Заочное Обучение

154

Форма организации уч. Процесса для лиц, сочетающих получение образования с проф. Трудовой деятельностью. Часть системы непрерывного образования. Предполагает самостоят, прохождение учащимися отд. Разделов уч. Курсов в соответствии со специально разработанными уч. Программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателями специализир. Уч. Заведения и очную сдачу в нём установленных экзаменов.Система 3. О. Формируется и развивается на основе специально созданных метод, центров — заочных школ, курсов, заочных отделений высш. И ср. Спец. Уч. Заведений. Такие центры организуют разработку уч. Планов, программ, метод, лит-ры и др. Пособий, осуществляют текущий контроль за уч. Деятельностью заочников, ведут приём экзаменов.В дореволюционной России единственной формой заочного получения образования, признанной гос-вом, был экстернат.

В 90-х гг. 19 в. Экстерны чаще всего держали экзамены за курсы четырёх или шести классов гимназии, четырёх и пяти классов реального уч-ща, а также за курсы ист.-фи-лол. И юрид. Ф-тов ун-тов. Прохождение курса экстерном не предполагало метод, помощи со стороны уч. Заведения, что делало такое получение образования доступным ограниченному кругу лиц. Первыми в России метод, центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. 1893) при Об-ве распространения техн. Знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при К-те пед. Музея воен.-уч. Заведений (Петербург), к-рые рассылали желающим программы для чтения, рефераты, тексты лекций, организовывали письм. И устные консультации.

Моск. Программы обучения были построены на основе вузовских уч. Курсов.После установления сов. Власти уже в нач. 20-х гг. Открылись многочисл. Заочные курсы при отд. Вузах. 2-м МГУ, С.-х. Академии им. К. А. Тимирязева, Механич. Ин-те им. М. В. Ломоносова и др., впоследствии (во 2-й пол. 20-х гг.) — заочные отделения. В 1929 коллегия Нар-компроса РСФСР определила принципы и организац. Основы 3. О. В высш. И ср. Спец. Уч. Заведениях. Предусматривалось создание специализир. Заочных ин-тов, расширение сети заочных отделений вузов. Созданы вузы, ставшие специализир. Центрами подготовки кадров без отрыва от произ-ва. Ленингр. Индустр. Ин-т (1929, ныне Сев.-Зап. Заочный политехн. Ин-т), Всес. С.-х. Ин-т заочного образования (Москва, 1930), Всес. Заочный фи-нанс.-экон. Ин-т (Москва, 1930), Всес.

Индустр. Ин-т (1932. Ныне Всес. Заочный политехн. Ин-т, Москва). 3. О. Применялось также для повышения квалификации кадров.Пост. СНК СССР от 29 авг. 1938 «О высш. Заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обя-зат. Очной сдачей экзаменов и зачётов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для 3. О. В высш. Школе. Студентам, обучавшимся без отрыва от произ-ва, были предоставлены доп. Отпуска. С выходом в свет (март 1939) Положения СНК СССР о заочной аспирантуре 3. О. Распространилось и на подготовку науч. И науч.-пед. Кадров. В 1940/41 уч. Г. В СССР действовало 18 заочных ин-тов, при 383 вузах имелись заочные отделения.После 1945 значит, потребность в квали-фицир. Кадрах в условиях восстановления разрушенного войной х-ва и его техн.

Переоснащения определила необходимость дальнейшего расширения масштабов 3. О. В 1946 созданы областные и респ. Заочные ср. Школы, в нач. 70-х гг. — районные. В интересах освоения программ общего ср. Образования в 70-х гг. Традиц. 3. О. В школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см, в ст. Вечерние школы). С 1-й пол. 80-х гг. Число учащихся — заочников школ уменьшается. Осн. Сферой применения 3. О. В 50—70-х гг. Постепенно становилась система высш. И ср. Спец. Школы (см. Табл.).В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. Подготовка кадров по заочной форме велась в 9 заочных вузах и на специализир. Отделениях — «дневных» вузов, в 26 заочных ср. Спец. Уч. Заведениях, а также на заочных отделениях техникумов и уч-щ. Число обучавшихся заочно составило в вузах св.

