Иезуитское Воспитание

226

Система воспитания, разработанная педагогами католич. Ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. В 1534 И. Лойолой). Деятельность иезуитов была подчинена задачам Контрреформации, т.е. Борьбы за сохранение господства католич. Церкви в Зап. Европе и ограничение влияния протестантизма. Создание сети уч. Заведений и формирование юношества, прежде всего из привилегированных или зажиточных слоев, в духе преданности католицизму было одной из гл. Миссий ордена иезуитов. Самым распространённы м типом иезуитского уч. Заведения стали коллегии, дававшие ср. Образование. Коллегии высшею типа, семинарии и академии готовили преподавателей, теологов, церковных юристов. Нач. Образованием иезуиты занимались лишь в исключит, случаях, напр, в условиях миссионерской деятельности в колониях.Принципы и правила иезуитского воспитания складывались постепенно.

С 80-х гг. 16 в. По заданию руководства ордена они специально разрабатывались группой педагогов и были обобщены в шк. Уставе, официально утверждённом в 1599 (Ratio atque institutio studiorum Socie-tatis Jesu).Педагогика иезуитов проникнута прагматизмом. Их цель — воспитать «Христова воина», деятельно служащего католич. Церкви, способного противостоять искушениям протестантизма и в случае необходимости бороться с ним. Однако лишь немногие воспитанники иезуитов становились членами ордена. Большинство, получив образование в коллегии, оставались светскими людьми.В 17—18 вв. Иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов и преподавателей, так как И. В. Аккумулировало мн. Достижения гуманистич. И протестантской педагогики (классно-урочная система обучения, использование упражнений и регулярных повторений, постепенный переход от лёгкого к трудному и т.

П.), однако И. В. Придало им в значит, мере формализов. Характер. Образование состояло главным образом в изучении древних языков (латинского, в меньшей степени греческого) с опорой в первую очередь на антич. Авторов. Наряду с этим ученики получали нек-рые знания по истории, географии, физике, математике. Однако классич. Образование включало лишь часть антич. Наследия. Тексты Цицерона, Овидия, Вергилия и др. Препарировались с целью подогнать их к шк. Программе иезуитов. В философии первенствующее значение отводилось Аристотелю и Фоме Аквинскому. Гуманистич. Содержание антич. Культуры выхолащивалось.Воспитание было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования. Этой цели служило групповое и индивидуальное соперничество.

Регулярное выделение лучших и отстающих, ежемесячные конкурсы сочинений, ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождавшееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших и т. П. Соревнование распространялось на отд. Учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий. Из лучших учеников создавался т. Н. Магистрат, членам к-рого присуждались почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с практикой Др. Рима), назначались «директора» — опекуны из старших классов над младшими учениками. Среди наиб, способных учащихся создавались «академии» — прообразы шк. Кружков, собиравшиеся еженедельно под руководством наставника (префекта) для совм. Обучения, дискуссий, обсуждения подготовленных докладов по философии, грамматике, математике, риторике.

«Ректоры», выбранные «академиями», играли заметную роль в жизни коллегий.Учеников готовили к активной мирской жизни, поэтому иезуиты отказались от аскетич. Правил ср.-век. Монастырской школы, заботились о хорошем питании и регулярном отдыхе, физич. Развитии воспитанников. Коллегии располагались в удобных, светлых, просторных зданиях. Занятия продолжались не более 5 ч в сутки. Ученики совершали поездки, прогулки, экскурсии. Важное место отводилось светскому воспитанию. Правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу и поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах. Иногда в коллегиях обучали конной езде, танцам, пению, фехтованию.Однако гл.

Направлением деятельности иезуитских педагогов оставалось религ. Воспитание детей. Освоение основ христ. Религии и богослужения велось на протяжении всего обучения. Учащиеся регулярно молились, причащались, исповедовались, посещали мессы, предавались спец. Религ. Упражнениям и медитациям. В нек-рых коллегиях создавались религ. Братства учеников. Религ. Воспитанию служил и шк. Театр иезуитов, готовивший постановки на библейские темы к религ. Праздникам.Формирование индивидуальности в учениках сочеталось со строгой регламентацией их деятельности и поведения, подчинением личной воли и наклонностей интересам церкви и нормам христ. Этики, переработанной иезуитами в соответствующем духе. Всесторонняя регламентация воспитат. И образоват.

Процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением остальных (преторы, или цензоры), каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на спец. Собраниях устраивался совм. Взаимный разбор поведения и т. Д. В практике система поощряемых доносов и взаимного надзора смягчалась. Наиб, серьёзные проступки влекли за собой телесные наказания, для осуществления к-рых в коллегиях нанимали светского человека (корректора).Учителей для иезуитских уч. Заведений готовили очень тщательно и долго из лучших выпускников коллегий. В течение 2 лет они совершенствовали знания и навыки, подвергались спец. Проверке в ходе т.н. Новициата, затем изучали философию (3 года), проходили пед.

