Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль

327

(наст. Фам. Жак) (6.7.1865, Вена, — 1.7.1950, Женева), швейц. Педагог, композитор, обществ, деятель. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, совершенствовался у выдающихся композиторов А. Брукнера в Вене (1886) и Л. Делиба в Париже (1888). Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал гармонию и сольфеджио в Женевской консерватории (1892—1910). В 1911—14 вёл курс рит-мич. Воспитания в Школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915- в созданном им Ин-те в Женеве (носит его имя).В основе пед, учения Ж.-Д. — идеал гармонически развитого человека. Ж.-Д. Поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физич. И духовной деятельностью людей. Гл. Роль в этом отводил овладению ритмом, к-рый понимал как организующее начало любой деятельности, иск-ва, всей жизни природы и человека.

По убеждению Ж.-Д., чувство ритма можно постигнуть только через иск-во (музыку, танец). Исследовал влияние муз. Ритма на формирование психики. Выдвинул идею всеобщего ритмич. Воспитания, к-рое приблизит человека к иск-ву, одухотворит и упорядочит его внутр. Жизнь, откроет новые возможности для самовыражения. Предложил систему упражнений для детей (ок. 1905), построенную на взаимосвязи музыки, муз. Впечатления и движений тела. Движение служило осн. Средством передачи муз. Динамики, эмоционального и образного содержания произведения. Параллельно с развитием пластики такие тренировки способствовали тонкому эсте-тич. Восприятию, выработке определённых черт характера. Внимания, воли, воображения, находчивости, решительности. Давая ученику физич.

Ощущение ритма и умение его воспроизводить с помощью мускулов, система Ж.-Д. Содействовала развитию абс. Слуха, способности к муз. И пластич. Импровизации. Чтобы доставить ученику чувство радости и непринужденности, занятия должны были проходить в форме увлекательной ритмич. Игры. Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмич. Воспитания, в каждом ребенке, по мысли Ж.-Д., можно открыть разл. Творческие способности.Свою методику Ж.-Д. Продемонстрировал в шк. Постановках в Хеллерау разнообразных муз. Произведений — от фуг И. С. Баха до «Орфея и Эвридики» К. Глюка. Благодаря большому успеху этих спектаклей пед. Идеи Ж.-Д получили распространение, школы и ин ты, подобные созданным Ж.-Д., были открыты в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др.

В 1912 Ж -Д. Посетил Россию, где его пед систему Haчал пропагандировать С. М. Волконский на Курсах ритмич. Гимнастики Жака-Далькроза в Петербурге. Она была вве дена во вспомогат. Школе при Психонев рологич. Ин-те в Петербурге (1912) и в пек рых уч. Заведениях для глухонемых и слепых детей. В 1920-х гг. В Москве и Петрог~раде существовали Ин-ты ритма по методу Ж.-Д. В сер. 50 х гг. Метод Ж. Д. Нашел применение в нек рых ба летных школах Зап. Европы и СССР.С о ч Rhytmic, music and education Basel 1922, в рус пер — Ритм М 19222, La musique et nous, Gen, 1945 (с перечнем всех пед работ и муз соч)Лит Волконский С, Отклики театра, П, 1914, III т о p к К, Система Далькроза, Л — М, 1924, Brunet Le kornte H, Jacques Dalcroze, sa vie, son oeuvre, Gen, 1950.

С. Л. Старобинский..

Значения в других словарях
Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze) Эмиль (1865-1950) - швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применялся в балетных школах и специальных институтах других стран, в т. Ч. В России. Оперы, симфонии, вокально-симфонические и инструментальные сочинения.. ..

Естественное Воспитание

Пед. Концепция, определяющая целью воспитания содействие естеств. Развитию ребёнка. Понятие Е. В. Введено и раскрыто Ж. Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руооо критиковал подход к ребёнку как к маленькому человеку, отличающемуся от взрослого лишь недостатком опыта. Одним из первых Руссо рассматривал детство как самоценный, качественно своеобразный этап развития человека. В ребёнке, по его мнению, изначально заложены очень благоприятные тенденции самораз..

Естественный Эксперимент

Метод психол.-пед. Исследования. Эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или уч. Деятельность.Впервые об опыте использования Е. Э. Сделал доклад А. Ф. Лазурский на 1-м съезде по эксперим. Педагогике (1910). В последующие годы интенсивная разработка этого метода велась под руководством Лазурского, а также М. Я. Басовым и В. А. Артёмовым. Е. Э. Соединяет положит, черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на..

Жамцарано Цыбен

(апрель 1881, улус Хойто-Ага, ныне Читинской обл., — 1937), бурят, просветитель, педагог, ученый, обществ, деятель Окончил учительскую семинарию в Иркутске (1901), работал в Агинском приходском уч-ще. С 1902 вольнослушатель Петерб. Ун-та. В 1907- 1908 вел там курс монг. Языка. В 1906 основал нелегальный союз учителей «Знамя бурятского народа» (гл. Обр. Иркутской губ. Ок. 60 чл.). В 1918—20 преподавал в Иркутском ун-те. Участник Нар. Революции 1921 в Монголии, организатор школ, курсов учителей, н..

Жан Поль (Jean Рaul)

(псевд. Наст, имя и фам. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (21 3 1763, Вунзи-дель, Бавария, — 14 11.1825, Байрейт, там же), нем. Писатель, педагог. Учился в Лейпцигском ун-те (1781—84), был домашним учителем, преподавал в нач. Школе. В молодости испытал значит, слияние Ж. Ж. Руссо. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. Чроизв. Ж. П. Проблемы воспитания занимают центр, место. Писатель передавал эту проблематику в символически преломленных образах, органично сочетая мн. Традицио..

Дополнительный поиск Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 36 символа