Жуковский Василий Андреевич

273

[29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской обл. — 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], поэт, переводчик, лит. Критик. Внебрачный сын А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (Е. Д. Турча-ниновой). Фамилию и отчество получил от своего крёстного отца.По окончании в 1800 Моск. Университетского благородного пансиона занимался гл. Обр. Лит. Деятельностью. Был близок к H. M. Карамзину, А. С. Пушкину, в поздний период жизни — к Н. В. Гоголю. Один из основателей Дружеского лит. Об-ва (1801) и кружка поэтов «Арзамас» (1815). Чл. Академии Российской (1818).В 1815 Ж. Был приближен ко двору. В 1817 занял должность учителя рус. Языка великой княгини Александры Фёдоровны — жены будущего имп. Николая I. В качестве пособия, облегчающего ученице познание чужого для неё языка, Ж.

Использовал специально составленный им альманах «Для немногих» (в 5 вып.), содержавший параллельные тексты избр. Нем. Стихотворений и их переводов на рус. Язык, выполненных самим Ж.В 1826—39 наставник наследника престола великого кн. Александра Николаевича. В 1826—27 совершил заграничное путешествие в Германию и Францию для отбора необходимых уч. Пособий и литры, а также для знакомства с пед. Опытом. Особое внимание Ж. Привлекли воззрения Ж. Ж. Руссо и система И. Г. Песталоцци, для изучения к-рой предпринял спец. Поездку в Швейцарию.Разработал систему воспитания и образования наследника. Составил «План учения» — подробную записку, охватывавшую теоретич. И практич. Стороны пед. Процесса. Основой воспитания и образования Ж. Считал практич.

Деятельность ученика, поэтому большое значение придавал его повседневному окружению, формам общения педагогов и родителей.В развитии самосознания ребёнка Ж. Выделял три осн. Периода. Отрочество (8—13 лет), юношество (13—18 лет) и первые годы молодости (18—21 год). В первом периоде предполагалось привить воспитаннику начатки логич. Мышления, сформировать нравств. Чувство посредством религии и сообщить нек-рую сумму первонач. Знаний о мире, ещё не строго дифференцированных по отд. Наукам. На след, этапе юноше предстояло подробно изучить те науки, с к-рыми он уже предварительно ознакомился. Третий (обобщающий) период Ж. Планировал посвятить «занятиям собственным и чтению немногих истинно классических книг».«План учения» отразил и ряд метод, приёмов Ж.

Механич. Заучиванию он противопоставил комплекс мер, направленных на глубокое усвоение знаний. Наглядность, многократное повторение в разл. Связи, познават. Игры и др. Формой представления уч. Материала по грамматике, химии, истории и др. Дисциплинам у Ж. Были «таблицы». Нек-рые из них были составлены с заменой текста значками и символами, понятными ученику. Отводя важную роль развитию в детях хорошего вкуса и творч. Способностей, Ж. В 1831 предпринял издание домашнего журн. «Муравейник» (5 номеров), где наряду с его собств. Стихами печатались уч. Соч. И переводы наследника и его братьев и сестёр.Центральной для нравств. Воспитания, согласно «Плану», должна была стать идея долга. Одобрение старших должно выражаться только за «постоянство в добре», а не за отд.

Поступки. То же касалось и наказаний. Ребёнок мог подвергаться явному гневу отца только за серьёзные и систематич. Проступки, за мелкие шалости достаточно укоров собств. Совести.Взгляды Ж. На просвещение народа отразились в его ст. «О новой книге. Училище бедных госпожи Ле Пренс де Бомон» (1808). По мнению Ж., воспитание и образование должны иметь строго сословный характер, обеспечивая каждому человеку возможное благосостояние и душевный мир на том месте в социальной иерархии, на к-рое он поставлен судьбой. Для низших сословий достаточно изучения основ знаний и «экономии», а также знакомства с правилами морали. Превышение этого уровня, в особенности для крепостных, способно, по мысли Ж., обернуться для них злом вместо блага, открыв им ужас их положения и не дав средств его исправить.

