Жуковский Василий Андреевич
[29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской обл. — 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], поэт, переводчик, лит. Критик. Внебрачный сын А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (Е. Д. Турча-ниновой). Фамилию и отчество получил от своего крёстного отца.По окончании в 1800 Моск. Университетского благородного пансиона занимался гл. Обр. Лит. Деятельностью. Был близок к H. M. Карамзину, А. С. Пушкину, в поздний период жизни — к Н. В. Гоголю. Один из основателей Дружеского лит. Об-ва (1801) и кружка поэтов «Арзамас» (1815). Чл. Академии Российской (1818).В 1815 Ж. Был приближен ко двору. В 1817 занял должность учителя рус. Языка великой княгини Александры Фёдоровны — жены будущего имп. Николая I. В качестве пособия, облегчающего ученице познание чужого для неё языка, Ж.
Использовал специально составленный им альманах «Для немногих» (в 5 вып.), содержавший параллельные тексты избр. Нем. Стихотворений и их переводов на рус. Язык, выполненных самим Ж.В 1826—39 наставник наследника престола великого кн. Александра Николаевича. В 1826—27 совершил заграничное путешествие в Германию и Францию для отбора необходимых уч. Пособий и литры, а также для знакомства с пед. Опытом. Особое внимание Ж. Привлекли воззрения Ж. Ж. Руссо и система И. Г. Песталоцци, для изучения к-рой предпринял спец. Поездку в Швейцарию.Разработал систему воспитания и образования наследника. Составил «План учения» — подробную записку, охватывавшую теоретич. И практич. Стороны пед. Процесса. Основой воспитания и образования Ж. Считал практич.
Деятельность ученика, поэтому большое значение придавал его повседневному окружению, формам общения педагогов и родителей.В развитии самосознания ребёнка Ж. Выделял три осн. Периода. Отрочество (8—13 лет), юношество (13—18 лет) и первые годы молодости (18—21 год). В первом периоде предполагалось привить воспитаннику начатки логич. Мышления, сформировать нравств. Чувство посредством религии и сообщить нек-рую сумму первонач. Знаний о мире, ещё не строго дифференцированных по отд. Наукам. На след, этапе юноше предстояло подробно изучить те науки, с к-рыми он уже предварительно ознакомился. Третий (обобщающий) период Ж. Планировал посвятить «занятиям собственным и чтению немногих истинно классических книг».«План учения» отразил и ряд метод, приёмов Ж.
Механич. Заучиванию он противопоставил комплекс мер, направленных на глубокое усвоение знаний. Наглядность, многократное повторение в разл. Связи, познават. Игры и др. Формой представления уч. Материала по грамматике, химии, истории и др. Дисциплинам у Ж. Были «таблицы». Нек-рые из них были составлены с заменой текста значками и символами, понятными ученику. Отводя важную роль развитию в детях хорошего вкуса и творч. Способностей, Ж. В 1831 предпринял издание домашнего журн. «Муравейник» (5 номеров), где наряду с его собств. Стихами печатались уч. Соч. И переводы наследника и его братьев и сестёр.Центральной для нравств. Воспитания, согласно «Плану», должна была стать идея долга. Одобрение старших должно выражаться только за «постоянство в добре», а не за отд.
Поступки. То же касалось и наказаний. Ребёнок мог подвергаться явному гневу отца только за серьёзные и систематич. Проступки, за мелкие шалости достаточно укоров собств. Совести.Взгляды Ж. На просвещение народа отразились в его ст. «О новой книге. Училище бедных госпожи Ле Пренс де Бомон» (1808). По мнению Ж., воспитание и образование должны иметь строго сословный характер, обеспечивая каждому человеку возможное благосостояние и душевный мир на том месте в социальной иерархии, на к-рое он поставлен судьбой. Для низших сословий достаточно изучения основ знаний и «экономии», а также знакомства с правилами морали. Превышение этого уровня, в особенности для крепостных, способно, по мысли Ж., обернуться для них злом вместо блага, открыв им ужас их положения и не дав средств его исправить.
Те из крепостных, к-рые наделены выдающимися способностями, должны получать не только образование, достойное их таланта, но и как обязательное условие — свободу.Обобщением пед. Размышлений Ж. Стала ст. «Что такое воспитание?» (1848). Смысл воспитания состоит в раскрытии позитивных задатков ребёнка и подавлении дурных. Достигнуть этого Ж. Предполагал с помощью формирования «привычек» (физ., умств. И нравств.), закладывать к-рые надлежит в раннем возрасте. При этом важно, «чтобы воспитанник получил сии привычки самобытно, собственным опытом, с развитием ума и воли, и чтобы направление, которое воспитание дает сему развитию, было согласовано с полною свободою, которая, однако, нисколько не противоречит привычке к покорности» для формирования будущей гражд.
Позиции человека.Важную роль в воспитании Ж. Отводил лит-ре, язык к-рой должен быть ясным и правильным, а картины и образы — светлыми и нравственно чистыми. Создал ряд произв. Для детей. «Овсяный кисель» (1816), «Колючая роза» (1826), «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» (оба 1831), «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» (1840-е гг.), «Котик и козлик», «Жаворонок» (оба 1851) и др. В конце жизни Ж. Для своих детей создал «живописную азбуку» и др. Уч. Материалы.С о ч Поли собр соч , т 1—12, под ред А С Архангельского, СПБ, 1902, Дневники, СПБ, 1903 (прим И А Бычкова)Лит ЗейдлицК К, Жизнь и поэзия Жуковского, СПБ, 1883, Кирпичников А , В А Жуковский как поэт-воспитатель, «Вестник воспитания», 1902, № 4, M и х -н е в и ч А , Жуковский как педагог, Пед сборник, 1902, №12, СетинФ, В А Жуковский, СП, 1983, №3, Янушкевич А С , В А Жуковский, Семинарий, M , 1988, СамоверН В, Воспитание Александра II (Николай I и В А Жуковский), в кн Россия и реформы 1861—1881, М, 1991, Шмидт С О , Подвиг наставничества, в кн Русское подвижничество, M , 1996 H В Самовер..
Дополнительный поиск Жуковский Василий Андреевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Жуковский Василий Андреевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жуковский Василий Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 27 символа