В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Зрение

52

процесс восприятия внеш. мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними
Орган 3. — глаз Глаз человека наделен способностью воспринимать световые волны в диапазоне от 360 до 760 нм, (ультрафиолетовые и инфракрасные лучи зрительных ощущений не вызывают). Лучи света от рассматриваемых предметов, попадая в глаз, преломляются в его прозрачных средах, действуют на сетчатку. В результате сложного фотохим. процесса в сетчатке возникает нервное возбуждение, к-рое в виде нервных импульсов передается по зрительному нерву в корковый центр 3., расположенный в затылочных долях мозга. В зрительном центре световые раздражения, идущие от предметов внеш. мира, воспринимаются как определенные образы. Т. о., зрительный акт осуществляется деятельностью всего зрительного анализатора, включающего глаз, зрительный нерв и зрительный центр.
Оптич. свойства глаза в немалой степени зависят от кривизны хрусталика. Способность хрусталика изменять свою форму наз. аккомодацией. Преломляющая способность глаза при покое аккомодации (при максимально уплощенном хрусталике) наз. рефракцией. Различают рефракцию соразмерную (параллельные лучи, идущие от предметов, пересекаются на сетчатке), близорукую (лучи пересекаются впереди сетчатки) и дальнозоркую (лучи пересекаются позади сетчатки). В соответствии с этим близорукий глаз видит ближние предметы отчетливее дальних, а дальнозоркий наоборот. Глаз человека обладает огромным диапазоном восприятия — от способности видеть едва заметные раздражители до весьма мощных. Чем слабее свет, воспринимаемый глазом, тем выше его световая чувствительность. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной интенсивности наз. сенсорной адаптацией,
Нормальное совм. 3. обоими глазами обеспечивает чёткое объемное восприятие рассматриваемого предмета и правильное определение его местоположения в пространстве.
Часть пространства, видимая неподвижным глазом (всей сетчаткой), наз. полем 3. Все пространство, к-рое может быть воспринято глазом при его движениях (при неподвижной голове), наз. полем взора. Естественно, что поле взора больше, чем поле 3.
Кроме способности светоощущения глаз человека наделен способностью ощущать цвет (т. н. цветовое 3.). Предполагают, что в глазу имеется 3 цветовоспринимаю-щих элемента, из к-рых одни способны воспринимать красный цвет, другие — зеленый и третьи — фиолетовый. Разл. сочетания этих трех цветов в зависимости от степени возбуждения цветовос-принимающих элементов составляют многообразную гамму цветовых восприятий человека. Одноврем. раздражение всех трех элементов в определенной степени и дает ощущение белого цвета (т. н. трех-компонентная теория цветового 3.).
Нарушения зрительных функций разнообразны и зависят от разных причин от конструктивных особенностей глазного яблока как оптич. аппарата, от потери прозрачности преломляющих сред глаза, от врожденных и приобретенных заболеваний самого глаза или зрительного нервного пути в связи с общими и местными инфекциями, травмами, нарушениями кровообращения, болезнями крови, эндокринными расстройствами и т. д.
У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребенка его глазное яблоко также увеличивается в размере и к 9—12 годам приобретает строго сферич. форму Однако в нек-рых случаях наблюдаются изменения в развитии глазного яблока. Напр, оно может несколько удлиниться в переднезаднем направлении, в результате этого увеличивается расстояние от зрачка до сетчатки. В таких глазах изображения отдаленных предметов фокусируются не на сетчатке, а впереди нее, эти предметы ребенок видит неясно. Развивается близорукость. Прогрессирование близорукости может привести к серьезным необратимым изменениям в глазу и значит, потере 3. Иногда близорукость развивается при наследств, предрасположенности. Различают 3 ступени близорукости слабую, среднюю и высокую.
Так называемая шк. близорукость, как правило, высоких степеней не достигает и хорошо корригируется соответствующими очками. Она обычно развивается у детей в результате длительной и беспорядочной зрительной работы на близком расстоянии. Возникновению близорукости способствуют недостаточное освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, мелкий или плохой шрифт, т.е. все, что заставляет чрезмерно приближать глаза к книге или тетради. При этом недостатке 3. ребенок жалуется на утомление глаз, боли в области надбровных дуг после напряженной зрительной работы, на появление т. н. летающих мушек — мелких сероватых точек, перемещающихся при движении глазного яблока. Школьник плохо видит написанное на классной доске и просит посадить его поближе. При рассматривании отд. удалённых предметов прищуривается, при чтении приближает книгу к глазам, сильно наклоняет голову к столу при выполнении письменных работ. Оптич. недостаток близорукого глаза должен быть исправлен очками, к-рые подбирает врач. Рекомендуются также систематич. курсы лекарств, лечения. При начальной близорукости очень полезны спец. упражнения, позволяющие приостановить или замедлить ее дальнейшее развитие.
