Изложение

231

П e p e с к а з, вид самостоят, уч. Работы. Воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). И.— одно из средств усвоения, развития памяти, мышления, грамотности и речи школьников, а для учителя — проверки усвоения уч. Материала учащимися. Термины «И.», «пересказ» употребляются как синонимы, однако «пересказ» обычно относится к устной форме воспроизведения текста. Термин «переложение» в шк. Практике не употребляется.Осн. Характеристики И. Связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объёмом), со способами его восприятия, задачами, к-рые ставятся перед воспроизведением текста, и т. Д. Различают И. Подробные и сжатые (краткие). Сжатое И. Требует от учащихся умения отбирать в исходном тексте основное и существенное,, главное (внутри каждой осн.

Части). Производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и строить сжатый текст. Если при подробном И. Сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом И. Это не обязательно. Так, сжатое И. Произв. Худож. Лит-ры может быть написано в деловом стиле (напр., в форме аннотации). По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные И. И И. С дополнит, заданием. В полных И. Содержание ис- ходного текста передаётся подробно (даже если это сжатое И.), в выборочных — воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило «рассыпанных», находящихся в разных частях исходного текста (напр., рассказ о смелых поступках героя лит. Произведения, если соответствующий материал надо выбрать).

В И. С дополнит, заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоят, текстом, созданным автором И. К таким И. Можно отнести две группы заданий. Ответить на вопрос, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте. Дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение и т. Д., или изложить текст от имени другого лица, другого лит. Героя. В этих случаях вносятся изменения в исходный текст. По восприятию исходного текста различаются И. Прочитанного, И. Воспринятого на слух, И. Воспринятого на слух и зрительно. Эти виды И. Учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста.

Различают также И. Незнакомого и знакомого текста.Выделяются И. С лексич., грамматич. (морфологич., синтаксич.), стилистич. И др. Заданиями, среди к-рых различаются два типа. 1) предлагается употребить в И. Определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или их группы. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются. 2) предполагается изменить форму лица, времени, наклонения. При этом необходимо различать И. С заменой лица рассказчика и И. С заменой грамматич. Формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого, напр., разные персонажи лит. Произведения (с точки зрения содержания и языкового оформления)' рассказали бы об описываемом событии по-разному. Второе предполагает лишь замену формы лица, напр, замену первого лица (я) третьим (писатель, он ...), и относится к рассматриваемой группе И.

И. С языковым заданием — одно из средств реализации взаимосвязи между уроками по изучению основ лингвистич. Науки и работой по развитию связной речи учащихся. Др. Основаниями для выделения видов И. Являются тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. П.), его жанрово-композиц. Особенности (И.-описание, И. Уч. Статьи и т. Д.). Устные И. Уч. Текстов предполагают овладение школьниками умением определить гл. Смысловые вехи текста, расчленить его на части, составить план и т. Д., что является предметом обучения в нач. Школе и получает дальнейшее развитие в ср. Школе. Особая роль принадлежит учителю-словеснику, к-рый проводит спец. Обучающие И. Осн. Этапы этой работы. Уточнение речевой задачи. Вступит, слово об авторе и произведении.

Чтение текста учителем или прослушивание грамзаписи. Содержат, анализ текста (выявление темы, осн. Мысли, структуры). Составление композиц. Схемы и плана. Языковой анализ текста, повторное чтение (прослушивание) текста. Этой работе может предшествовать предварительная (за неск. Дней) языковая подготовка (лексич., орфографич. И т. Д.).Лит. Добромыслов В. А., Изложения и сочинения в семилетней школе, М.- Л., 1946. Ж и н к и н Н. И., Развитие письм. Речи учащихся III — VII кл., ИАПН РСФСР, 1956, в. 78. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Особенности языка ученич. Изложений, М., 1965. Фигуровский И. А., Изложения с языковым разбором, в кн. Совершенствование методов обучения рус. Языку, М., 1981. Основы методики рус. Языка в 4—8 кл., под ред. А. В. Текучева, М.

М. Разумов-ской, Т. А. Ладыженской, M., 19832.Т. А. Ладыженская..

Значения в других словарях
Изложение

устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе (в основном в начальных и 4—8-х классах) как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин «И.» охватывает ряд устных и письменных упражнений. От почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения. Сокращённое И. Больших по объёму текстов способств..

Изложение

-я, ср.. ..

Изложение

• исчерпывающее изложение. ..

Изложение

См. Речь, стиль.... ..

Изложение

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Излагать, изложить.2) Письменный пересказ чего-л. Своими словами с учебной целью.. ..

Изложение

ИЗЛОЖЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Изложение

-я, ср. 1. См. Изложить. 2. То, что изложено, высказано или написано. Чёткое, последовательное и. 3. Письменное упражнение (обычно школьное) — перелагающее содержание прочитанного или услышанного. Письменное и. Писать и. Оценка за и.. ..

Изложение

Изложения, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. Изложить-излагать. В его изложении дело представлялось иначе. 2. Стиль и построение рассказа, повествования. Изящное изложение. Запутанное изложение. 3. Письменный пересказ чего-н. (педаг.).. ..

Издательства Детской И Юношеской Литературы

Изд-ва, специализирующиеся на выпуске книг для детей и юношества.В России специально созданные дет. Книги — учебники — издавались с 16 в. Дет. Книгоиздание сформировалось во 2-й пол. 18 в., когда были разрешены частные типографии (было издано ок. 400 книг для детей, половину из к-рых составляли уч. Книги). С 1708 книги печатались новым гражд. Шрифтом. В 18 в. Видное место занимали издания Н. И. Новикова, выпустившего ок. 60 книг для детей (не считая учебников), первый рус. Дет. Журнал «Детское ч..

Издательства Учебно-педагогические

Выпускают учебники, все виды уч. Пособий, справочники и словари, указатели, худож. И науч. Произведения, включённые в уч. Программы, а также пед. И просветит, книги, журналы и др. Периодич. Издания.В России до 1917 уч.-пед. Лит-ру выпускали разл. Изд-ва. Частные, кооперативные, общественные, отдельных гос. Ведомств и др., ставившие перед собой в основном просветительские задачи. Изд-во И. Огрызко (1858—63) осуществило публикацию пед. Трудов К. Д. Ушин-ского, Н. И. Пирогова, А. Г. Филонова, соч. ..

Изложение Учителя

Реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологич. Вставок учителя во время самостоят, работы школьников и комментариев к их ответам.Вербальные методы обучения преобладали в практике школы до кон. 19 в. В кон. 19 — нач. 20 вь. В школу внедрялись активные методы обучения. В пед. Лит-ре 50—60-х гг. Ознакомление учащихся с содержанием обучения посредством слова учителя подвергалось резкой критике. Слуховое восприятие материала считали пассивной деятельностью, направле..

Измайлов Азиз Эминович

[р. 28.12. 1913 (10.1.1914), г. Евпатория], педагог, д. Ч. АПН СССР (1967) и АН Кирг. ССР (1969), д-р пед. Наук (1960), проф. (1961). Окончил АКБ им. Н. К. Крупской (1934) и ист. Ф-т Фрунзенского пед. Ин-та (1951). Пед. Деятельность начал в 1930 зав. Школой-интернатом. В 1937—50 на ответств. Работе в органах нар. Образования в Киргизии. С 1952 на н.-и. И преподавательской работе в Кирг. Жен. Пед. Ин-те, в 1955—81 руководил Кирг. НИИ педагогики. Одним из первых в Киргизии исследовал проблемы исто..

Дополнительный поиск Изложение Изложение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Изложение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Изложение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа