Забывание

205

Процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее. Обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, к-рый закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому 3.Наиб, распространённые объяснения 3. Связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными нем. Психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеккером в 1900. Согласно первой, 3. Происходит потому, что процессы запоминания к.-л.

Нового материала (и вообще любая пси-хич. Активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциации с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование 3. Было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфич. Защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отеч. Психологии объяснение феноменов 3. Связано с представлением о памяти как действии.3. Может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном 3. Закреплённый материал не только не воспроизводится, но и не узнаётся.

Частичное 3. Материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнаёт, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) 3. Характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удаётся воспроизвести, припомнить что-либо. Часто 3. Бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя нек-рое время всё же воспроизводит его. Временное 3. В физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное 3. — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.Важное средство против 3. — повторение. Оно является не только осн. Условием прочного запоминания уч. Материала, но и условием последующего сохранения его в памяти.

Учитывая, что 3. Происходит особенно в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить 3., а не тогда, когда материал уже почти забыт. К. Д. Ушинский указывал, что к повторению следует прибегать не для того, чтобы восстановить утраченные знания, а для того, чтобы на основе имеющихся знаний подвести учеников к усвоению нового.Осн. Путь предупреждения 3. — применение усвоенных знаний на практике. Решая задачи, уч-ся прочно запоминают эти правила и т. П.Лит- см. При ст. Память..

Значения в других словарях
Забывание

-я, ср.. ..

Забывание

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Забывание

Ср.Процесс действия по знач. Глаг. Забывать.. ..

Забывание

См. ЗабыватьБольшой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. СПб. Норинт С. А. Кузнецов. 1998. ..

Забывание

Психический феномен. Утрата запечатленной в памяти информации.. ..

Забывание

Психический феномен. Утрата запечатленной в памяти информации.. ..

Забывание

Психический феномен. Утрата запечатленной в памяти информации.. ..

Забывание

Категория. Мнемический процесс. Специфика. Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали заб..

Забывание

Вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Согласно Зигмунду Фрейду, является результатом переживаний или неконтролируемых воздействий на сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека.. ..

Забывание

Вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если воспоминания неприятны, постыдны или мучительны или если осуществление предположений, намерений, соблюдение обязанностей обременительно, то они «забываются» особенно легко.. ..

Журналы Психологические

Отдельные Ж. П. Появились в кон. 18 — сер 19 вв., но их тематика не отличалась от филос. И физиол. Журналов. Широкое распространение Ж. П. Началось с 80-х гг. 19 в. К кон. 19 в. Их было 234. Ж. П. Со специально пед. Тематикой возникли в нач. 20 в. В Германии, Франции, США. К сер. 20 в. Число Ж. П. Достигло 500 назв. При всё увеличивающейся специализации. В нач. 90-х гг. Выходит не менее 700 Ж. П., в них отражается значит, часть из ежегодно публикуемых 27—30 тыс. Психол. Исследований. Более точно..

Забота

Деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. 3. Проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии. Пример наиб, полной и бескорыстной 3. — материнство. В отношениях между людьми 3. Всегда выражается как солидарность. Однако в психол. И этич. Плане люди, вступающие в отношения 3., не могут быть равноправными, т. К. 3. Как бы предполагает покровительство, с одной стороны, и ижд..

Зависть

Чувство неприязни к др. Лицу (общности, организации) по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравств., культурному уровню или материальному превосходству. 3. Родственна ревности и также основывается на эгоизме, себялюбии и т. П., но в отличие от неё всегда направлена на реальные преимущества др. Лица. Как правило, завистливый человек желает предмету своей 3. Всяческих неудач (унижения его достоинства, дискредитации в глазах общественности, несчастья и др.). 3. Может стать причиной злод..

Загвязинский Владимир Ильич

(р 4 1 1930, Москва), педагог, акад РАО (1992), д-р пед наук (1973), проф (1975) Окончил (1952) Тюменский пед ин-т, преподавал в школах и в Ишимском пед ин-те (в 1966—70 проректор) С 1973 зав кафедрой педагогики и психологии в Тюменском ун-те. Пред (с 1994) регион центра Сиб отделения РАОВ трудах 3 исследования педагога рассмотрены как интегративное качество его труда, способствующее творч характеру деятельности С нач 90-х гг разрабатывает проблемы пед проектирования и инновац процессов, педагог..

Дополнительный поиск Забывание Забывание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Забывание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Забывание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 9 символа