При ослаблении преломляющей способности оптич. системы глаза, а также вследствие задержки роста глазного яблока (сокращение переднезадней оси) развивается дальнозоркость. Как и при близорукости, различают 3 степени дальнозоркости. Большинство дальнозорких людей хорошо видит вдаль и часто вполне удовлетворительно вблизи. При небольшой дальнозоркости острота 3. в большинстве случаев нормальна. При снижении остроты 3. могут помочь очки с собирательными линзами. При возникновении дальнозоркости в дет. возрасте необходимо постоянное ношение очков для её исправления.
Особый вид рефракции глаза — астигматизм. При этом нарушении 3. лучи, исходящие из светящейся точки, после преломления их в оптич. средах глаза не дают точечного изображения, поэтому на сетчатке всегда получаются раз л. фигуры светорассеяния (вместо точки кружок, эллипс, короткая линия и т. п.), отсутствует четкое изображение рассматриваемых предметов, что влечет за собой понижение 3. Повысить остроту 3. при астигматизме можно при помощи спец. очков, а в нек-рых случаях только при помощи контактных линз. Обычно астигматизм — врожденная особенность глаза, к-рая может передаваться по наследству. У детей по мере их роста степень астигматизма нередко изменяется, в связи с этим необходимо ежегодно проверять глаза и при необходимости менять очки.
Гл. обр. вследствие аномалий рефракции глаза может развиваться слабовиде-ние, характеризующееся снижением остроты 3. или -при менее резком снижении остроты 3. — значит, изменением др. зрительных функций (напр., сужение поля 3.).
Иногда при нарушении бинокулярного 3. и (или) при наличии аномалий рефракции глаз (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) у детей наблюдается косоглазие. Оно может быть сходящимся (когда зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого отклонена в сторону носа) и расходящимся (зрительная линия больного глаза направлена к виску). Развитию косоглазия могут содействовать травмы и заболевание головного мозга, психич. травмы (испуг), иногда инфекц. болезни (корь, скарлатина, дифтерия, грипп и др.). Важно следить за тем, чтобы во время болезни ребенок не злоупотреблял чтением, рисованием и чтобы при зрительной работе освещение было достаточным. При косоглазии в процессе 3. участвует только один глаз, а другой, косящий, практически бездействует. Это постепенно приводит к резкому и стойкому понижению 3. косящего глаза. Для восстановления нормального 3. ребёнку прежде всего назначают очки для постоянного ношения (детям очки назначают с 1,5—2 лет). Для активной работы больного глаза стекло в очках перед здоровым глазом на длит, срок (не менее 4 мес) закрывают спец. заслонкой (или просто заклеивают). Наряду с этим проводят спец. упражнения для развития 3. косящего глаза. В не-к-рых случаях прибегают к хирургич. лечению.
Нарушение 3., вызванное расстройством (снижением или отсутствием) цветоощущения, наз. дальтонизмом. Если у человека отсутствует способность к восприятию к.-л. одного из 3 осн. цветов, то он является частично слепым в отношении этого цвета, при способности воспринимать два других. Частичная слепота чаще встречается на зелёный (дейтерано-пия) и на красный (протанопия) цвета; слепота на фиолетовый цвет встречается крайне редко. При нарушении восприятия одного из осн. цветов страдает в той или иной степени восприятие и др. цветов. Очень редко встречаются люди, у к-рых невосприимчивы к цвету все 3 цветовоспринимающих элемента (т. н. ахроматы). Полное отсутствие цветового 3. наз. цветовой слепотой, при этом все окружающие предметы воспринимаются в чёрно-белых тонах. Дефекты цветного 3. в течение длит, времени могут оставаться незамеченными ни больным, ни окружающими. У дальтоника с течением времени постепенно вырабатывается способность различать цвета по степени их яркости. Проверка цветоощущения имеет особое значение при проф. отборе, поскольку отсутствие способности правильного ощущения цветов может стать причиной несчастных случаев на произ-ве и транспорте.
Заболевания и травмы глаз. Из-за нарушения процессов циркуляции жидкости в глазу может повыситься внутриглазное давление и развиться глаукома. Заболевание иногда наблюдается у детей (т. н. врождённая глаукома) и у подростков (т. н. юношеская глаукома). Стойкое повышение внутриглазного давления значительно понижает функцию глаза, может привести к прогрессирующему ухудшению 3. и даже к слепоте.
Среди инфекц. заболеваний глаз наиб, распространён конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки век и передней части глазного яблока. Заболевание проявляется покраснением глазного яблока, появлением слизистых или слизисто-гнойных выделений, слезотечением, светобоязнью, ощущением в глазу жара, рези и присутствия инородного тела («песка»). Возбудитель инфекции может быть занесён в глаз грязными руками, с загрязнённых полотенец и платков. Если заболевшего ребёнка вовремя не изолировать, острый конъюнктивит может быстро распространяться в школе, дет. садах и яслях.
Причиной понижения 3. и даже слепоты могут стать травмы глаз. Дети нередко ранят глаза острыми предметами, особенно во время игры со стрелами, камнями и др. При серьёзных повреждениях глаз необходима срочная мед. помощь (до врача нужно лишь наложить чистую стерильную повязку). Для профилактики дет. глазного травматизма следует уже с 2 лет обучать ребёнка правилам обращения с острыми предметами, с к-рыми он сталкивается ежедневно (нож, вилка, карандаш, нек-рые игрушки). Эффективно обсуждение в классах и на шк. собраниях конкретных случаев повреждений, глаз, обстоятельств и причин, приведших к несчастному случаю.


