Казахстан

250

Республика Казахстан, гос-во в Азии. Пл. 2717,3 тыс. Км2. Нас. 16 538 тыс. Чел. (1989). Гос. Яз. — казахский. Столица — Алма-Ата.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 838 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 722 чел.). В отраслях экономики занято св. 1839 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 767 тыс. С высш. И 1072 тыс. Со ср. Спец. Образованием.Дошкольные учреждения. Первые дет. Сады открылись в 1918 в гг. Верный (ныне Алма-Ата), Уральск, Перовск (ныне Кзыл-Орда) и Семипалатинск. Создание системы дошк. Учреждений сопровождалось большими трудностями, связанными с устойчивыми семейными традициями населения, нехваткой подготовленных кадров. В 1920 имелось 22 дошк. Учреждения (700 детей). Стали открываться дошк.

Учреждения в сел. Районах. Специфич. Формой учреждений для детей кочевого и полукочевого населения стали дошк. Юрты. В 1924 проведена 1-я Всеказахстан-ская конференция работников дошк. Учреждений в Перовске, обсудившая вопросы воспитат. Работы в дет. Садах, укрепления материальной базы дошк. Учреждений, подготовки детей к школе. Для помощи дошк. Работникам в 1932 при Наркомпросе республики был создан респ. Метод, кабинет дошк. Воспитания. Быстро развивалась сеть дошк. Учреждений в послевоен. Годы. Динамику развития дошк. Учреждений в 40—80-х гг. См. В табл.В 1992 работали св. 8,8 тыс. Постоянных дошк. Учреждений, в к-рых воспитывалось ок. 1,1 млн. Детей. В дошк. Учреждениях было занято св. 100 тыс. Пед. Работников, в т. Ч. Ок. 20% с высш. Образованием. Обеспеченность детей дошк.

Учреждениями составляла 49% (в сел. Местности- 45%). 86% дошк. Учреждений вели воспитат. Работу на рус. Языке. Для казах, дет. Садов в программе воспитания предусмотрены (с 80-х гг.) занятия по родному языку, лит-ре, музыке, изобразит, иск-ву и др. Изданы соответствующие метод, пособия. Подготовка воспитателей с высш. Образованием (1991/92 уч. Г.) осуществлялась в Гурьев-ском, Казахском женском (Алма-Ата), Карагандинском, Семипалатинском и Талды-Курганском пед. Ин-тах. Работников дошк. Учреждений ср. Квалификации готовили 26 пед. Уч-щ.Общеобразовательная школа. Казах, феод. Гос. Образования (Старший, Младший и Средний жузы)на протяжении ряда столетий испытывали влияние ислама. До нач. 19 в. В К. Существовали только мусульм. Уч. Заведения. Мектебы и медресе.

После присоединения К. К России (30—40-егг. 18 в. — Младший и Средний жузы. 60-е гг. 19 в. — Старший жуз) ускорилось распространение просвещения. В Омске (1786) и Оренбурге (1789) были открыты школы для подготовки переводчиков, в к-рые принимались и дети казахов. В 1-й пол. 19 в. Дети из семей привилегиров. Сословий получили доступ в кадетские корпуса в Оренбурге (с 1825) и Омске (с 1846). Первые казах, школы были основаны в 1841 в Ханской ставке (ныне Урда) и в 1850 в Оренбурге. 26 марта 1870 Мин-во нар. Просвещения опубликовало закон «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», в соответствии с к-рым стали открываться уч. Заведения для казахов и др. Не-рус. Населения. Рус.-казах, (наз. Рус.-киргизскими. Киргизы — назв. Казахов в дорев.