Те из крепостных, к-рые наделены выдающимися способностями, должны получать не только образование, достойное их таланта, но и как обязательное условие — свободу.Обобщением пед. Размышлений Ж. Стала ст. «Что такое воспитание?» (1848). Смысл воспитания состоит в раскрытии позитивных задатков ребёнка и подавлении дурных. Достигнуть этого Ж. Предполагал с помощью формирования «привычек» (физ., умств. И нравств.), закладывать к-рые надлежит в раннем возрасте. При этом важно, «чтобы воспитанник получил сии привычки самобытно, собственным опытом, с развитием ума и воли, и чтобы направление, которое воспитание дает сему развитию, было согласовано с полною свободою, которая, однако, нисколько не противоречит привычке к покорности» для формирования будущей гражд.

Позиции человека.Важную роль в воспитании Ж. Отводил лит-ре, язык к-рой должен быть ясным и правильным, а картины и образы — светлыми и нравственно чистыми. Создал ряд произв. Для детей. «Овсяный кисель» (1816), «Колючая роза» (1826), «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» (оба 1831), «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» (1840-е гг.), «Котик и козлик», «Жаворонок» (оба 1851) и др. В конце жизни Ж. Для своих детей создал «живописную азбуку» и др. Уч. Материалы.С о ч Поли собр соч , т 1—12, под ред А С Архангельского, СПБ, 1902, Дневники, СПБ, 1903 (прим И А Бычкова)Лит ЗейдлицК К, Жизнь и поэзия Жуковского, СПБ, 1883, Кирпичников А , В А Жуковский как поэт-воспитатель, «Вестник воспитания», 1902, № 4, M и х -н е в и ч А , Жуковский как педагог, Пед сборник, 1902, №12, СетинФ, В А Жуковский, СП, 1983, №3, Янушкевич А С , В А Жуковский, Семинарий, M , 1988, СамоверН В, Воспитание Александра II (Николай I и В А Жуковский), в кн Россия и реформы 1861—1881, М, 1991, Шмидт С О , Подвиг наставничества, в кн Русское подвижничество, M , 1996 H В Самовер..

Значения в других словарях
Жуковский Василий Андреевич

Жуковский Василий Андреевич [29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской области, — 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], русский поэт. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Взгляды и литературные пристрастия молодого Ж. Формировались в Московским благородном пансионе (1797—1801) и «Дружеском литературном обществе» (1801) под влиянием традиций дворянского либерализма. В 1812 Ж. Вступил в ополчение. С Отечественной войной 1812 связаны патриотические ноты, прозвучавшие в..

Жуковский Василий Андреевич

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852) - русский поэт, почетный член (1827), академик (1841) Петербургской АН. Начав как сентименталист ("Сельское кладбище", 1802), стал одним из создателей русского романтизма. Поэзия насыщена меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады "Людмила", 1808, "Светлана", 1808-12). Перевел "Одиссею" Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Литературная критика.. ..

Жуковский Василий Андреевич

Знаменитый поэт. Родился 29 янв. 1783 г., в селе Мишенском, в 3 вер. От гор. Белева Тульской губ. Отцом его был старик-помещик этой деревни, Аф. Ив. Бунин, а матерью — пленная турецкая девушка. От восприемника своего, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, друга Буниных, новорожденный получил свое отчество и фамилию. Как раз перед рождением будущего поэта семью Бунина постигло страшное горе. Из одиннадцати человек детей в короткое время умерло шестеро и между ними единственный сын, ст..

Жуковский Василий Андреевич

Жуковский Василий Андреевич - знаменитый поэт. Родился 29 января 1783 г., в селе Мишенском, в 3 верстах от города Белева, Тульской губернии. Отцом его был помещик Аф. Ив. Бунин, матерью - пленная турецкая девушка. От восприемника своего, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, друга Буниных, новорожденный получил свое отчество и фамилию. Как раз перед его рождением в семье Бунина из одиннадцати детей в короткое время умерло шестеро, и в том числе единственный сын, студент Лейпцигского ..

