Еврейская Автономная Область
Образована 7.5.1934 (с 1928 Биробиджанский авт. Р-н). Входит в Хабаровский край Рос. Федерации. Пл. 36 тыс. Км2. Нас. 220,9 тыс. Чел. (1991). На терр. Области проживают представители св. 100 национальностей. Преобладают русские, украинцы. Евреев-ок. 4%. Центр — Биробиджан.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием. В отраслях экономики занято (1989) ок. 40 тыс. Специалистов, в т. Ч. Ок. 11 тыс. С высшим и св. 28 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Освоение совр. Терр. Области началось в 40-х гг. 17 в. С заселением края в 60-е гг. 19 в. Появились казачьи школы. Ми-хайло-Семёновская, Раддевская, Екате-рино-Никольская. С 80-х гг. Открывались церковно-приходские школы (к 1910 — 14 школ). В нач. 20 в.
Действовали также гор. Нач. Уч-ща, школы на ж.-д. Станциях и при воинских частях, миссионерские школы (создавались с целью противодействия сектантству). В условиях малой численности населения и его рассредоточенности охват детей школой был незначительным. Грамотность населения (1897, перепись) не превышала 10% (в т. Ч. Женщин -ок. 4%).После установления сов. Власти (1922} началась ликвидация неграмотности. Открылись школы I ступени. В Екатерино-Никольском р-не — 10 (св. 560 уч-ся), в Хингано-Архаринском р-не — 7 (св. 1500), в Михайло-Семёновском р-не — III (св. 770). Действовали также 3 школы II ступени (ок. 800 уч-ся).В нач. 1928 началось активное переселение евреев на терр. Области, открылись первые 3 евр. Школы (в 1936/37 уч. Г. Имелось 19 евр.
Школ. Ок. 1,9 тыс. Уч-ся).В 30-е гг. В школах взрослых обучалось ок. 1 тыс. Чел., в школах для малограмотных — св. 1,5 тыс. При общеобра-зоват. Школах действовали также классы для неграмотных. К кон. 30-х гг. Грамотность среди взрослого населения составляла 92,5%.Первые дошк. Учреждения появились в 1927. В 1931 открылись 2 евр. Дет. Сада (35 детей). К 1934 действовало 37 дет. Садов (955 детей), в т. Ч. 17 еврейских (479 детей). Создавались сезонные дет. Площадки (в 1934 — 5 евр., 23 русские^ 4 корейские и нанайские). К 1935 действовало 38 яслей-садов (900 детей). Во 2-й пол. 30-х гг. Использование родных языков в воспитат. Работе стало сокращаться и затем прервалось.С введением нач. Всеобуча в 1931 действовало 30 школ (св. 7,4 тыс. Уч-ся), в 1937—113 (св.
15 тыс. Уч-ся). В 1937/38 уч. Г. Действовало св. 30 неполных средних и 12 ср. Школ. Однако евр. Школы не были обеспечены соответств. Программами. С 1937 уменьшалось кол-во евр. Школ и классов, в 1949 была закрыта последняя школа в Биробиджане, в к-рой преподавание велось на идише. Почти полностью уничтожен евр. Фонд областной б-ки (в т. Ч. И учебники для школ).Подготовка пед. Кадров велась в Биробиджанском пед. Техникуме (осн. В 1932. 9 уч-ся, 7 преподавателей. В 1937 переименован в пед. Уч-ще). В 1935—40 при нём имелось отделение для подготовки учителей евр. Нач. Школ (существовало до 40-х гг.).В 1992 на терр. ЕАО действовало 180 дошк. Учреждений (св. 16 тыс. Воспитанников. 75% детей соответств. Возраста). В 1992/93 уч. Г. Было св. 100 дневных общеобразоват. Школ, в т.
Ч. Ок. 30 нач., св. 20 неполных ср., 50 средних (всего ок. 31 тыс. Уч-ся), 6 вечерних школ (500 уч-ся), 5 школ-интернатов. В 1991/ 1992 уч. Г. Открылась ср. Школа-лицей. Обучение ведётся на рус. Яз. Идиш изучается с 1988 в дет. Садах и школах по желанию детей и родителей (в 25 группах — св. 300 детей), а также в воскресной школе. Взрослое население может изучать идиш (с кон. 80-х гг.) на курсах при евр. Культурных об-вах, на семинарах и курсах при областном ИУУ. В 1990/91 уч. Г. Начата на факультативной основе подготовка учителей идиш в Биробиджанском пед. Уч-ще. В 1991/ 1992 уч. Г. Начато введение идиша как языка преподавания в нач. Школе и лицее.В 1990 организован филиал НИИ нац. Проблем образования Мин-ва образования Рос. Федерации, к-рый готовит науч.-метод.
Пособия по преподаванию идиша, разрабатывает модель школы в условиях многонац. Региона. Изданы на идише «Букварь» X. Бейдера, С. Сандлера и др. (1982). «Книга для чтения» А. Вер-гелиса (1989). «Самоучитель языка идиш» С. Сандлера (1989).Подготовка пед. Кадров ведётся в Биробиджанском пед. Ин-те (осн. В 1989). В составе дневного отделения 5 ф-тов. Педагогики и методики нач. Обучения. Дошк. Педагогики и психологии. Филологический. Математический. Преподавателей англ. Яз. И яз. Идиш (400 студентов). В 1991/92 уч. Г. Открыт отдел заочного обучения (100 студентов) с ф-тами педагогики и методики нач. Обучения, дошк. Педагогики и психологии. Действуют 7 ПТУ (2,5 тыс. Уч-ся) и 6 ср. Спец. Уч. Заведений (техникумы. С.-х., механико-технол., маш.-строит. Училища. Пед., мед., культуры) с 4,9 тыс.
Уч-ся. Имеются 6 домов учащейся молодёжи, 5 ДЮСШ, 1 худож. И 10 муз. Школ, станции юных натуралистов, туристов, техников и др. В сфере образования занято св. 3 тыс. Педагогов, в т. Ч. В школах 2 тыс. Учителей (св. 61% с высш. Образованием). 16 учителям присвоено звание засл. Учителя школы РСФСР.Переподготовку пед. Кадров осуществляет ИУУ (осн. В 1971. Ежегодно св. 2 тыс. Слушателей).Лит. Бакун Д., Школа Дальневост. Края на социалистич. Стройке, Хабаровск, 1931. Колосков Г., Из истории нар. Образования на Д. Востоке, Хабаровск, 1957. Красильникова Л. В., Изменение социального состава учащихся и введение нач. Всеобуча на Д. Востоке (1926—1932), в кн. Из истории Д. Востока, Хабаровск, 1976. На берегах Бирмы и Биджана, Хабаровск, 1981. Т, А. Фаин..
Дополнительный поиск Еврейская Автономная Область
На нашем сайте Вы найдете значение "Еврейская Автономная Область" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Еврейская Автономная Область, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 28 символа