Инженерная Психология

140

Отрасль психологии, изучающая психич. Процессы, состояния и свойства человека с целью решения инж. Задач. Разработки техн. Средств трудовой деятельности, познания и общения. Занимает пограничное положение между психол. И техн. Науками. И. П. Возникла в 40-х гг. 20 в. Как ответ на потребность науч.-техн. Прогресса в знаниях о человеке, к-рый должен пользоваться техникой. С развитием техники существенно изменяются роль и функции человека в производств, процессе. Он всё более освобождается от транспортных, энергетич. И технол. Функций, его осн. Задачами всё чаще становятся управление работой машин и контроль за ними. Нередко человеку приходится управлять одновременно мн. Объектами, часто в непривычных условиях (шум, вибрации, невесомость и т.

Д.). При этом он, как правило, не имеет возможности вести непосредств. Наблюдение за объектом управления. Информация поступает к нему через приборы в закодированной (условной) форме. Всё это создаёт особые (иногда очень высокие) требования к процессам восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональным и волевым свойствам человека. Поактич. Задачу приспособления техники и технол. Процессов к человеку призвана решать И. П.Осн. Объектом исследования И. П. Является система «человек — машина (более широко—орудие труда) — среда». Эта система изучается мн. Науками (техн., биол. И психол.), к-рые объединяются в науч.-практич. Комплекс, получивший назв. «эргономика» (от греч. Ergon — работа и nomos — закон). Решающую роль в формировании этого комплекса сыграла И.

П., к-рая изучает гл. «звено» системы «человек — машина — среда». Деятельность человека, управляющего машиной (оператора).Одна из основных проблем в И. П.— приём и переработка информации человеком-оператором. Экспериментально доказано, что возможности человека по приёму и переработке информации ограниченны. Если скорость её передачи превышает нек-рую границу, то оператор начинает допускать ошибки. Слишком малая скорость также приводит к негативным явлениям. Для каждого конкретного вида деятельности можно найти оптимальную скорость, при к-рой человек работает наиб, эффективно. Очень важно определить наилучший способ передачи информации. Одна и та же по объёму информация может передаваться человеку разл. Способами.

В виде показаний стрелочных приборов, телевизионного изображения, звуковых сигналов и т. Д. Организованная совокупность сигналов, передающих человеку-оператору информацию об объекте управления, называется в И. П. Информац. Моделью. Основными их видами являются наглядные, знаковые, графич. И комбиниров. Модели. При работе с каждым из видов особым образом складываются соотношения между процессами восприятия, памяти, мышления. На основе изучения психич. Процессов, обеспечивающих приём и переработку информации человеком, И. П. Разрабатывает рекомендации к средствам передачи информации и организации информац. Моделей.Др. Проблема И. П.— строение деятельности оператора и её механизмы. Эта деятельность включает мотивы и цели, антиципацию (предвидение), планирование, проверку результатов.

Она представляет собой определённую последовательность действий. На основе исследования деятельности И. П. Разрабатывает рекомендации к организации технол. Процесса, а также средства передачи информации к органам управления. В связи с анализом деятельности изучается динамика работоспособности человека. Работоспособность имеет неск. Фаз. В начале работы она повышается, достигая нек-рого устойчивого уровня. Этот уровень сохраняется в течение какого-то времени. Затем наблюдаются колебания работоспособности и, наконец, её падение (утомление). В соответствии с динамикой работоспособности определяется режим работы человека-оператора.И. П. Исследует не только индивидуальную, но и совм. Деятельность людей, управляющих техникой. И.

П. Изучает зависимость эффективности совм. Деятельности от численности рабочих групп (коллективов), психол. Особенностей членов группы, взаимного обмена информацией между ними и т. Д. Данные этих исследований используются при формировании рабочих групп (коллективов). В разработке проблемы совм. Деятельности И. П. Объединяется с социальной психологией.Важная задача И. П.—обучение человека управлению техникой. Исследуются процессы формирования навыков и умений, связанных с восприятием и осмысливанием показаний приборов, выработкой оптимальных способов выполнения операций по управлению машинами, формированию эмоциональной устойчивости человека, т. Е. Его способности работать в условиях неожиданностей и большого напряжения, и др.

И. П. Принимает участие в проектировании и создании спец. Тренировочных машин (тренажёров), разрабатывает методы обучения и тренировки.Наконец, И. П. Исследует индивиду адь-но-психол. Особенности людей и их проявления в деятельности по управлению техникой. В этой связи разрабатываются принципы и методы проф. Отбора, прежде всего для таких видов труда человека-оператора, к-рые предъявляют особо высокие требования к его психол. Свойствам (труд пилота, космонавта, подводника и т. П.).Данные И. П. И разрабатываемые ею рекомендации могут быть использованы для решения мн. Задач, возникающих в разных сферах практики, в частности педагогической. Прежде всего это касается создания уч. Техники, к-рая должна проектироваться с учётом всех принципов её «психол.

Удобств» для учащихся и учителя. Напр., среди вопросов, отно- сящихся к уч. Телевидению, важными являются такие, как определение оптимального объёма информации, к-рую целесообразно сообщать в течение одной передачи, соотношения наглядного мате-териала и информации, выраженной в знаковой (в частности, языковой) форме, распределение информации во времени и т. Д. Ясно, что точность и прочность усвоения информации, сообщаемой в уч. Телевизионной передаче, зависит от того, как эта передача организует восприятие и внимание учащихся, процессы запоминания и мышления. Данные И. П. Могут быть полезны также для оформления учебников и уч. Пособий.В связи с применением данных И. П. В пед. Практике возникает необходимость учёта возрастных особенностей школьников при создании уч.

