Зеньковский Василий Васильевич

178

[4(16) 7 1881, Проскуров Подольской губ , ныне Украина — 58 1962, Париж], философ и богослов, теоретик и историк педагогики, обществ деятель Окончил (1909) Киевский ун-т, с 1912 доцент, с 1915 проф этого ун-та, преподавал также на высших жен курсах Дир Киевского Фребелевского ин-та дошк воспитания Пред Киевского религ -филос и Фребелевского об-в В 1919 мин культуры и вероисповеданий в пр-ве П П Скоропадского Эмигрировал в Югославию в 1920—22 проф Белградского ун-таС 1922 в Праге Пред Пед бюро по делам ср и низшей рус школы за границей (1923—27), организатор пед съездов и совещаний Один из основателей Русского пед ин-та им Я А Коменского, где заведовал кафедрой эксперим и дет психологии (1923—26) Возглавлял (1923—60) Рус студенч.

Христ движение (РСХД) С 1927 проф Свято-Сергиевского Православного богословского ин-та в Париже, вел курсы философии, богословия, педагогики и психологии, рук Религ -пед кабинетом (1927—58) В 1942 принял сан священника.Взгляды 3 прошли сложную эволюцию Отринув юношеский атеизм, он вначале увлекся идеями Вл Соловьева и Л Лопатина, а затем пришел к христ антропологии и философии В русле гумани-стич традиции рус религ философии обосновывал православную педагогику «духовного устроения» Как психолог 3 выполнил под рук Г И Челпанова исследование «Совр состояние психофи-зиологич проблемы» (опубл в 1912), в к-ром подверг критике эксперимент психологию и педагогику Рассматривая проблемы психологии в тесной связи с педагогикой, 3 отстаивал идею целостности личности в единстве интеллектуального и эмоционального и единства воспитания и образования (приоритет отдавал воспитанию) Индивидуальность — по 3 — осн ориентир воспитания и образования, но «правда индивидуализма» должна соотноситься с «правдой универсализма» личностиИсследовал вопросы психологии детства, в т ч воздействие войны, революции, эмиграции на состояние дет души В основе периодизации детства — идея «иерархической конституции» личности на каждом этапе доминантой оказывается одна из ее страт (тело, душа, дух), соответственно меняется специфика развития, выбор задач и средств воспитания Гл задачу видел в том, чтобы «помочь молодежи обрести самих себя»3 утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей и именно социальное воспитание призвано стать фактором развития потребности в солидарности, самодеятельности, активности 3 считал нежелательным как привнесение в школу «элементов партийности», так и проникновение в души «яда антисоциальности» Среди факторов становления личности он рассматривал семью, школу, традиции, обычаи, родной язык, человечность, основы наук Оставаясь сторонником светского шк образования, он уделял значит внимание религ воспитанию детей и православию как фактору нац идентификации в условиях эмиграции Большое значение он придавал приходской жизни детей В парижский период проявилось стремление 3 к толкованию проблем педагогики с позиций православия Гл идеей 3 становится «оцерковление жизни», глубокое духовное приобщение к ценностям христианства, особенно к воплощенным в иск-ве, философии, лит-ре 3 не был чужд идеям экуменизма Свою пед концепцию 3 изложил в труде «Проблемы воспитания в свете христ антропологии» (Париж, 1934, переизд в России в 1993)3 создал направление рус православной педагогики за рубежом (Л А Зандер, И А Лаговский, О С Четвериков и др ) Цель школы определялась как помощь детям в их духовном росте После принятия священнического сана дальнейшая воспитат концепция 3 концентрировалась как педагогика «духовного делания»В кн «История русской педагогики в XX в » (1960) одним из первых дал ее единый очерк, охватив проблематику рос дореволюц и сов периодов и рус зарубежья В сов пед системах 3 отмечал филос противоречивость, прагматизм, диктат коммунистич идеологии, превратившейся в разновидность «религиозной» Пед воззрения 3 испытали влияние евразийстваСоч Социальное воспитание, его задачи и пути, M , 1918, О пед интеллектуализме, Рус школа за рубежом, 1923, кн 4, Психология детства, Лейпциг, 1924, Курс общей психоло гии, Прага, 1925, Беседы с юношеством в вопросах пола, Париж, 1929, На пороге зрелости, Париж, 1929, 19552 Апологетика, Париж, 1959, История рус философии, т 1—4, Л , 1991Лит ВерховскийС, Отец В Зень-ковский, Новый журнал, Нью-Йорк, 1961, №70, Лосский H О, Отец В Зеньков-скии, в кн История рус философии, M , 1991, Памяти о В Зеньковского, Париж, 1984, МальцеваВ М, В В Зеньковский о духовно-нравств развитии личности, П , 1994, № 4 E Г Осовский, М В Богуславский..