890 тыс. (32% всех рос. Студентов), в ср. Спец. Школе св. 590 тыс. (26% всех учащихся). В нач. 90-х гг. Выпуск специалистов, подготовленных по заочной форме обучения, составил в высш. Школе ок. 141 тыс. (ок. 35%), в средней специальной — 173,5 тыс. (св. 27%).В 1981 введены сокращённые сроки обучения для заочников, имеющих определённый стаж работы по избранной уч. Специальности. Для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам уч. Дисциплин в течение 1 года, расширен приём слушателей на подготовит, отделения с заочным обучением при вузах и техникумах. К сер. 80-х гг. Выявились серьёзные недостатки в организации З. О. При расширении объёмов подготовки специалистов снижалось качество обучения, отстала от совр.

Требований материальная база мн. Вузов и техникумов, осуществляющих 3. О., не обеспечивался надлежащий уровень их науч.-пед. Кадров.С 1987/88 уч. Г. Введён новый перечень специальностей, по к-рым наиб, целесообразно осуществлять З. О. Оно концентрируется преим. В вузах, имеющих дневную форму обучения по соответств. Или родств. Специальностям, располагающих квалифицир. Профессорско-преподавательскими кадрами и необходимой уч.-лабораторной базой. Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями уч. Планы для З. О. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены. Отменены условный перевод с курса на курс и заочное рецензирование контрольных домашних работ. Развёрнута работа по созданию уч.

Комплексов, включающих общеобразоват. Школу, ПТУ, техникум, позволяющих обеспечить непрерывность образования.По заочной форме готовится значит, часть специалистов для с. Х-ва, экономики. Связи, а также (в высш. Школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З. О. Не используется при подготовке специалистов для здравоохранения.Уч. Планы и программы для заочников ср. Спец. И высш. Уч. Заведений по своему содержанию в основном едины с планами и программами очной формы обучения. Окончившие курс обучения заочники получают диплом единого общегосударств. Образца.Уч. Процесс при 3. О. В вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоят, подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций.

Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают гос. Экзамены. Для лиц, не имеющих достаточного практич. Опыта и стажа по специальности, может быть организована производств, практика.Очные занятия (30—35%объёма уч. Плана дневной формы обучения) проводятся гл. Обр. В период экзаменац.-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом уч. Заведении, а также в уч.-кон-сультац. Пунктах, филиалах и т. П.). В уч. Процессе при З. О. Наиб, трудности вызывают установочные лекции в начале уч. Года, когда практически в течение 5—6 дней заочникам предстоит освоить базовый объём теоретич. И методологич. Знаний по 3—4 уч. Предметам, позволяющий ориентироваться в материале курсов, самостоятельно прорабатывать уч. Лит-ру, выполнять контрольные задания и готовиться к экзаменам и т.

П. Эти условия требуют от преподавателя особой тщательности в подготовке и планировании лекций, выборе оптимальных средств изложения материала, доказательств и т. П. На очных семинарских и т. П. Занятиях особого внимания педагогов требует контроль знаний, в т. Ч. Проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение уч. Периода. С целью получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретич. Собеседования перед выполнением практич. И проверочных работ и др. Виды контроля, определяемые учёными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. В практике З. О. Широко применяются комплекты спец. Уч. Пособий, включающие помимо уч. И метод, лит-ры тетради и конспекты с печатной основой, карточки-задания и т.

П. Для заочников ежегодно издаются метод, указания и контрольные задания по общенауч. И общетехн. Предметам (по нек-рым из них — централизованно). Организуются спец. Уч. Передачи по радио и телевидению, создаются кинодиа- и видеопособия.В содержании, формах и методах З. О., в воспитат. Работе учитывается наличие у заочников определённой проф. Подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на произ-ве способствует более глубокому и прочному усвоению программного материала, а проведение уч.-иссл. И опытных работ по реальной производств, тематике определяет развитие творческой активности студентов и учащихся. Это создаёт доп. Возможность повышения качества обучения. Предприятия, орг-ции и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от произ-ва, содействие в решении вопросов, связанных с созданием благоприятных условий для обучения.Теоретич.

Исследования и метод, работу в области 3. О. Вели до сер. 80-х гг. Гл. Обр. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). С 1988 созданы уч.-метод. Центры по группам специальностей З. О. На базе соответств. Заочных вузов. Среди них — МГЗПИ (с 1992 Моск. Открытый пед. Ин-т).На 3. О. В гос. И муниципальные уч. Заведения высшего и ср. Проф. Образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее ср. Образование, а в техникумы и училища — неполное общее ср. Образование. В первую очередь по итогам вступит, экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю уч. Заведения. На нек-рые специальности приём в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответств.

