Индукция
(от лат. Inductio — наведение), переход от единичного знания об отд. Предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса. Один из методов познания. Основой И. Являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Индуктивные рассуждения занимают важное место в науч. Исследованиях, включающих в себя как обязат. Этап накопление опытных данных, выступающих основанием для последующего обобщения в форме классификаций, науч. Гипотез и др. Однако для построения науч. Теории только индуктивных обобщений недостаточно, т. К. Сделанные путём индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Применение И. Ограничено и тем, что полученные в ходе индуктивного умозаключения выводы сами по себе не являются необходимыми, поэтому индуктивный метод познания должен дополняться дедукцией, сравнением и т.
Д.Различают полную И. (когда вывод делается в результате изучения всех без исключения предметов данного класса) и неполную И. (общий вывод делается на основе рассмотрения лишь нескольких, часто далеко не всех явлений данного рода). Поскольку обычно исчерпать всё конкретное многообразие фактов практически невозможно, в реальном процессе познания используется неполная И. Вывод по неполной И. Всегда носит характер вероятного знания. Достоверность выводов по неполной И. Повышается при подборе достаточно большого кол-ва случаев, в отношении к-рых строится индуктивное обобщение, причём факты, из к-рых делается вывод, должны быть разнообразными, отражающими не случайные, но существ, признаки изучаемого явления. Соблюдение этих условий позволит избежать таких распространённых в практике обучения ошибок, как поспешность выводов, смешение простой последовательности к.-л.
Явлений с причинно-следственными отношениями между ними и др.И. Широко применяется в щк. Обучении. Многие уч. Тексты и объяснения учителя строятся по индуктивному типу. Напр., при разъяснении понятия об уд. Весе берутся разные вещества в равных объёмах и взвешиваются. Разл. Вес этих веществ позволяет выдвинуть общее положение об отношении между весом вещества и его объёмом, т. Е. Понятие об уд. Весе. Это пример неполной И. (берутся не все, а только нек-рые вещества). Как и в науке, в шк. Обучении чаще всего применяется именно неполная И. Наиб, широко И. Применяется в т. Н. Опытных науках и соответствующих им уч. Предметах — зоологии, ботанике, географии и др. В мл. Классах, когда дети имеют ещё небольшой объём знаний о мире, знакомство с разл.
Фактами из жизни природы и общества полезно, т. К. Обогащает опыт ребёнка, способствует развитию умения наблюдать и анализировать изучаемые явления. Эти фактич. Знания служат базой для усвоения обобщающих положений. В ст. Классах к И. Прибегают в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений какой-то группы, но доказательства этого положения предложить учащимся ещё нельзя. Применение И. В обучении позволяет сделать обобщающий вывод очевидным, убедительным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для учащихся. Эту важную особенность И. Подчёркивали мн. Педагоги. Так, Н. Ф. Бунаков писал об изучении грамматики. «Индуктивный метод. Исходит от конкретных фактов, то есть от самого языка как объекта изучения, от его разнообразных естественных явлений прежде всего, пользуясь наблюдательностью учеников, обращая её на явления языка, к познанию его форм, к раскрытию их значения, затем направляют их мысль к сравнению, классификации и обобщению» (Избр.
Пед. Соч. 1953, с. 173—74).Вместе с тем И. Нельзя превращать в универсальный метод в обучении. В соответствии с совр. Тенденциями к увеличению в уч. Программах сведений тео-ретич. Характера и с введением в практику соответствующих им методов обучения проблемного типа возрастает роль др. Логич. Форм представления уч. Материала, прежде всего дедукции, а также аналогии, гипотезы и др.Лит. К а и б е p г Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. С англ., М., 1978. Формальная логика, Л., 1977. Зуев Д. Д. Шк. Учебник, М., 1983. А. Н. Ждан,.
Дополнительный поиск Индукция
На нашем сайте Вы найдете значение "Индукция" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индукция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 8 символа