Залкинд Арон Борисович

212

[5(17).6.1888, Харьков, — июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. Ин-та (1917—20). В 1923—30 преподавал в АКВ и 2-м МГУ.Первоначально занимался практич. Психиатрией и психоневрологией, под влиянием теории 3. Фрейда опубликовал неск. Статей в журнале рус. Психоаналитиков «Психотерапия». После 1917 пропагандировал идеи психоанализа, пытаясь совместить их с постулатами марксистской науки. Проводя аналогии между основными положениями фрейдизма и широко понимаемой рефлексологии, пытался доказать близость их категориального аппарата и предмета исследования. Подобный вариант эклектич. Синтеза разнородных теорий уже в 20-х гг.

Вызвал резкую критику, в частности, в работах Л. С. Выготского и M. M. Бахтина.Увлечение фрейдизмом обусловило внимание 3. К проблемам психосексуального развития и полового воспитания. Заложенные им теоретич. Основы полового воспитания на долгие годы фактически определили стратегию решения этого вопроса в сов. Педагогике. 3. Указывал, что хотя сексуальное влечение — неотъемлемая часть жизни человека, оно представляет собой проявление одного из низших пластов личности и не должно отвлекать представителей нового общества от выполнения их социально-ист, миссии. Решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности («сублимации» — по Фрейду). В плане возрастного развития в этой связи повышенное внимание уделял подростковому возрасту, рассматривая его как критический, переходный.

Согласно 3., существуют три типа процессов, определяющих кризисный характер подросткового возраста. Нарастающие стабилизац. Процессы, закрепляющие прежние приобретения организма и делающие их более стабильными. Процессы действительно критические — бурно осуществляющиеся изменения. Оформление зарождающихся элементов взрослого человека. Эти идеи, в частности, были использованы Л. С. Выготским при создании его периодизации возрастного развития и разработке понятия кризиса» возрастных.Критикуя большинство современных ему пед. И психол. Теорий, к-рые легли в основу биологизаторского направления в педологии, 3. Указывал на недопустимость «биол. Статизма» в рассмотрении развития ребёнка. Сведение процессов развития к созреванию организма, анализ становления личности в терминах элементарных поведенческих реакций 3.

Называл зоологич. Подходом к детству. В противовес этому представлению акцентировал внимание на внеш. Условиях, определяющих развитие. Считал, что среда является решающим фактором формирования личности. Это положение легло в основу социогенетич. Направления в педологии. Идея 3. О влиянии среды на развитие и поведение ребёнка оказалась весьма продуктивной в решении вопроса о т. Н. Моральной дефективности. До сер. 20-х гг. К категории морально дефективных относили широкий круг детей, чьё поведение отклонялось от общепринятых норм. Наряду с нервными и психически больными детьми морально дефективными считались также беспризорные и педагогически запущенные дети. 3. Было показано, что недопустимо подразделять детей на нормальных и морально дефективных, т.

К. Решающим фактором отклоняющегося поведения в большинстве случаев выступают недостатки среды и воспитания.3., однако, абсолютизировал влияние среды, расценивая последнюю как фактор, остающийся стабильным и оказывающий неизменное механич. Воздействие на протяжении всей жизни. Этот подход вызвал возражения со стороны мн. Педагогов и психологов. Однако взгляды 3. Находили и значит, поддержку. В 1927 на 1-м Педологич. Съезде ему удалось представить теоретич. Платформу, к-рая была одобрена как «объединённая платформа», призванная консолидировать сов. Педологов. В 1928 была создана Комиссия по планированию исследоват. Работы по педологии в РСФСР при Главна-уке Наркомпроса, 3. Был назначен её председателем. В том же году 3. Стал гл.

