1867 директор сиротского приюта в Кишинёве. На формирование пед. Взглядов Д. Оказали влияние идеи К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова. Выступал за широкое просвещение нар. Масс. Родной язык считал основой обучения в школе. Составил и издал (1865) на собств. Средства учебники. Для нач. Нар. Уч-щ — «Рум. Азбука» ..

Допрофессиональная Подготовка

Общетрудовая подготовка поли-техн. И профориентац. Характера учащихся общеобразоват. Школ. Базовый компонент последующего проф. Обучения. Д. П. Носит интегративный характер и осуществляется в процессе всех осн. Видов познават. И созидат. Деятельности уч-ся. Её цель — способствовать формированию устойчивых ориентации на трудовой образ жизни, нравств.-психол. И в определённой мере практич. Готовности к труду, воспитанию общей трудовой культуры, развитию творческих способностей, интеллектуальных и ..

Достоинство

Категория этики, к-рая означает особое моральное отношение человека к самому себе и обществ, мнение о нём, в к-ром признаётся ценность личности. Характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению. В моральном смысле Д. Выражает совокупность присущих человеку качеств, благодаря к-рым он может быть способным к свободному и творческому созиданию. Д. Человека определяется не его происхождением, образованием или социальным положением, а присущей ему как личности и гражданин..

Доступность Обучения

Один из принципов обучения. Соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организац. Форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. По-знават. Возможности учащихся развиваются только в активной умственной деятельности путём последоват. Усложнения тех уч. Задач, к-рые вызывают напряжение интеллектуальных и физич. Сил школьников, содействуют формированию таких качеств личности, как трудолюбие, настойчи..

Дополнительный поиск Достоевский Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Достоевский Фёдор Михайлович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Достоевский Фёдор Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 28 символа