России) 2-классные уч-ща. Создавались также одноклассные волостные и участковые уч-ща, аульные и старшинские школы и др. Одновременно в К. Существовала система гос. Уч. Заведений для рус. Населения, куда принимались и коренные жители. В 1877 в Верном были открыты муж. И жен. Прогимназии, вскоре преобразованные в гимназии. Учащиеся-казахи обучались также в ташкентских гимназиях. Помимо школ Мин-ва нар. Просвещения действовали церк.-приходские и казачьи школы. В кон. 19 — нач. 20 вв. Создавались новометодные мектебы.Разнотипность школ усугублялась разобщённостью органов управления ими. Уч. Заведения Оренбургской, Уральской и Тургайской областей подчинялись Оренбургскому уч. Округу (1874—1917). Школы Акмолинской, Семипалатинской и (в 1885—99) Семиреченской областей — Зап.-Сиб.

Уч. Округу. Школами Семиреченской обл. (в 1875—85 и с 1899), а также Сырдарьинской обл. Ведало Гл. Управление уч. Заведениями в Туркестане (1875—1917). Шк. Политика в отношении коренного населения была противоречивой. Рус.-казах, школы рассматривались властями как инструмент колонизации края и русификации народа. С др. Стороны, эти школы играли позитивную роль, давая нач. Общеоб-разоват. Подготовку на родном языке и открывая, т. О., путь к продолжению образования в рус. Уч. Заведениях. Двуязычие существенно влияло на обра-зоват. И культурные потребности казахов.Видная роль в создании школ для казах, населения принадлежит И. Алтын-сарину. Предложенная им шк. Система вводилась в К. С 1880-х гг. И включала 2-классные уч-ща с интернатами в уездных центрах (срок обучения 6 лет), волостные одноклассные уч-ща (4 года), аульные передвижные школы (2 года).

В 1911 существовало 350 рус.-казах, уч-щ, где обучалось 6,7 тыс. Казах, детей (в т. Ч. 0,3 тыс. Девочек).В 1914/15 уч. Г. Было 2006 общеобразо-ват. Уч. Заведений для рус. Населения, в т. Ч. 13 гимназий (9 женских) и 4 реальных уч-ща. В них обучалось 105,1 тыс. Чел. (11% детей шк. Возраста). Действовали рус.-казах, школы, а также св. 700 мусульм. Уч. Заведений (св. 12 тыс. Уч-ся, в т. Ч. Ок. 2 тыс. Девочек). Грамотность населения (по офиц. Данным переписи 1897) составляла 8,1% (в т. Ч. 12% среди мужчин и 3,6% среди женщин), грамотность казахов на рус. Яз. Составляла ок. 1,2%. Эти данные, часто приводившиеся в пед. Лит-ре, по-видимому, неполно отражают нац. Грамотность, в т. Ч. На араб. Яз.После установления сов. Власти открылись (1918) сов. Школы с преподаванием на казах, языке.

В 1920 в Оренбурге, временной столице К., был учреждён Наркомат просвещения, получивший помощь и необходимое уч. Оборудование из РСФСР. В 1921 в республике была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, к-рая вместе с Нар-компросом К. Руководила работой курсов для взрослых, школ грамоты, «красных юрт» и «красных караванов», осуществлявших не только образовательную, но и полит.-воспитат. Работу среди населения. В 1920/21 уч. Г. Насчитывалось 2,4 тыс. Школ (144 тыс. Уч-ся). 1-я Все-казахстанская конференция по нар. Образованию (1921) рассмотрела вопросы перехода к единой трудовой школе.С нач. 30-х гг. Вводилось всеобщее нач. Обучение. Значит, вклад в эту работу внесли наркомы просвещения С. Менде-шев (1930—33) и Т.

