Забывание
Процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее. Обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, к-рый закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому 3.Наиб, распространённые объяснения 3. Связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными нем. Психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеккером в 1900. Согласно первой, 3. Происходит потому, что процессы запоминания к.-л.
Нового материала (и вообще любая пси-хич. Активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциации с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование 3. Было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфич. Защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отеч. Психологии объяснение феноменов 3. Связано с представлением о памяти как действии.3. Может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном 3. Закреплённый материал не только не воспроизводится, но и не узнаётся.
Частичное 3. Материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнаёт, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) 3. Характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удаётся воспроизвести, припомнить что-либо. Часто 3. Бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя нек-рое время всё же воспроизводит его. Временное 3. В физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное 3. — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.Важное средство против 3. — повторение. Оно является не только осн. Условием прочного запоминания уч. Материала, но и условием последующего сохранения его в памяти.
Учитывая, что 3. Происходит особенно в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить 3., а не тогда, когда материал уже почти забыт. К. Д. Ушинский указывал, что к повторению следует прибегать не для того, чтобы восстановить утраченные знания, а для того, чтобы на основе имеющихся знаний подвести учеников к усвоению нового.Осн. Путь предупреждения 3. — применение усвоенных знаний на практике. Решая задачи, уч-ся прочно запоминают эти правила и т. П.Лит- см. При ст. Память..
Дополнительный поиск Забывание
На нашем сайте Вы найдете значение "Забывание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Забывание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 9 символа