Ср. Спец. Образование.Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразоват. Школ устанавливается сокращённая на 1 день или соответств. Число часов рабочая неделя. Всего в течение года учащиеся-заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчёте на 6-дневную рабочую неделю (при 5-дневной рабочей неделе число свободных дней или сумма свободных часов соответственно перерассчитывается). За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% ср. Заработной платы по осн. Месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наим.

Занятости на произ-ве. В течение уч. Года руководители предприятий и орг-ций могут представлять заочникам дополнительно 1—2 свободных дня в неделю без сохранения заработной платы (если это не наносит ущерба производств, деятельности). Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск. В 12-м кл. — 20 рабочих дней, 9-м кл. — 8 рабочих дней с сохранением заработной платы по осн. Месту работы. На время сдачи переводных экзаменов предоставляется от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счёт сокращения общего числа предусмотренных льготных дней).Рабочим и служащим, допущенным к сдаче вступит, экзаменов в заочные вузы, предоставляется доп. Отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и уч-ща — 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения уч.

Заведения. Успешно обучающимся на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи экзаменов и зачётов ежегодно предоставляется отпуск. На 1-м и 2-м курсах — 30, на 3-м и последующих — 40 календарных дней. На период сдачи гос. Экзаменов предоставляется отпуск в 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах — 4 мес, в техникумах и др. Спец. Уч. Заведениях — 2 мес. За время всех уч. Отпусков сохраняется ср. Заработок.Основанием для предоставления уч. Отпусков служит справка-вызов уч. Заведения, в к-ром указываются начало и окончание сессии и продолжительность отпуска. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения уч. Заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачётов и экзаменов, а также для защиты дипломных проектов или сдачи гос.

Экзаменов. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед гос. Экзаменами для подготовки к занятиям предоставляется один свободный день в неделю (или соответств. Кол-во часов) с выплатой за этот день 50% ср. Заработка, но не ниже установленного минимума.В зарубежных странах 3. О. Распространялось со 2-й пол. 19 в. В 50-х гг. Появились первые частные школы для 3. О. Иностр. Языкам и т. П., в последней трети века — обществ, центры помощи З. О. [Лига нар. Образования (Франция), Об-во распространения нар. Образования (Германия), Об-во поддержки домашнего образования (США) и др.]. В 1883 в США открылся заочный ун-т — частная ассоциация преподавателей разл. Колледжей и ун-тов, занимавшаяся пропагандой самообразования и З.

О.После 2-й мировой войны 3. О. Стали применять не только частные, но и гос. Высш. И ср. Спец. Уч. Заведения, однако дипломы о заочном образовании традиционно расценивались значительно ниже, чем дипломы очных уч. Заведений. Внимание к высш. И ср. Спец. 3. О. Усилилось в 70-х гг. 20 в. В США темпы роста численности заочников в этот период ежегодно возрастали на 7,8% по сравнению с 2% численности студентов и учащихся очных уч. Заведений. В Великобритании, Канаде, Японии и нек-рых др. Странах — до 10%. В известной мере значит, прирост числа лиц, получавших образование заочно, поддерживался за счёт студентов и учащихся из развивающихся стран Азии и Африки, но гл. Фактором в процессе расширения масштабов 3. О. Была заинтересованность фирм в постоянном повышении квалификации и переподготовке своих работников как одном из условий, обеспечивающих высокое качество труда, продукции и услуг.

Этот путь часто соответствует индивидуальным устремлениям работников, поскольку повышает их профессиональную мобильность. Для поддержки З. О. Как фактора непрерывного образования используются законо-дат. И организац.-пед. Меры. В 1-й пол. 80-х гг. Отмечена стабилизация численности заочников.В кон. 60-х гг. Появились гос. И частные высш. И ср. Спец. Уч. Заведения, специализированные на заочной форме обучения. Первым среди них стал Открытый ун-т (осн. В 1969. Великобритания). Во 2-й пол. 80-х гг. Он охватывал св. 60 тыс. Студентов, гл. Обр. Лиц, занятых в материальном произ-ве. Значительным было число получавших т. Н. Образование для досуга. В рамках ун-та действует ин-т технологии обучения, ведущий исследования по программно-метод. Обеспечению 3. О. Подобные уч.

