Ильенков Эвальд Васильевич

164

(18.2. 1924, Смоленск,—21.3.1979, Москва), философ и психолог, д-р филос. Наук (1968). В 1950 окончил МГУ. С 1953 науч. Сотрудник Ин-та философии АН в Москве.В центре науч. Творчества И.— проблема универсальности человека как субъекта продуктивной деятельности, способного не только к воспроизведению действительности, но и к созданию такого материального или духовного продукта, к-рый ранее не был присущ объективной действительности. В качестве создаваемых т. О. Продуктов выступают все объекты культуры и цивилизации.Опираясь на идеи Спинозы, И. Обосновал положение о том, что человек является универсальным «мыслящим телом», отражающим в своих действиях формы множества иных тел подобно тому, как движущаяся рука способна совершать чрезвычайно разнообразные действия.

Универсальна, однако, не сама рука, а рука мыслящего субъекта, к-рый задаёт способ построения действия. Т. Е. Универсальность — не прирождённая, а формирующаяся исторически черта, приобретаемая человеком в ходе индивидуального развития.На основе идеи обществ.-историч. Универсальности человека И. Разработал концепцию идеального, показав, что это понятие, традиционно культивировавшееся в идеалистич. Философии, присуще и материалистич. Диалектике. Согласно И., идеальность — это характеристика общественных образов культуры, исторически сложившихся способов жизнедеятельности, к-рые как особая «сверх-природная» деятельность противостоят человеку подобно материальной действительности. К идеальным образам И. Относил логич.

Категории, языковые и социальные нормы, законы человеческого общежития, нравств. Императивы. Сознание конкретного человека формируется посредством усвоения этих идеальных образов в качестве законов его собственной жизнедеятельности, т. Е. Сознание выступает как осознанное идеальное.Идеальное обнаруживается в способности индивида к воссозданию материального предмета с опорой на слово (схему, модель). Идеальное — это бытие предмета в стадии становления. Мыслит, деятельность, т. О., представляет собой восхождение от абстрактного (мысленного отражения «неразвитого» предмета) к конкретному (мысленному отражению «развитого» предмета).И. Создал оригинальную теорию воображения, к-рое рассматривал в его связи с иск-вом и сознанием.

Благодаря воображению, конкретные факты проецируются в сознании в таком ракурсе, к-рый позволяет выявить их всеобщий характер. В акте сознания воображение позволяет человеку относить усвоенные ранее общие знания с конкретными фактами, данными в ощущении. Иск-во же культивирует воображение как универсальную способность людей созерцать мир в его единстве и многообразии.Разработка проблем универсальности человека и его воображения обусловила обращение И. К вопросам личности и творчества. Согласно И., личность обнаруживает себя при условии, когда индивид производит нек-рый всеобщий продукт, оказывающий обновляющее влияние на судьбы др. Индивидов. Личность может опережать в своих устремлениях коллектив, если тот ориентируется на устаревшие образцы и нормы деятельности.

Неповторимость подлинной личности, по И., состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Понятия личности, свободы и таланта, согласно И., синонимичны.И. Разрабатывал спец. Вопросы психологии и педагогики. Он дал филос. Обоснование системы воспитания слепо-глухонемых, созданной И. А. Соколян-ским и А. И. Мещеряковым. Опубликовал ряд работ, посвящённых умственному воспитанию учащихся. Проанализировал своеобразие типов мышления в их связи с раз л. Формами культуры. Развил представления о культурно-ист, природе пси-хич. Функций и способностей человека, а также о развивающей функции образования./Н. И. Ильминский.С о ч. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960. Школа должна учить мыслить, НО, 1964, Ms 6 (приложение).

