Женевская Школа Генетической Психологии
Направление в исследовании психич. Развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения — происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. Задача — исследование механизмов познават. Деятельности, к-рые скрыты за внеш. Картиной поведения Для выяснения этих механизмов разработан метод клинич. Беседы, когда изучаются не симптомы, не внеш. Признаки явления, а процессы, к-рые приводят к их возникновению. Работы представителей школы (Пиаже, Б. Инельдер, E Шеминский и др.) показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной познават. Позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, к рые формируются прижизненно благодаря действиям.
Внеш материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто и последовательно) бла-годаря повторению схематизируются и с помощью символич. Средств (имитация, игра, рисунок, речь) в дошк. Возрасте переносятся во вн»тр план (см. Ипте-риоризация). Координируясь с др. Действиями, они уже в младшем шк. Возрасте превращаются в умственные операции.В генетич. Психсюгии, созданной Пиаже, операция рассматривается как осн. Единица мышления Аналог операций на сенсомоторном уровне развития ребенка, конкретные и формальные операции составляют три фундаментальные структуры инте почта Процесс их достижения позволяет разделить весь ход психич развития на три больших периода, и в каждом намечается ряд стадий.
В этом контексте изучается формирование таких понятии, как иоъект, пространство, время, причинность и др., особенности дет. Логики, сходства и различия психики ребенка и взрос тогоСогласно женевской школе, благодаря обучению можно ускорить процесс усвоения понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью к-рых ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряда факторов. Законы познават. Развития универсальны они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе науч. Познания.Общую картину развития интеллекта психологи женевской школы пытаются дополнить изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, к рые рассматриваются ими как целиком подчиняющиеся интеллекту.
С 1970 х гг представители этой школы проявляют интерес к процессу обучения, к исследованию развития ребенка в разных культурах, к диагностике умственного развития, к патологии мышления. Проводятся также исследования в области психолингвистикиВсе исследования женевской школы опираются на исходное положение Пиаже о взаимодействии живой системы со средой как нера дальности двух непрерывно совершающихся процессов — ассимиляции и аккомодации При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из таких общебиол. Закономерностей Пиаже исходил в трактовке психич. Развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создаёт познавал1, структуры.
Это определило объяснение полученных женевской школой данных в категориях биологии, что вызвало критику ее теоретич позиций сов. Психологами. Анализируя концепцию генетич. Психологии, Л. С. Выготский и его поеяедовате-ли подчеркивают, что нельзя начинать анализ психич. Развития с индивида, поскольку нет и не может быть независимости ребёнка от общества. Поэтому, признавая факты, полученные в исследованиях женевской школы, отеч. Психологи выступают против их интерпретации с позиций натуралистич., биологизаторского понимания источника и движущих сил развития.Лит. Флейвелл Дж.-Х., Генетич. Психология Жана Пиаже, пер. С англ., М., 1967. Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971, гл. 10.Л. Ф. Обухова..
Дополнительный поиск Женевская Школа Генетической Психологии
На нашем сайте Вы найдете значение "Женевская Школа Генетической Психологии" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Женевская Школа Генетической Психологии, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 39 символа