Заведения к сер. 80-х гг. Были созданы во мн. Странах (всего ок. 30). Вступит, экзамены в них отсутствуют. В уч. Процессе используется т. Н. Модульная структура уч. Курсов, позволяющая выбирать и компоновать их в зависимости от потребностей заочников. Широко применяются индивидуальные методы обучения с использованием компьютерной техники. Уровень полученных знаний подтверждается разл. Видами дипломов, сертификатов и т. П.Создаются междунар. Объединения (консорциумы) заочных уч. Заведений, к-рые берут на себя разработку и предоставление за плату мн. Программ и курсов разл. Уровней обучения, в т. Ч. И после-дипломного. К разработке таких программ и курсов привлекаются ведущие специалисты по отраслевым наукам. Записи лекций и др. Занятий тиражируются и транслируются по т.

Н. Замкнутым уч. Сетям (в сер. 80-х гг. В США — св. 40. В Бельгии — св. 10) и с помощью спутниковой связи, комплектуются в видеобиблиотеки и т. П.При ЮНЕСКО действует Междунар. Совет по заочному образованию, периодически устраивающий конференции с участием представителей уч. Заведений и н.-и, центров, изучающих проблемы 3. О.Лит. Надеинский Б. П., Методика и организация уч. Занятий в высш. Заочном уч. Заведении, Ми977г. Юдин В. А. [и др.]. Заочное обучение в системе высш. Образования в СССР, «Совр. Высш. Школа», 1982. №1. Янушкевич Ф., Технология обучения в системе высш. Образования, пер. С польск., М., 1986, гл. 3, 4 (библ.). О III у-ева Н. АУчебник в пед. Системе заочного тех. Вуза. Л., 1987 (библ.). Громкова М. Т., Заочное обучение в средних спец. Уч. Заведениях, М., 1990.Г.

В. Арсенъев, Ю. Г. Татур..

Значения в других словарях
Заочное Обучение

ЗАОЧНОЕ обучение - форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом. Заочное обучение используется для повышения квалификации. Заочные учебные заведения создают сеть учебно-консультационных пунктов, где также принимаются зачеты и экзамены.. ..

Заочное Обучение

Форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом. Заочное обучение используется для повышения квалификации. Заочные учебные заведения создают сеть учебно-консультационных пунктов, где также принимаются зачеты и экзамены.. ..

Заместитель Директора Школы По Учебно-воспитательной Работе

В Рос. Федерации должностное лицо администрации школы, ответственное за правильную организацию выполнения уч. Планов и программ, качество воспитания школьников.Должность помощника директора гимназии в России впервые введена в 1828. Он наз. Инспектором и избирался из числа старших учителей для наблюдения за порядком в классах и ведения х-ва в пансионах. С 1871 устав гимназии вменял инспектору в обязанность вести уроки.В соответствии с Уставом единой трудовой школы, утверждённым СНК РСФСР в дек. 1..

Занков Леонид Владимирович

[10(23). 4.1901, Варшава, — 27.11.1977, MocKBaj, педагог, нсихолог, дефектолог, д. Ч. АПН (1955), дер пед. Наук (1943). Окончил ф-т обществ, наук Моск. Ун-та (1925). Преподавал в сел. Школе Тульской обл. (1918—19), работал воспитателем и зав. Детскими с.-х. Колониями в Тамбовской и Моск. Обл. (1919—22). С 1929 вёл н.-и, работу. В НИИ дефектологии (1929—51, в 1944—47 директор), НИИ теории и истории педагогики АПН (1951—77, в 1951 — 1955 зам. Директора по науке). Разрабатывал проблемы психологии п..

Запоминание

Один из осн. Процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. 3. — основа накопления, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. В процессе 3. Закрепляются не только отд. Восприятия, представления, мысли и т. П., но и связи (ассоциации) между ними, к-рые устанавливаются в познават. Деятельности человека и отражают объективные связи и отношения между предметами и явлениями. Ведущую роль в 3. Играет вторая сигнальна..

Запорожец Александр Владимирович

[30.8(12.9).1905, Киев, — 7.10.1981, Москва], психолог, д. Ч. АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1959), проф. (1960). Окончил пед. Ф-т 2-го МГУ (1930). В 1929—31 сотрудник АКБ им. Н. К. Крупской. С 1931 в Харькове в Психоневрологич. Академии. Одновременно с 1933 доц., с 1938 зав. Кафедрой психологии пед. Ин-та. В 1941—43 работал в эксперим. Госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). В 1943—60 доц., проф. Кафедры психологии МГУ. В 1944—60 зав. Лаб. Психологии детей д..

Дополнительный поиск Заочное Обучение Заочное Обучение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Заочное Обучение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заочное Обучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 16 символа