Жургенов (1933—37). В 1932/33 уч. Г. Действовало 6,8 тыс. Школ (1016 тыс. Уч-ся). Св. 63% детей, проживавших в аулах, посещали школу. Однако в общем числе школ преобладали начальные. В сер. 30-х гг. Начался переход к обязат. 7-летнему образованию в городах. Помимо казах, и рус. Школ до кон. 30-х гг. Действовали (в 1937—38) дунганские, уйгурские, тэт. Школы. К кон. 30-х гг. Грамотность населения составляла св. 79% (среди мужчин — 85%, среди женщин — 63%). К 1940 из более чем 7 тыс. Школ ок. Половины были казахскими.В годы Вел. Отеч. Войны дополнительно открылись школы (или отд. Классы) для эвакуированных детей, созданы благоприятные условия для размещения школ и дет. Учреждений, переведённых из прифронтовых р-нов (149 учреждений с 19 тыс. Детей).К 1952 был осуществлён 7-летний всеобуч.

В школах возросло число девушек-казашек. Освоение целинных и залежных земель (с 1954) вызвало значит, приток новосёлов из мн. Республик СССР. Для их детей открывались школы гл. Обр. С обучением на рус. Яз. В 1959—60 завершено введение 8-летнего всеобуча. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи. При росте числа общеобразоват. Уч. Заведений доля нерус. Школ в 60- 80-х гг. Снижалась. Сведения о динамике сети общего образования см. В табл. В кон. 80-х гг. Возрождается обучение на родном языке для мн. Этнич. Групп, проживающих в К.В 1992 принят Закон Республики Казахстан об образовании. Гос-во гарантирует приоритетное развитие системы образования, к-рое рассматривается как непрерывное, провозглашается науч.

Характер образования, его правовая и эко-логич. Направленность, независимость от полит, и идеологич. Воздействий, препятствующих получению объективных знаний.Все уч. Заведения, дающие общее ср. Образование, обязаны обеспечивать знание учащимися казах, яз. В соответствии с гос. Образоват. Стандартом. На после-школьном уровне учащимся должны предоставляться условия для совершенствования знания казах, яз. В образоват. Учреждениях может свободно изучаться и употребляться русский как язык меж-нац. Общения.Общее образование уч-ся получают в школах 3 ступеней. Нач., основной и старшей. Образование в объёме основной школы (9 лет обучения) считается обязательным.В 1992/93 уч. Г. Действовало св. 8,6 тыс. Дневных общеобразоват. Школ (св. 3 млн.

Уч-ся). На казах, яз. Вели обучение ок. 3 тыс. Школ, в т. Ч. Ок. 1 тыс. Старших. На русском-ок. 3 тыс. Сок. 2 млн. Уч-ся). В 2 тыс. Школ уч. Процесс организован на 2 или 3 языках. В 330 школах изучается как родной нем. Яз. (св. 20 тыс. Уч-ся), в 73 — узбекский (св. 62 тыс.), в 52 — уйгурский (ок. 10 тыс.), в 30 — турецкий (4 тыс.), в 15 — курдский (2 тыс.), в 15 — корейский (ок. 900), в 20 — польский (ок. 1 тыс.), в 13-татарский (св. 950), в 7 — дунганский. Учебники для немцев, поляков, турок поступают из соотв. Стран.Для учащихся из отдалённых степных районов работает св. 100 самостоят, школ-интернатов и св. 1400 интернатов при школах (всего св. 33 тыс. Чел.). В 230 вечерних и заочных школах учится св. 72 тыс. Чел. Работают ок. 70 дошк. И шк. Ин-тернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, св.

120 школ для детей с недостатками в умственном и физическом развитии (св. 30 тыс. Учащихся).В общеобразоват. Шкалах занято св. 217 тыс. Учителей (в т. Ч. 69,5% с высшим образованием). Среди педагогов св. 1450 засл. Учителей Казахстана.Сеть внешк. Учреждений включает св. 300 дворцов и домов учащейся молодёжи, св. 100 станций юных техников, св. 80 станций юных натуралистов и туристов, св. 600 ДЮСШ. 18 дет. Парков, ок. 500 муз., худож. И хореографич. Школ и ДР-Профессионально -техническое образование. Первые школы проф. Обучения появились в 1880-х гг. В связи с потребностями экономики открывались с.-х. Уч. Заведения. Низшие с.-х. Школы, лесные уч-ща, Вер-ненское уч-ще садоводства (1887), школа молочного х-ва в Кокчетавском уезде (1913). Среди ремесл. Школ наиболее известными были Яковлевское ремесл.