Практику под руководством и надзором опытных наставников (2—3 года), во время к-рой вели спец. Пед. Дневник, изучали теологию, совершенствовали подготовку в светских науках (4 года). Только после этого приступали к самостоятельной пед. Работе. Это обеспечивало иезуитским преподавателям высокую репутацию и сделало их коллегии наиб, престижными уч. Заведениями для выходцев из дворянских и бюргерских семей. К нач. 18 в. Насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. Заведений, в т. Ч. Св. 20 ун-тов.Традиции иезуитских коллегий оказали существенное влияние на развитие педагогики и шк. Дела в новое время, способствовали совершенствованию школ, создававшихся противниками иезуитов (протестантами, янсенистами). Иезуитскую педагогику высоко оценивал Ф.

Бэкон, она оказала заметное влияние на пед. Систему Я. А. Коменского, но встретила резкую критику со стороны др. Дея- телей культуры 17—18 вв. (Б. Паскаля, просветителей). Чрезмерная регламентация, выхолащивание антич. Традиций, недостаточное внимание к естеств. И точным наукам, узость религ. Воспитания, насаждение специфич. Этических норм и т. П. Привели к понижению уровня преподавания и воспитания в коллегиях в 18 в., отставанию от запросов жизни и падению их авторитета в обществе. В 1832 шк. Устав иезуитов был пересмотрен. Осн. Цели и принципы И. В. Остались прежними, но расширился круг уч. Предметов, в т. Ч. Есгеств.-матем. Дисциплин. В нач. 20 в. Было разрешено варьировать программы отд. Уч. Заведений в зависимости от местных условий и потребностей.

Во мн. Странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.), иезуиты и в кон. 20 в. Оказывают известное влияние на нар. Образование, готовят преподавателей, имеют свои школы, преподают в ряде ун-тов и в большинстве католич. Школ.Лит. Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России, «Труды Киевской духовной академии», 1869, №4. Ястребов М., Иезуиты и их пед. Деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, М° 2. Бемер Г., Иезуиты, пер. С нем., М., 1913. Т о н д и А., Иезуиты, пер. С итал., М., 1955. Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Минск, 1990. Ratio studio-rum et institutiones scholasticae Societatis Jesu, t. 1 — 4, B., 1887—94 (Monumenta Germaniae Paedagogica, Bd 2, 5, 9, 16). M er t z G., Die Padagogik der Jesuiten, Hdlb., 1898.

Monumenta paedagogica societa-tis, Jesu. I, ed. L. Lukacs, Romae, 1965 —. Donohue J. W., Jesuit education, N. Y., 1963. Godina Mir G., Aux sources de la pedagogie des Jesuites, le «modus parisi-ensis», Rome, 1968. Chartier R., Ji-lia D., Compere M. M., L'education en France du XYI au XVIIIе siecle, P., 1976. B o w e n J., A history of Western education, v. 2, L., 1975. M. В. Дмитриев..

Значения в других словарях
Иезуитское воспитание

система воспитания, разработанная орденом иезуитов (См. Иезуиты). Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в 1599. Цель И. В. — подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие — коллегии (с 7-летним сроком обучения) и высшие — семинарии (с 6-летним сроком обучен..

Иезуитское Воспитание

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, разработанная орденом иезуитов в целях укрепления власти католической церкви. Стала применяться с 16 в. В иезуитских коллегиях (закрытые средние учебные заведения). Отличалась строгой регламентацией поведения.. ..

Иезуитское Воспитание

Система воспитания, разработанная орденом иезуитов в целях укрепления власти католической церкви. Стала применяться с 16 в. В иезуитских коллегиях (закрытые средние учебные заведения). Отличалась строгой регламентацией поведения.. ..

Игрушки

Специально изготовленные предметы дет. Игр. Одно из средств обеспечения игровой деятельности. И. Должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. Воспитательное, обучающее, развивающее значение И. Имеют для детей всех возрастов. Создаются И., к-рые могут использоваться и взрослыми. И.— активное средство воспитания. Влияние И. На детей и отношение к ним зависят от воспи-тат. Позиции взрослых, воспитат. Уст..

Идеал

(франц. Ideal, от греч. Idea — идея, первообраз), образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, иск-ве, отношениях между людьми, нравств. И абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание И. Часто складывается как альтернатива действительности, как внутр. Протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании И. Предстаёт как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях..

Иешива

(ешива, ешибот, иешибот, иврит, йешива — сидение, заседание), высшая школа изучения евр. Религ. Права (галахи), центр традиц. Евр. Учёности. Готовит раввинов, судей, учителей евр. Традиции, теологов. Слушателями И. (бахурим) являются совершеннолетние мужчины (согласно галахе, совершеннолетие наступает по достижении 13-летнего возраста), осн. Контингент составляет неженатая молодёжь от 15 до 25 лет. Только в 80-х гг. 20 в. В Израиле стали создаваться И. Для девушек. Срок обучения в разных И. От 3..

Издательства Детской И Юношеской Литературы

Изд-ва, специализирующиеся на выпуске книг для детей и юношества.В России специально созданные дет. Книги — учебники — издавались с 16 в. Дет. Книгоиздание сформировалось во 2-й пол. 18 в., когда были разрешены частные типографии (было издано ок. 400 книг для детей, половину из к-рых составляли уч. Книги). С 1708 книги печатались новым гражд. Шрифтом. В 18 в. Видное место занимали издания Н. И. Новикова, выпустившего ок. 60 книг для детей (не считая учебников), первый рус. Дет. Журнал «Детское ч..

Дополнительный поиск Иезуитское Воспитание Иезуитское Воспитание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иезуитское Воспитание" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иезуитское Воспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 21 символа