Психика и мозг, ВФ, 1961, №11. Об идолах и идеалах, М., 1968. Психика человека под «лупой» времени, «Природа», 1970, № 1. Учитесь мыслить смолоду, М., 1977. Проблема противоречия в логике, в сб. Диалектич. Противоречие, М., 1979. Искусство и коммунистич. Идеал, М., 1984. Философия и культура, М., 1991.Лит. Давыдов В. В., Развивающее обучение, ч. 1, гл. V, М., 1992. M a P е-ев С. Н., Несколько слов об Ильенкове, «Вестник МГУ, серия 7. Философия», 1990, № 1. „ В. В. Давыдов..

Значения в других словарях
Ильенков Эвальд Васильевич

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924-79) - российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии попытался вернуться к "подлинному" Марксу (Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса", 1956, опубликовано 1960) и в сер. 1950-х гг. Стал центром кружка оппозиционно настроенных молодых философов.. ..

Ильенков Эвальд Васильевич

(18.02.1924, Смоленск - 21.03.1979) - отечественный психолог. Биография. После окончания московской школы в 1941 г. Поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946-1953 гг. Учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 г. Защитил кандидатскую диссертацию на тему "Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К.Маркса К критике политической экономии". С 1953 г. Работал сначала младшим, а с 1..

Ильенков Эвальд Васильевич

(1924-1979) - специалист по диалектике, т.н. Диалектической логике и "материалистической теории идеального". Типичный представитель философии марксизма-ленинизма. С 1941 - студент Московского ин-та философии, литературы и искусств. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филос. Факультет МГУ, аспирантуру этого же факультета. В 1953 был обвинен в гегельянстве. Работал в Ин-те философии АН СССР. В нач. 60-х гг. Вышел из редколлегии готовившейся "Философской энциклопедии" в знак протеста прот..

Иллюстративная Школа

Разновидность трудовой школы, в к-рой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление моделей и макетов, драматизация и др.). И. Ш. Формировалась под влиянием концепции «школы действия» В. Лая, согласно к-рой разл. Виды иллюстративных работ — формы выражения знаний.Принципы И. Ш. В нач. 20 в. Применялись в школах мн. Стран, в т. Ч. России. Иллюстративные работы в уч. процессе рекомендовались в метод, лит-ре, издававшейся в 20..

Иллюстрация

(от лат. Illustratio, букв.— освещение. Наглядное изображение) в детской книге, специфич. Область книжной графики. С момента возникновения (сер. 17 в.)она своеобразно отражает существенные исторически сложившиеся черты худож. Творчества, несёт в себе характерное для разных эпох и стран содержат, начало, обусловленное устоявшимися принципами формирования личности и эстетич. Воспитания.Этим определяются роль И. В развитии ребёнка, возможности её использования родителями, педагогами, библиотекарями..

Ильин Евгений Николаевич

(р 811 1929, Ленинград), педагог-новатор После окончания ЛГУ (1955) учитель лит-ры в гор школах, с 1993 одновременно проф Открытого ун-та экологии человека и иск-ва (Санкт-Петербург)В 60—70-х гг разработал ориг концепцию преподавания лит-ры на основе пед общения и систему организации занятий по своему предмету В пед практике И его увлеченность лит-рой эмоционально передается школьникам. И предложена формула «языка» совр урока лит-ры «об искусстве — языком искусства» В условиях классно-урочной си..

Ильминский Николай Иванович

[23.4(5.5). 1822, Пенза,—27.12.1891 (8.1. 1892), Казань], востоковед, педагог-миссионер, ч.-к. Петерб. АН (1870). Окончил физ.-мат. Отделение Казанской духовной академии (1846), на ст. Курсах изучал араб, и тат. Языки у А. К. Казем-Бека. Оставленный при академии, преподавал естеств.-науч. Предметы, историю философии, древнееврейский язык. Для совершенствования в тат. Яз. Поселился среди татар, посещал медресе. В 1851—54 был в науч. Командировке на Бл. Востоке (Египет, Палестина, Сирия) для изуче..

Дополнительный поиск Ильенков Эвальд Васильевич Ильенков Эвальд Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ильенков Эвальд Васильевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ильенков Эвальд Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 26 символа