Жуковский Василий Андреевич

(1783, село Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии — 1852, Баден-Баден, Германия), поэт. Внебрачный сын помещика И.А. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Формально был усыновлён крестным отцом, А.Г. Жуковским. В 1797—1800 учился в московском Благородном университетском пансионе. В 1801 вместе с А.И. Тургеневым, А.Ф. Воейковым, А.Ф. Мерзляковым организовал Дружеское литературное общество, сыгравшее заметную роль в становлении русского литературного романтизма. В том же году Жуковский поступил..

Жуковский Василий Андреевич

(1783—1852), поэт, переводчик, один из основоположников национального романтизма, почетный член (1827) и академик (1841) Петербургской АН. Впервые побывал в Петербурге в 1796. Жил в Петербурге, а также в Павловске в 1815—1841 (с перерывами). Много путешествовал. Служил при дворе. С 1815 чтец императрицы Марии Фёдоровны, с 1817 учитель принцессы Шарлотты (будущей жены Николая I, императрицы Александры Фёдоровны), с 1826 воспитатель наследника, будущего императора Александра II. Ж. Издал в Петер..

Жуковский Василий Андреевич

Жуковский Василий Андреевич - знаменитый поэт. Родился 29 января 1783 г., в селе Мишенском, в 3 верстах от города Белева, Тульской губернии. Отцом его был помещик Аф. Ив. Бунин, матерью - пленная турецкая девушка. От восприемника своего, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского, друга Буниных, новорожденный получил свое отчество и фамилию. Как раз перед его рождением в семье Бунина из одиннадцати детей в короткое время умерло шестеро, и в том числе единственный сын, студент Лейпцигского ..

Жестокость Детская

Причинение ребёнком страданий людям или животным. В отличие от жестокости взрослых Ж. Д. Не продиктована злыми намерениями. Маленький ребёнок может совершить жестокий поступок — разорить птичье гнездо, ранить товарища во время игры и т. П., не имея сознат. Целью причинение боли и страдания. Он поступает так потому, что не знает свойств предметов и явлений, не представляет себе последствий своего поступка. Не обладая опытом расшифровки выразительных движений (гримасы, плач и т. П.), ребёнок не ос..

Жуков Иннокентий Николаевич

[5(17). 10.1875, рудник Горно-Зерентуй, ныне пос. Гор. Типа (Горный Зерентуй) Читинской обл., — 5.11.1948, Москва], педагог, один из организаторов рус. Скаутского движения. Окончил ист.-филол. Ф-т Петерб. Ун-та (1904). Преподавал географию в ср. Уч. Заведениях Петербурга (1904—11, 1914—17), Читы (1917—21), Москвы (1922—31). В 1922—23 чл. Центр, бюро юных пионеров при ЦК РКСМ.В 1914—17 ответств. Секретарь Всерос. Об-ва содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), пропагандировал гуманистич..

Журавлёв Василий Иванович

(7 1 1923, с Старорямово Омской обл — 3.1 1996, г Балашиха Моек обл ), педагог, акад РАО (1992), д-р пед наук, проф (1976) Окончил филол ф-т Новосибирского пед ин-та (1952) На пед работе с 1940 В 1956—77 преподавал в Липецком и др пед ин-тах В 1978—96 зав кафедрой педагогики МОПИ (с 1991 — Моек гос пед ун-т) В 60—70-х гг в ходе длит эксперимента обобщил результаты Липецкого и Ростовского пед опыта реализации достижений пед науки в уч практике Разрабатывал проблемы развития педагогики как инте-гр..

Жураковский Геннадий Евгеньевич

[23.8(4.9). 1894, Москва, — 10.3.1955, там же], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер пед. Наук, проф. (1940). Окончил Киевский ун-т (1919). В 1918—20 руководил отделом дет. Домов Губсоцвоса (Киев), в 1919—23 зав. Дет. Домом, преподавал вер. Школе, в 1924—34 вёл науч.-пед. Деятельность в вузах Киева. С 1934 в Москве, сотрудничал в Центр, доме худож. Воспитания детей, ЦНИИ педагогики при ВКИПе (1935- 1937), преподавал в МОПИ (1937—41. 1948—54) и МГПИ им. Потёмкина (1941—48), зав. Отдело..

Дополнительный поиск Жуковский Василий Андреевич Жуковский Василий Андреевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жуковский Василий Андреевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жуковский Василий Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 27 символа