Техники, а также возможностей разл. Видов этой техники в плане развития физич. И умственных способностей учащихся. Достижения науч.-техн. Прогресса уже сейчас могут обеспечить создание спец. Техн. Средств для развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся. Особенно большая роль здесь принадлежит компьютерам, к-рые позволяют решать широкий круг задач умственного развития человека.Результаты исследования операторской деятельности (как индивидуальной, так и совместной) могут использоваться в организации уч. Деятельности школьников. Наиб, ценность в этом плане представляют данные о формировании умственных действий с разными видами информац. Моделей. Их применение в уч. Процессе с учётом принципов И.

П. Обеспечивает возможность формировать и развивать широкий спектр умственных действий и благодаря этому готовить школьника к овладению совр. Техникой. Наконец, знакомство школьников с основами И. П.— важный момент политехн. Обучения.Лит. Инж. Психология. Сб. Ст., М., 1964. Инж. Психология. Сб. Ст., пер. С англ., М., 1964. Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966. Его же, Науч.-техн. Прогресс и средства умственного развития человека, ПЖ, 1985, № 6. Инж. Психология за рубежом. Сб. Ст., пер. С англ., М., 1967. Инж. Психология. Теория, методология, практич. Применение, М., 1977. Справочник по инж. Психологии, М., 1982. Основы инж. Психологии, M., 19862. Б. Ф. Ломов..

Значения в других словарях
Инженерная психология

одна из специальных дисциплин психологии (См. Психология). И. П. Решает следующие задачи. 1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина» (См. Система человек и машина), предназначенных для управления и обработки информации. 2) целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации. 3) оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения. В решении этих задач И. П. Основывается на дан..

Инженерная Психология

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах "человек - машина", а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.. ..

Инженерная Психология

Отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности. Результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах "человек - машина", а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.. ..

Инженерная Психология

(англ. Engineering psychology) - область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Иногда И. П. Называют технической психологией. Возникновение И. П. Обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи И. П. Исследование процессов приема (см. Прием информации), переработки (см. Переработка информации операто..

Инженерная Психология

Отрасль науки, изучающая психол. Особенности труда человека при взаимодействии его с техн. Средствами в процессе производств. И управленч. Деятельности. Результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах "человек - машина", а также в эргономике при проектировании новых техн. Средств и технологий. ..

Инженерная Психология

Науч. Направление, изучающее проблемы, к-рые возникают в сложных системах управления класса "человек - машина". И. П. Тесно связана с физиологией, кибернетикой, математикой и др. Технич. Науками. И. П. Изучает орудия труда и технологич. Процессы для выяснения требований, предъявляемых конструкцией инструментов, машин, приборов и особенностями производств. Операций к психич. Св-вам человека. Занимается проблемами целесообразного распределения и согласования ф-ций человека и машины, взаимодействия..

Инженерная психология

направление психологии, изучающее поведение человека в условиях производственной деятельности. Инженерная психология возникла в 40-е гг. 20 в. Как направление традиционной психологии труда, исследовавшей проблемы непосредственного взаимодействия человека с машиной, орудиями труда, разнообразными устройствами. Позднее, с развитием автоматизации, появлением ЭВМ и созданием автоматизированных систем управления, основным предметом исследования инженерной психологии стали системы «человек – машина» ..

Индустриально-педагогические Учебные Заведения

В Рос. Федерации, отраслевая группа высш. И ср. Спец. Уч. Заведений, готовящая преподавательские кадры для системы проф.-тех. Образования, а также для трудовой и проф. Подготовки учащихся общеобразоват. Школ.Первый сов. Вуз в этой группе — Моск. Индустриально-пед. Ин-т им. К. Либкнех-та (1923—43). С 1929 ин-т был причислен к втузам. К 1931 ин-т готовил специалистов на ф-тах металлопромышленности (5 отделений), осн. Химии и хим. Обработки (8), текстильном (3), строительном и деревообделочном (3),..

Индустриальные Школы

Школы для детей беднейших слоев населения, в к-рых обучали ремеслу и земле-дельч. Труду. Возникли в 17 в. В связи с потребностями развивающегося произ-ва в квалифициров. Рабочих. И. Ш. Давали также возможность детям зарабатывать себе на жизнь, избавив от заботы о неимущих местное самоуправление и гос-во. Впервые идея И. Ш. Была высказана в Великобритании Дж. Беллерсом и У. Петти, к-рые считали необходимым соединить в таких школах ремесл. Обучение и общее образование. На практике И. Ш. Подготавли..

Инженерно-педагогическое Образование

Система подготовки преподавателей техн. И спец. Дисциплин, мастеров производств. Обучения для проф. Уч. Заведений, уч. Подразделений на предприятиях и для ст. Классов обще-образоват. Школ с политехн. Уклоном. В Рос. Федерации к инж.-пед. Персоналу относятся специалисты с высшим (полным и неполным) образованием. Квалификация «инженер-педагог» профилируется по осн. Отраслям произ-ва и бытового обслуживания. Предполагает инж., технол., психолого-пед. Подготовку и получение разряда по рабочей профес..

Инициатива

(франц. Initiative, от лат. Initium — начало), почин, внутр. Побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в к.-л. Действии. И. Представляет собой разновидность обществ, активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. И. Выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). В моральном смысле И. Характеризуется тем, что человек берёт на себя б..

Дополнительный поиск Инженерная Психология Инженерная Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Инженерная Психология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инженерная Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 21 символа