Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль
(наст. Фам. Жак) (6.7.1865, Вена, — 1.7.1950, Женева), швейц. Педагог, композитор, обществ, деятель. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, совершенствовался у выдающихся композиторов А. Брукнера в Вене (1886) и Л. Делиба в Париже (1888). Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал гармонию и сольфеджио в Женевской консерватории (1892—1910). В 1911—14 вёл курс рит-мич. Воспитания в Школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915- в созданном им Ин-те в Женеве (носит его имя).В основе пед, учения Ж.-Д. — идеал гармонически развитого человека. Ж.-Д. Поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физич. И духовной деятельностью людей. Гл. Роль в этом отводил овладению ритмом, к-рый понимал как организующее начало любой деятельности, иск-ва, всей жизни природы и человека.
По убеждению Ж.-Д., чувство ритма можно постигнуть только через иск-во (музыку, танец). Исследовал влияние муз. Ритма на формирование психики. Выдвинул идею всеобщего ритмич. Воспитания, к-рое приблизит человека к иск-ву, одухотворит и упорядочит его внутр. Жизнь, откроет новые возможности для самовыражения. Предложил систему упражнений для детей (ок. 1905), построенную на взаимосвязи музыки, муз. Впечатления и движений тела. Движение служило осн. Средством передачи муз. Динамики, эмоционального и образного содержания произведения. Параллельно с развитием пластики такие тренировки способствовали тонкому эсте-тич. Восприятию, выработке определённых черт характера. Внимания, воли, воображения, находчивости, решительности. Давая ученику физич.
Ощущение ритма и умение его воспроизводить с помощью мускулов, система Ж.-Д. Содействовала развитию абс. Слуха, способности к муз. И пластич. Импровизации. Чтобы доставить ученику чувство радости и непринужденности, занятия должны были проходить в форме увлекательной ритмич. Игры. Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмич. Воспитания, в каждом ребенке, по мысли Ж.-Д., можно открыть разл. Творческие способности.Свою методику Ж.-Д. Продемонстрировал в шк. Постановках в Хеллерау разнообразных муз. Произведений — от фуг И. С. Баха до «Орфея и Эвридики» К. Глюка. Благодаря большому успеху этих спектаклей пед. Идеи Ж.-Д получили распространение, школы и ин ты, подобные созданным Ж.-Д., были открыты в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др.
В 1912 Ж -Д. Посетил Россию, где его пед систему Haчал пропагандировать С. М. Волконский на Курсах ритмич. Гимнастики Жака-Далькроза в Петербурге. Она была вве дена во вспомогат. Школе при Психонев рологич. Ин-те в Петербурге (1912) и в пек рых уч. Заведениях для глухонемых и слепых детей. В 1920-х гг. В Москве и Петрог~раде существовали Ин-ты ритма по методу Ж.-Д. В сер. 50 х гг. Метод Ж. Д. Нашел применение в нек рых ба летных школах Зап. Европы и СССР.С о ч Rhytmic, music and education Basel 1922, в рус пер — Ритм М 19222, La musique et nous, Gen, 1945 (с перечнем всех пед работ и муз соч)Лит Волконский С, Отклики театра, П, 1914, III т о p к К, Система Далькроза, Л — М, 1924, Brunet Le kornte H, Jacques Dalcroze, sa vie, son oeuvre, Gen, 1950.
С. Л. Старобинский..
Дополнительный поиск Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль
На нашем сайте Вы найдете значение "Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жак-далькроз (Jaques-dalcroze) Эмиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 36 символа