Редактором журн. «Педология». В 1930 по инициативе 3. Был проведён съезд по изучению поведения человека. Т. О. 3. Фактически заявил претензии на роль идеолога всей совокупности наук о человеке. В 1930 Психол. Ин-т в Москве был преобразован в Ин-т психологии, педологии и психотехники. На посту его директора 3. Сменил Н. К. Корнилова.В 1936 3. Умер от инфаркта на московской улице, возвращаясь с собрания, на к-ром было оглашено пост. ЦК ВКП(б) «О педологич. Извращениях в системе наркомпросов ».Соч. Очерки культуры революционного времени, М., 1924. Революция и молодежь, М., 1925. Вопросы сов. Педагогики, М. — Л19313. Основные вопросы педологии, М., 1930. Половое воспитание. M., 19302. Педологич. Основы воспитательной работы с подростковым возрастом, в кн.

Вопросы педологии рабочего подростка, М., 1929. Основные особенности переходного возраста, «Педология», 1930, № 1. Педология дет. И юношеского коммунистич. Движения, в кн. Пед. Энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2. М., 1930.Лит. Эткинд А. М., Обществ, атмосфера и индивидуальный путь ученого. Опыт прикладной психологии 20-х гг., ВП, 1990, № 5..

Значения в других словарях
Залкинд Арон Борисович

(1886-1936) - российский врач и психолог. В 1910 изучал возможности использования идей Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 опубликовал соответствующие статьи в журнале "Психотерапия". Исследовал проблемы сексуальности и сомнамбулизма. Увлекался индивидуальной психологией Адлера и разрабатывал "психоневрологический взгляд" на общество. В 20-х установил наличие комплекса "парттриады" - "партийной триады" (присутствие у 90% партийного актива ВКП (б) невротических симптомов, гиперто..

Закрепление

Знаний, умений и навыков учащихся, деятельность учителя, направленная на прочное усвоение знаний. Проводится на всех этапах обучения.В зависимости от класса и специфики уч. Материала в одних случаях 3. Органически объединяется с изучением нового, в других — приобретает относительно самостоят, значение и требует выделения особого времени. Напр., работа учащихся с геогр. Картой в одинаковой мере относится как к изучению нового материала, так и к его 3., тогда как обучение учащихся умениям и навыка..

Закс Арт Яковлевич

[15(27).5.1878, г. Порхов, ныне Псковской обл., — 4.2. 1938, Москва], педагог, методист внешк. Работы. После окончания ист.-филол. Ф-та Петерб. Ун-та (1901) преподавал историю и был воспитателем в Тенишевском уч-ще, в 1907—14 работал в Коммерч. Уч-ще в Лесном. Одновременно вёл спец. Курс экскурсионного дела в Пед. Академии (1908—15) и позднее в Тверской жен. Учительской школе им. П. П. Максимовича, где заведовал уч. Частью (1915—19). В годы Революции 1905—07 возглавлял комиссию по проведению все..

Зальцман (Salzmann) Кристиан

Гот-хильф (1.6.1744, Зёммерда, близ Эрфур-та, — 31.10.1811, Шнепфенталь, близ г. Гота), нем. Педагог, представитель филантропизма. Учился в Йенском ун-те (1761—64), был священником. С 1781 преподавал религию в филантропине в г. Дессау. С 1784 возглавлял филантропии в поместье Шнепфенталь, получивший при 3. Значит, известность (уч. Заведение существует и ныне). Ставил целью дать детям — выходцам из бурж. Семей — образование, по уровню не уступавшее получаемому аристократами. Стремился сочетать ум..

Замбия

(Zambia), Республика Замбия, гос-во в Центр. Африке. Пл. 752,6 тыс. Км2. Нас. 8,4 млн. Чел. (1990), гл. Обр. Народы банту. Офиц. Яз. — английский. Столица — г. Лусака.До провозглашения независимости (1964) действовала ступенчатая система просвещения (8-летней нач. И 6-летней ср. Школой) с раздельным обучением афр. И европ. Детей. Ср. Образование было развито слабо, высш. Уч. Заведений не было. В 1963 св. 58% нас. В возрасте старше 7 лет было неграмотным. Лишь 1% всего нас. Имел законченное нач. ..

Дополнительный поиск Залкинд Арон Борисович Залкинд Арон Борисович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Залкинд Арон Борисович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Залкинд Арон Борисович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 22 символа