Духнович Александр Васильевич

102

(24.4.1803, с. Тополя, близ Прешова, Словакия, — 18.3.1865, Прешов), писатель, педагог. Окончил гимназию (1821) и духовную семинарию (1827) в Ужгороде. Был домашним учителем. В 1833—37 приходский священник, с 1843 каноник Прешовской епархии. Преподавал в гор. Гимназии. В период подъёма нац.-культурного движения народов карпатского региона (с кон. 40-х гг.) призывал к духовному единению русинов (этнич. Общности, сложившейся на ист. Территориях Галицкой, Угорской и Буковинской Руси) с рус. Народом во имя сохранения (в условиях австр.-венг. Власти и многонац. Окружения) своей самобытности. Важным средством развития нар. Самосознания считал словесное творчество. Мн. Произв. И труды написал на т. Н. Язьгчии, формировавшемся на основе рус.

И церк.-слав. Языков и местных диалектов. Основал в Прешове Об-во Иоанна Крестителя и «Литературное заведение», с целью поддержки культуры русинов. При участии Д. Было открыто св. 70 сел. Нар. Школ.Автор пособия для учителей сел. Школ «Нар. Педагогия» (ч. 1, 1857, «Педагогия общая»), в к-ром изложил своё понимание народности воспитания как естеств. Права человека на образование в русле родной языковой культуры. Целью воспитания считал формирование нравств. Личности, способной исполнить обязанности гражданина, и патриота. Сущность воспитания (духовного, физич. И трудового) видел в реализации принципа природосообразности, интерпретируемого им как развитие позитивных природных задатков с учётом возрастных особенностей детей. Указывал на необходимость тесной связи семейного и шк.

Воспитания.На основе дидактич. Принципов, близких выдвинутым Я. А. Коменским, разработал уч.-воспитат. Систему для сел. Школ. Предложенная Д. Программа двухклассной школы, рассчитанная на 6 лет, включала помимо традиц. Предметов нач. Подготовки географию, ботанику, зоологию, историю, церк.-слав. И нем. Языки, практич. Дисциплины. Составил и издал первые в Закарпатье шк. Учебники для русинов. Букварь «Книжица читальная для начинающих» (1847, имела переиздания), учебник географии и истории «Краткий землепис...» (1851), «Сокр. Грамматика письменного рус. Языка» (1853). С просветит, целями написал «Истинную историю карпато-россов» (1853, изд. В 1914) и др. Произв.Соч. Сочинения, т. 1 — 2, Братислава — Прешов, 1967—68 (вступит, ст. И справочный аппарат издания на укр.

Яз.).Лит. Аристов Ф. Ф. Карпато-русские писатели, т. 1, М., 1916 (библ.). На укр. Яз. — Никитась В. Л., О. В. Духнович, Ужгород, 1959. P ы ч а л к а М., А. В. Духнович — педагог и деятель народного образования, Прешов, 1959. Науменко Ф. И., Основы педагогики А. В. Духновича, Львов. 1964. Машталер А. В. Пед. И просветительская деятельность А. В. Духновича, К., 1966-.

Значения в других словарях
Дулынев Григорий Митрофанович

[9(22).1.1909, станица Григориполисская, ныне в Краснодарском кр., — 12.6.1972, Москва], олигофренопедагог. Окончил МГПИим. В. И. Ленина (1935). В 1928—31 учитель и директор школы, в 1939—41 декан сурдопед. Ф-та МГПДИ, с 1938 в Науч.-практич. Ин-те спец. Школ и дет. Домов (с 1944 НИИ дефектологии АПН). Возглавляя сектор вспомогат. Школ НИИД, разрабатывал широкий круг теоретич. И науч.-практич. Проблем олигофренопедагогики. Критерии отбора уч-ся во вспомогат. Школы. Проблемы содержания и методов ..

Дун Чжуншу

(187—120 до н. Э.), древнекит. Гос. Деятель, философ и педагог, ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. О природе человека представляли синтез идей Мэн-цэы, Сюнь-цзы и др.По мнению Д. Ч., умелым воспитанием можно развить у человека нужные качества. Исходя из этих представлений, он создал свою систему воспитания, основанную на создании в стране широко разветвлённой сети просвещения, цель к-рой — воспитывать характер человека, регулировать его чувства и направленность его стремления..

Дьюи (Dewey) Джон

(20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер. Философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун-т (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (1904—30) ун-тов. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., разл. Виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал..

Дьячков Алексей Иванович

[5(18).8. 1900, с. Крюково, ныне Калужской обл., — 24.9.1968, Москва], дефектолог, дер пед. Наук (1957), проф. (1958). Окончил де-фектологич. Ф-т 2-го МГУ (1931). Пед. Деятельность начал в 1921 учителем нач. Школы. С 1932 на науч.-пед. Работе в высш. Уч. Заведениях, в т. Ч. В 1942—48 декан дефектологич. Ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. С 1947 в НИИ дефектологии (с 1951 директор). Осн. Труды по сурдопедагогике. Теории, истории и методике обучения детей с недостатками слуха, разработал методы обучения ..

Дополнительный поиск Духнович Александр Васильевич Духнович Александр Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духнович Александр Васильевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духнович Александр Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 29 символа