Значения в других словарях
Зеньковский Василий Васильевич

Зеньковский Василий Васильевич (4.7.1881, Проскуров, ныне Хмельницкий, — 5.8.1962, Париж), русский религиозный философ и историк философии. Профессор психологии Киевского университета (с 1915). В 1918 министр вероисповеданий в правительстве гетмана Скоропадского. С 1919 белоэмигрант, профессор Русского православного института в Париже (с 1926). В 1942 принял сан священника. Взгляды З. В целом сформировались под влиянием религиозных исканий Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого и в особенности философско..

Зеньковский Василий Васильевич

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - российский религиозный философ, историк русской философии. С 1919 в эмиграции.. ..

Зеньковский Василий Васильевич

(1881-1962), русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове (ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии..

Зеньковский Василий Васильевич

(4,7.1881, Проскуров, Подольской губ. 5.8.1962, Париж) - религиозный философ, историк философии, психолог и церковно-общественный деятель. Отец З. Был педагогом и одновременно церковным старостой, дед священником. До 14 лет З. Был очень религиозен, в 15 лет под влиянием произведений Д. Писарева пережил сомнение в вере, увлекся науками. Намереваясь стать врачом, предполагал сначала основательно изучить естественные науки. По окончании киевской гимназии З. В 1900 поступил на естественное отделение..

Зеньковский Василий Васильевич

(1881-1962) - русский философ и богослов. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Профессор психологии этого университета (1915-1919). Министр вероисповедания (1918) в правительстве гетмана П.П. Скоропадского. В 1919 эмигрировал. Работал в Белграде (профессор философии Белградского университета, 1920-1923), Праге (директор педагогического института, 1923-1926), Париже (профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, 1926-1962). В 1942 принял сан прав..

Земства И Просвещение

Земства — органы местного самоуправления, созданные в Европ. России по Положению о земских учреждениях 1864. Губернские и уездные собрания и управы действовали в 34, а к 1914 в 43 губ. (из 60). Осн. Сферой деятельности губернских земств с кон. 1860-х гг. Стала подготовка учителей для нач. Школ. Работа велась по трём направлениям. Создание учительских семинарий, организация врем, курсов и проведение учительских съездов. В 1869—73 было открыто 12 земских учительских семинарий. В 1870-х гг. 16 губе..

Земцова Мария Ивановна

[р. 27.7 (9.8).1903, с. Хлебновка Саратовской обл.], тифлопедагог, дер пед. Наук (1958), проф. (1962). Окончила Саратовский ун-т (1920). Пед. Деятельность с 1921, в 1934—52 в ЦИЭТИН, в 1952—79 в НИИ дефектологии АПН СССР (зав. Сектором тифлопедагогики), с 1979 консультант ин-та. Под руководством и при участии 3. Разработаны науч. Основы системы образования, методы обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения. Тр. По психол.-пед. Изучению слепых и слабовидящих детей, исследованию ком..

Зизаний (Зизаний-тустановский) Лаврентий Иванович

(наст, фам. К у к и л ь) (?, с. Потелич, ныне Нестеровского р-на Львовской обл., — ок. 1634, г. Корец, ныне Ровенской обл.), белорус, и укр. Гуманист-просветитель, церк. Деятель, переводчик. Преподавал в братских школах Львова (до 1591), Бреста (1592—94), Вильно (1595—97), а затем — домашний учитель. С 1619 редактор и переводчик в типографии Киево-Печерской лавры, преподаватель лаврской школы.В 1596 в Вильно была напечатана «Азбука» 3. С рисунками в тексте (использованы клише из изданий Ф. Скори..

Зиккингер (Sickinger) Йозеф Антон

(21.9.1858, Харполинген, Баден, — 3.8. 1930, Оберстдорф, Бавария), нем. Педагог. Окончил Гейдельбергский ун-т (д-р философии, 1883). Преподавал в гимназиях в Карлсруэ и Брухзале. В 1895- 1923 гор. Шк. Советник в Мангейме, где осуществил реформу гор. Школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия уч. Нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей (см. Мангеймская школьная система). 3. Разрабатывал также проблемы трудового обучения и методику физич. Воспитания у..

Дополнительный поиск Зеньковский Василий Васильевич Зеньковский Василий Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зеньковский Василий Васильевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зеньковский Василий Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 30 символа