Инженерная Психология
Отрасль психологии, изучающая психич. Процессы, состояния и свойства человека с целью решения инж. Задач. Разработки техн. Средств трудовой деятельности, познания и общения. Занимает пограничное положение между психол. И техн. Науками. И. П. Возникла в 40-х гг. 20 в. Как ответ на потребность науч.-техн. Прогресса в знаниях о человеке, к-рый должен пользоваться техникой. С развитием техники существенно изменяются роль и функции человека в производств, процессе. Он всё более освобождается от транспортных, энергетич. И технол. Функций, его осн. Задачами всё чаще становятся управление работой машин и контроль за ними. Нередко человеку приходится управлять одновременно мн. Объектами, часто в непривычных условиях (шум, вибрации, невесомость и т.
Д.). При этом он, как правило, не имеет возможности вести непосредств. Наблюдение за объектом управления. Информация поступает к нему через приборы в закодированной (условной) форме. Всё это создаёт особые (иногда очень высокие) требования к процессам восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональным и волевым свойствам человека. Поактич. Задачу приспособления техники и технол. Процессов к человеку призвана решать И. П.Осн. Объектом исследования И. П. Является система «человек — машина (более широко—орудие труда) — среда». Эта система изучается мн. Науками (техн., биол. И психол.), к-рые объединяются в науч.-практич. Комплекс, получивший назв. «эргономика» (от греч. Ergon — работа и nomos — закон). Решающую роль в формировании этого комплекса сыграла И.
П., к-рая изучает гл. «звено» системы «человек — машина — среда». Деятельность человека, управляющего машиной (оператора).Одна из основных проблем в И. П.— приём и переработка информации человеком-оператором. Экспериментально доказано, что возможности человека по приёму и переработке информации ограниченны. Если скорость её передачи превышает нек-рую границу, то оператор начинает допускать ошибки. Слишком малая скорость также приводит к негативным явлениям. Для каждого конкретного вида деятельности можно найти оптимальную скорость, при к-рой человек работает наиб, эффективно. Очень важно определить наилучший способ передачи информации. Одна и та же по объёму информация может передаваться человеку разл. Способами.
В виде показаний стрелочных приборов, телевизионного изображения, звуковых сигналов и т. Д. Организованная совокупность сигналов, передающих человеку-оператору информацию об объекте управления, называется в И. П. Информац. Моделью. Основными их видами являются наглядные, знаковые, графич. И комбиниров. Модели. При работе с каждым из видов особым образом складываются соотношения между процессами восприятия, памяти, мышления. На основе изучения психич. Процессов, обеспечивающих приём и переработку информации человеком, И. П. Разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информац. Моделей.Др. Проблема И. П.— строение деятельности оператора и её механизмы. Эта деятельность включает мотивы и цели, антиципацию (предвидение), планирование, проверку результатов.
Она представляет собой определённую последовательность действий. На основе исследования деятельности И. П. Разрабатывает рекомендации к организации технол. Процесса, а также средства передачи информации к органам управления. В связи с анализом деятельности изучается динамика работоспособности человека. Работоспособность имеет неск. Фаз. В начале работы она повышается, достигая нек-рого устойчивого уровня. Этот уровень сохраняется в течение какого-то времени. Затем наблюдаются колебания работоспособности и, наконец, её падение (утомление). В соответствии с динамикой работоспособности определяется режим работы человека-оператора.И. П. Исследует не только индивидуальную, но и совм. Деятельность людей, управляющих техникой. И.
П. Изучает зависимость эффективности совм. Деятельности от численности рабочих групп (коллективов), психол. Особенностей членов группы, взаимного обмена информацией между ними и т. Д. Данные этих исследований используются при формировании рабочих групп (коллективов). В разработке проблемы совм. Деятельности И. П. Объединяется с социальной психологией.Важная задача И. П.—обучение человека управлению техникой. Исследуются процессы формирования навыков и умений, связанных с восприятием и осмысливанием показаний приборов, выработкой оптимальных способов выполнения операций по управлению машинами, формированию эмоциональной устойчивости человека, т. Е. Его способности работать в условиях неожиданностей и большого напряжения, и др.
И. П. Принимает участие в проектировании и создании спец. Тренировочных машин (тренажёров), разрабатывает методы обучения и тренировки.Наконец, И. П. Исследует индивиду адь-но-психол. Особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой. В этой связи разрабатываются принципы и методы проф. Отбора, прежде всего для таких видов труда человека-оператора, к-рые предъявляют особо высокие требования к его психол. Свойствам (труд пилота, космонавта, подводника и т. П.).Данные И. П. И разрабатываемые ею рекомендации могут быть использованы для решения мн. Задач, возникающих в разных сферах практики, в частности педагогической. Прежде всего это касается создания уч. Техники, к-рая должна проектироваться с учётом всех принципов её «психол.
Удобств» для учащихся и учителя. Напр., среди вопросов, отно- сящихся к уч. Телевидению, важными являются такие, как определение оптимального объёма информации, к-рую целесообразно сообщать в течение одной передачи, соотношения наглядного мате-териала и информации, выраженной в знаковой (в частности, языковой) форме, распределение информации во времени и т. Д. Ясно, что точность и прочность усвоения информации, сообщаемой в уч. Телевизионной передаче, зависит от того, как эта передача организует восприятие и внимание учащихся, процессы запоминания и мышления. Данные И. П. Могут быть полезны также для оформления учебников и уч. Пособий.В связи с применением данных И. П. В пед. Практике возникает необходимость учёта возрастных особенностей школьников при создании уч.
Техники, а также возможностей разл. Видов этой техники в плане развития физич. И умственных способностей учащихся. Достижения науч.-техн. Прогресса уже сейчас могут обеспечить создание спец. Техн. Средств для развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся. Особенно большая роль здесь принадлежит компьютерам, к-рые позволяют решать широкий круг задач умственного развития человека.Результаты исследования операторской деятельности (как индивидуальной, так и совместной) могут использоваться в организации уч. Деятельности школьников. Наиб, ценность в этом плане представляют данные о формировании умственных действий с разными видами информац. Моделей. Их применение в уч. Процессе с учётом принципов И.
П. Обеспечивает возможность формировать и развивать широкий спектр умственных действий и благодаря этому готовить школьника к овладению совр. Техникой. Наконец, знакомство школьников с основами И. П.— важный момент политехн. Обучения.Лит. Инж. Психология. Сб. Ст., М., 1964. Инж. Психология. Сб. Ст., пер. С англ., М., 1964. Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966. Его же, Науч.-техн. Прогресс и средства умственного развития человека, ПЖ, 1985, № 6. Инж. Психология за рубежом. Сб. Ст., пер. С англ., М., 1967. Инж. Психология. Теория, методология, практич. Применение, М., 1977. Справочник по инж. Психологии, М., 1982. Основы инж. Психологии, M., 19862. Б. Ф. Ломов..
Дополнительный поиск Инженерная Психология
На нашем сайте Вы найдете значение "Инженерная Психология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инженерная Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 21 символа