Уч-ще в Тургае, основанное по инициативе Алтынсарина в 1883, и Уральская школа ремесл. Учеников (1896). При двухклассных и одноклассных уч-щах открывались ремесл. Отделения и классы. К 1917 на терр. К. Насчитывалось 52 ремесл. Отделения и 240 классов ручного труда при общеобразоват. Школах, а также 13 с.-х. Школ и 2 ремесл. Уч-ща.В первые годы сов. Власти осн. Формой подготовки квалифициров. Рабочих из молодёжи было индивидуальное ученичество. Руководство проф. Обучением было возложено на Гл. К-т профтехобразова-ния (созд. В 1921) Наркомпроса. В это время в К. Насчитывалось ок. 30 проф.-тех. Уч. Заведений (ок. 2 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 3 проф.-тех. Школы, 2 школы ж.-д. Телеграфистов, 1 с.-х. Школа, разл. Курсы по подготовке рабочих для лёгкой и пищевой пром-сти, транспорта и связи.

В 20-х гг. Была создана сеть школ ФЗУ. К 1932 в 54 таких школах обучалось 2,1 тыс. Чел. В 1940 в системе трудовых резервов стали открываться ремесл. И ж.-д. Уч-ща, школы ФЗО.В нач. Вел. Отеч. Войны в К. Были эвакуированы мн. Проф.-тех. Уч. Заведения из зап. Р-нов страны. Во время войны в сети проф.-тех. Образования республики ежегодно обучалось св. 26 тыс. Чел. В годы послевоен. Пятилеток особое внимание было уделено подготовке квалифициров. Рабочих для угольной, металлургич. И др. Отраслей нар. Х-ва республики. Расширилась подготовка механизаторов для с. Х-ва. В 1959 школы ФЗО, ремесл., ж.-д. И др. Уч-ща были преобразованы в гор. И сел. Проф.-тех. Уч-ща. Подготовка квалифициров. Рабочих в ср. Проф.-тех. Уч-щах осуществляется с 1963. Динамика развития системы проф.-тех.

Образования в 40—80-х гг. Представлена в табл. В 1992/ 1993 уч. Г. В К. Действовало св. 440 проф.-тех. Уч. Заведений (св. 200 тыс. Уч-ся). В них занято ок. 50 тыс. Чел. Среди преподавателей проф.-тех. Уч-щ 43 засл. Учителя Казахстана и 67 засл. Работников проф.-тех. Образования Казахстана.Среднее специальное образование. В 1916 было 4 учительских семинарии с контингентом 300 чел. После установления сов. Власти ср. Спец. Уч. Заведения стали создаваться для подготовки кадров по разл. Отраслям нар. Х-ва. В 1918 было организовано Се-миреченское с.-х. Уч-ще, в 1920 — Семипалатинский строит, техникум, в 1923 в Сев.-Казах, обл. — Ленинский с.-х. Техникум. В 1921 открыты практич. Ин-ты нар. Образования, готовившие педагогов ср. Квалификации (см. Также раздел «Пед. Образование»), В 1927/28 уч.

Г. Функционировало 25 ср, спец. Уч. Заведений, в т. Ч. 14пед., 6 с.-х., 2 лесных, 1 зооветеринарное, 1 мед. Уч-ща, 1 пром.-экон. Техникум (всего 3,6 тыс. Уч-ся). Техникумы выпускали лишь 10% требуемого числа специалистов для нар. Х-ва. Развитие ср. Спец. Образования ускорилось в послевоен. Годы. Осн. Внимание уделялось открытию ср. Спец. Уч. Заведений по пром. (чёрная и цветная металлургия, металлообработка и др.)и с.-х. (зерновод-ство, животноводство и др.) специальностям. Динамика развития ср. Спец. Образования в 1940—80-хгг. Показана в табл. В нач. 90-х гг. В К. Действовало св. 240 ср. Спец. Уч. Заведений (св. 230 тыс. Уч-ся, св. 46% — казахи). В них занято св. 17 тыс. Преподавателей, в т. Ч. 94% с высшим образованием.Высшее образование. В дорев. К. Высш. Уч. Заведений не было. В первые годы сов.