Гигиена зрения. В дошк. и шк. возрастах особенно важно учитывать те изменения 3., к-рые связаны с аномалиями рефракции (близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом) и расстройствами аккомодации глаза. Своеврем. и и правильная коррекция этих недостатков может не только обеспечить полноценное 3., но и избавить от головных болей, явлений утомления, предупредить развитие косоглазия, нередко позволяет приостановить дальнейшее расстройство 3. Коррекция 3. надлежащими очками является одним из важнейших условий гигиены 3. Если очки рекомендованы для постоянного ношения, то родители и педагоги должны следить, чтобы ребёнок выполнял эти назначения.
Важное значение для предупреждения расстройства 3. и его дальнейшего развития имеет правильное построение уч. дня школьника, правильная осанка учащихся во время занятий.
Особое внимание должно быть уделено освещению как в классе, так и в домашней обстановке. Освещение должно быть подходящей интенсивности, достаточно равномерным и не дающим вредной блес-кости. Наиб, благоприятно для 3. дневное, естеств. освещение.
Важное значение для гигиены 3. имеет также и качество оформления книг и учебников. Необходим определённый контраст между цветом бумаги и насыщенно чёрным цветом напечатанных на ней букв; важен также размер шрифта и интервалов между отд. буквами, словами и между строчками (расстояние, равное двойной высоте букв).
При нек-рых нарушениях 3. (напр., при сильной близорукости) противопоказано поднимать тяжести, заниматься видами спорта, связанными с резкими движениями (тяжёлая атлетика, борьба, акробатика и др.). Для детей с резко пониженным 3. организуются спец. классы и школы.
ЛитКравков С. В., Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения, М. — Л19504; его же, Цветовое зрение, М., 1951; Плетнева Н. А., Глазные болезни, M., 19562; А в с т и — сов Э. С., Охрана зрения детей, М., 1975. Э. С. Аветисов.


























