Изложение
П e p e с к а з, вид самостоят, уч. Работы. Воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). И.— одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя — проверки усвоения уч. Материала учащимися. Термины «И.», «пересказ» употребляются как синонимы, однако «пересказ» обычно относится к устной форме воспроизведения текста. Термин «переложение» в шк. Практике не употребляется.Осн. Характеристики И. Связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объёмом), со способами его восприятия, задачами, к-рые ставятся перед воспроизведением текста, и т. Д. Различают И. Подробные и сжатые (краткие). Сжатое И. Требует от учащихся умения отбирать в исходном тексте основное и существенное,, главное (внутри каждой осн.
Части). Производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и строить сжатый текст. Если при подробном И. Сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом И. Это не обязательно. Так, сжатое И. Произв. Худож. Лит-ры может быть написано в деловом стиле (напр., в форме аннотации). По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные И. И И. С дополнит, заданием. В полных И. Содержание ис- ходного текста передаётся подробно (даже если это сжатое И.), в выборочных — воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило «рассыпанных», находящихся в разных частях исходного текста (напр., рассказ о смелых поступках героя лит. Произведения, если соответствующий материал надо выбрать).
В И. С дополнит, заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоят, текстом, созданным автором И. К таким И. Можно отнести две группы заданий. Ответить на вопрос, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте. Дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение и т. Д., или изложить текст от имени другого лица, другого лит. Героя. В этих случаях вносятся изменения в исходный текст. По восприятию исходного текста различаются И. Прочитанного, И. Воспринятого на слух, И. Воспринятого на слух и зрительно. Эти виды И. Учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.
Различают также И. Незнакомого и знакомого текста.Выделяются И. С лексич., грамматич. (морфологич., синтаксич.), стилистич. И др. Заданиями, среди к-рых различаются два типа. 1) предлагается употребить в И. Определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или их группы. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются. 2) предполагается изменить форму лица, времени, наклонения. При этом необходимо различать И. С заменой лица рассказчика и И. С заменой грамматич. Формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого, напр., разные персонажи лит. Произведения (с точки зрения содержания и языкового оформления)' рассказали бы об описываемом событии по-разному. Второе предполагает лишь замену формы лица, напр, замену первого лица (я) третьим (писатель, он ...), и относится к рассматриваемой группе И.
И. С языковым заданием — одно из средств реализации взаимосвязи между уроками по изучению основ лингвистич. Науки и работой по развитию связной речи учащихся. Др. Основаниями для выделения видов И. Являются тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. П.), его жанрово-композиц. Особенности (И.-описание, И. Уч. Статьи и т. Д.). Устные И. Уч. Текстов предполагают овладение школьниками умением определить гл. Смысловые вехи текста, расчленить его на части, составить план и т. Д., что является предметом обучения в нач. Школе и получает дальнейшее развитие в ср. Школе. Особая роль принадлежит учителю-словеснику, к-рый проводит спец. Обучающие И. Осн. Этапы этой работы. Уточнение речевой задачи. Вступит, слово об авторе и произведении.
Чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи. Содержат, анализ текста (выявление темы, осн. Мысли, структуры). Составление композиц. Схемы и плана. Языковой анализ текста, повторное чтение (прослушивание) текста. Этой работе может предшествовать предварительная (за неск. Дней) языковая подготовка (лексич., орфографич. И т. Д.).Лит. Добромыслов В. А., Изложения и сочинения в семилетней школе, М.- Л., 1946. Ж и н к и н Н. И., Развитие письм. Речи учащихся III — VII кл., ИАПН РСФСР, 1956, в. 78. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Особенности языка ученич. Изложений, М., 1965. Фигуровский И. А., Изложения с языковым разбором, в кн. Совершенствование методов обучения рус. Языку, М., 1981. Основы методики рус. Языка в 4—8 кл., под ред. А. В. Текучева, М.
М. Разумов-ской, Т. А. Ладыженской, M., 19832.Т. А. Ладыженская..
Дополнительный поиск Изложение
На нашем сайте Вы найдете значение "Изложение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Изложение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 9 символа