Власти подготовка казах, нац. Кадров высш. Квалификации осуществлялась в Москве, Ленинграде, Омске, Оренбурге и др. Городах. Для рабочей и крестьянской молодёжи открывались рабфаки. Первый — в Оренбурге в 1921 (св. 230 слушателей), затем в Семипалатинске (1927), Алма-Ате (1928). В 1931 на 7 рабфаках обучалось 600 чел. Первым нысш. Уч. Заведением стал Казах, пед. Ин-т, открытый в 1928 как единств, ф-т Казах, ун-та (3 отделения. Физ.-мат., естеств. И лингвистич.-лит. С 1930 — самостоят, вуз). В 1929 организован вет.-зоотехн. Ин-т, в 1930 — сельскохозяйственный, в 1931 — медицинский (все в Алма-Ате). В 1932 открыты пед. Ин-т вУральске и геол.-разведочный ин-т в Семипалатинске (в 1934 преобразован в горно-металлургический, переведён в Алма-Ату).

В 1934 еоздан Казах, гос. Ун-т (с 1993 получил назв. Казах, нац.' ун-та).Развитие высш. Образования продолжалось и в воен. Годы. В сент. 1941 в Алма-Ате открылся пед. Институт иностр. Языков, в 1943 в Чимкенте начал работать технол. Ин-т строит, материалов (ныне Казах, хим.-технол. Ин-т), в 1944 в Алма-Ате — Консерватория, жен. Пед. Ин-т, в 1945 — Ин-т физич. Культуры. В 50-х гг. Сеть вузов увеличилась. Были открыты мед. Ин-ты в Караганде (1950), Семипалатинске (1953), Актюбинске (1957), зооветеринарный ин-т в Семипалатинске (1951), горный ин-т в Караганде (1953). В 1960—65 было создано 12 новых вузов. В 1972 открыт Карагандинский ун-т. Динамику развития сети вузов в 40—80-х гг. См. В табл. В нач. 90-х гг. Действовали 63 вуза (св. 280 тыс. Студентов, св.

50% — казахи). В вузах занято св. 20 тыс. Профессоров и преподавателей, в т. Ч. Св. 700-докторов и св. 9 тыс. Канд. Наук.Крупнейшие вузы. Казах, нац. Ун-т (12,3 тыс. Студентов), Казах, политехн. Ин-т (13,2 тыс. Студентов), Казах, с.-х. Ин-т (9,6 тыс. Студентов), Карагандинский политехн. Ин-т (13,7 тыс. Студентов). Карагандинский ун-т (7,7 тыс. Студентов), Казах, пед. Ин-т (7,7 тыс. Студентов).Педагогическое образован и е. В кон. 19 в. Учителей для казах, школ готовили 2 учительские семинарии (в Омске и Ташкенте) и Оренбургская (Орс-кая) казах, учительская школа, основанная Алтынсарином в 1883. При нек-рых гимназиях были открыты пед. Классы. В 1914/15 уч. Г. Подготовка учительских кадров велась в 4 учительских семинариях (Актюбинской, Верненской, Семипалатинской, Уральской).