Значения в других словарях
Зрение

восприятие организмом внешнего мира, т. е. получение информации о нём, посредством улавливания специальными зрения органами (См. Зрения органы) отражаемого или излучаемого объектами света. Аппарат З. включает периферический отдел, расположенный в Глазе (сетчатка, содержащая фоторецепторы и нервные клетки), и связанные с ним центральные отделы (некоторые участки среднего и межуточного мозга, а так ...

Зрение

ЗРЕНИЕ - восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. У человека и высших животных световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (видимая часть спектра) воспринимаются светочувствительными клетками сетчатки глаза. Нервное возбуждение через зрительный нерв и проводящие пути центральной нервной системы передается в зрительные ...

Зрение

часть физическая — Мы видим окружающие нас предметы, когда лучи, идущие от них, преломляются в различных срединах глаза и, пересекаясь, образуют на сетчатке отчетливые изображения предметов. Каждому такому изображению соответствует определенное зрительное ощущение в мозгу. Анатомическое устройство глаза описано в статье Глаз; здесь приводится характеристика некоторых его частей с физической точки ...

Зрение

См. взгляд, чувство ...

Зрение

восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. У человека и высших животных световые колебания в диапазоне длин волн 390-760 нм (видимая часть спектра) воспринимаются светочувствительными клетками сетчатки глаза. Нервное возбуждение через зрительный нерв и проводящие пути центральной нервной системы передается в зрительные центры г ...

Зрение

Описание отсутствует ...

Зрение

ср.1) Одно из пяти основных чувств, посредством которого человек видит.2) Способность видеть. ...

Зрение

ЗРЕ́НИЕ -я; ср. Одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз; способность видеть. Орган зрения. Лишиться зрения. Испортить, проверять з. З. улучшилось, ухудшилось, восстановилось. Острое, хорошее, плохое, слабое з. ...

Зрение

-я, ср. Одно из внешних чувств человека и животного, органом к-рого является глаз; способность видеть. Хорошее з. Слабое з. Лишиться зрения. 4 Точка зрения на кого-что — чьё-н. мнение о ком-чём-н., взгляд. Угол зрения (книжн.) — взгляд, точка зрения на что-н. II прил. зрительный, -ая, -ое. 3. нерв. Зрительная память. Зрительная область мозга (спец.). Зрительная труба (то же, что подзорная труба). ...

Зона Ближайшего Развития

расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к-рого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Понятие введено Л. С. Выготским, к-рый считал, что 3. б. р. определяет психич. функции, находящиеся в процессе созревания. 3. б. р. ...

Зоферн (Suvern) Иоганн Вильгельм

(3.1.1775, Лемго, Германия, — 2.10.1829, Берлин), нем. педагог, представитель неогуманизма. Учился в ун-тах Йены (слушал лекции Ф. Шиллера и И. Г. Фихте) и Галле. Преподавал в гимназиях Торна (Торунь) и Эльбинга (Эль-блонг), в Кёнигсбергском ун-те. В 1804 опубликовал проект реформы нач. и неполных ср. уч. заведений, обобщив в нём идеи филантропистов, И. Г. Фихте и И. Г. Песталоцци. С 1809 работал ...

Зубов Виктор Геннадиевич

[27.1(9.2). 1914, Иваново, — 15.7.1982, Москва], педагог, физик, д. ч. АПН СССР (1965), дер физ.-матем. наук (1963). Окончил физ. ф-т МГУ (1940). С 1947 на науч.-пед. работе в МГУ. С 1965 в системе АПН; вице-през. (1967—76), директор НИИ ТОП (1975—77), в 1977—82 в НИИ СИМО. Автор науч. трудов в области физики твёрдого тела. В 1948 организовал лекторий и разработал цикл лекций по физике для поступа ...

Дополнительный поиск Зрение

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зрение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зрение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 12 символа