Число казахов среди учащихся было незначительным (25 чел.). В первые годы сов. Власти подготовка нац. Пед. Кадров стала наиб, острой проблемой в области нар. Образования. Были организованы краткосрочные учительские курсы. Учителей готовили также в школах-девятилетках, Средне-азиат. Ун-те (Ташкент). С 1921 работали практич. Ин-ты нар. Образования (ПИНО) с 4-летним сроком обучения по программе ср. Спец. Уч. Заведений (Оренбург, Ташкент, Семипалатинск). В 1922 в Оренбурге были организованы первые курсы по подготовке нац. Кадров для казах, дошк. Учреждений. В 1924 такие же курсы открылись в Перовске. В 1920-х гг. Были созданы пед. Техникумы для подготовки учителей нач. Школ. Первым высш. Пед. Уч. Заведением К. Стал Казах, пед. Ин-т (1928). В 30-х гг. В связи с переходом к всеобщему обязат.

Нач. Обучению потребовалось значит, кол-во учителей. Помощь К. Оказали др. Сов. Республики (особенно РСФСР и Украина), к-рые присылали учителей для нач. И ср. Школ республики и организовывали подготовку казах, пед. Кадров в своих высших уч. Заведениях. В 1931 Нар-компрос Украины направил в К. 250 учителей. В украинских вузах обучалось 240 казах, юношей и девушек. В 1932 был организован Уральский пед. Институт. Были открыты учительские институты в Петропавловске (1934), Актюбинске, Семипалатинске, Алма-Ате (1935), Кзыл-Орде и Чимкенте (1937), Караганде и Кустанае (1938). Пр-во республики проявляло особенно большую заботу о подготовке учителей из числа женщин-казашек. Кроме жен. Пед. Уч-щ в 1944 был организован Алма-Атинский жен. Пед.

Ин-т (3 ф-та. Физ.-мат., лит. И ист.). В 1950/51 уч. Г. Имелось 25 пед. Уч-щ и 16 пед. И учительских ин-тов. В 50-х гг. При жен. Пед. Уч. Заведениях были открыты интернаты для девушек местных национальностей.В 50—60-е гг. Совершенствовалась сеть пед. Уч. Заведений. Кустанайский (в 1955) и Петропавловский (в 1957) учительский ин-ты были реорганизованы в педагогические. В 1962 открыты пед. Ин-ты в Целинном крае (Кокчетаве, Целинограде, Павлодаре). В 1992/93 уч. Г. Пед. Кадры готовили 2 ун-та (Казахский в Алма-Ате и Карагандинский), 20 пед. Ин-тов. Ак-тюбинский (осн. В 1966), Аркалыкский (1972), Гурьевский (1955), Джамбулский (1967), Джезказганский (1975), Казах, женский и Казах, педагогический (оба в Алма-Ате), Карагандинский (1970), Кзыл-Ординский, Кокчетавский, Кустанайский, Павлодарский, Петропавловский, Семипалатинский, Талды-Курганский (1973), Уральский, Усть-Каменогорский (1952), Целиноградский, Чимкентский, Алма-Атинский иностр.

Языков (1941). 28 пед. Уч-щ. В вузах по пед. Специальностям обучалось 73,8 тыс. Студентов, в т. Ч. В пед. Ин-тах св. 60 тыс. В пед. Уч-щах получали подготовку св. 30 тыс. Чел.Повышение квалификации педагогов осуществляли Центральный, областные (19) и Алма-Атинский городской ИУУ. При Казах., Уральском, Павлодарском, Кокчетавском пед. Ин-тах и Карагандинском ун-те созданы ф-ты повышения квалификации директоров школ.Педагогическая наука. До сер. 19 в. Пед. Мысль находила отражение в основном в устном нар. Творчестве (героич. Эпосе, пословицах и др.). На развитие пед. Взглядов казах, демократов-просветителей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева большое воздействие оказало обществ.-пед. Движение 60-х гг. 19 в. В России, демокр. Идеи рус. Писателей и педагогов.

Для развития педагогики большое значение имели деятельность и творчество Алтынсарина, составившего первый учебник родного языка с применением алфавита на основе рус. Графики («Кирг. Хрестоматия», 1879). Во 2-й пол. 19 в. Рус. Учёные-востоковеды Н. И. Ильминский, В. В. Катаринский, А. Е. Алекторов издали книги для нач. Обучения казахов, словари, что имело положит, значение для развития культуры края. Большую роль в распространении пед. Мысли, в сплочении казах, учителей сыграли «Туркистан уалаятынын газети» («Газета Туркестанского края», Ташкент, 1870—82), «Дала уалаятынын газети» («Степная газета», Омск, 1888- 1902) и журн. «Айкап» (Троицк, 1911 — 1915). Они привлекали внимание читателей к проблемам культуры и школьного дела в К.

В продолжение пед. И метод. Традиций нац. Школы существ, вклад внесли авторы учебников для рус.-казах, школ А. Васильев, С. Граменицкий, М. Ронгинский. В нач. 20 в. Появились казах, буквари для новометодных мек-тебов М. Нурбаева, К. Ингралина, 3. Ер-галиева, М. Молдыбаева и др. Просветительские идеи звучали во мн. Лит. Произведениях А. Байтурсунова, М. Сералина, С. Донентаева, С. Кубеева, С. Торайгырова и др., публиковавшихся в газ.«Казах» и журн. «Айкап».После Окт. Революции, в 1920 при Нар-компросе республики был создан Акаде-мич. Центр (рук. М. Жолдыбаев), к-рый возглавил работу по переводу на казах, яз. Рус. И др. Пед. Лит-ры. В 1925 при Наркомпросе организован науч.-метод, совет, н.-и, сектор к-рого занимался составлением программ и учебников для казах, школ.

В том же году предпринято издание библиотечки по истории педагогики на казах, языке.В 20-х — нач. 30-х гг. Появились оригинальные пособия А. Байтурсунова (по казах, яз.), С. Сейфуллина (родная лит-ра), М. Дулатова (математика), М. Ауэзова и Д. Искакова (рус. Яз.) и др. В 30-х гг. Ряд казах, учебников был подвергнут жёсткой критике с позиций классового подхода, что привело к замене значит, части уч. Лит-ры стабильными шк. Пособиями, разработанными в РСФСР. Соответственно были переориентированы и уч. Программы. Утрачивалась нац. Специфика в преподавании курсов истории, лит-ры, краеведения и др. (кон. 20-х гг.). Трижды менялась графич. Основа казах, письменности. Это создавало доп. Трудности в распространении образования (с 1940 письменность на основе рус.

Графики). К нач. 40-х гг. Казах, школы были обеспечены новыми оригинальными и переводными учебниками. Были изданы учебники для уйгурских школ (А. Мухаммади, Турди Хасан и др.).Были опубликованы мн. Работы по воспитанию учащихся с учётом нац. Традиций, методике преподавания отд. Уч. Предметов в школе казах. Учёных Ж. Аймаутова, Ш. Альжанова, С. Ас-фендиярова, А. Байтурсунова, Г. Бегали-ева, М. Жолдыбаева, С. Жиенбаева, С. Мен дешева и др.В 1932 в Алма-Ате был организован науч.-пед. Кабинет, преобразованный (1933) в НИИ школ (с 1961 НИИ пед. Наук им. И. Алтынсарина), к-рый стал центром пед. Науки в республике. В 50—60-х гг. Опубликованы труды X. Ар-гынова, К. Бержанова, Р. Г. Лемберг (дидактика и др.), А. Сембаева, С. Сит-дыкова, Т. Тажибаева (история педагогики и др.), к-рые способствовали повышению уровня пед.

Исследований в К. И совершенствованию подготовки пед. Кадров. С кон. 80-х гг. Ведётся разработка обновлённого содержания образования в школах с обучением на разл. Языках с учётом необходимости освоения всеми учащимися казах, яз., истории, культуры казах, народа. Началась подготовка новых учебников по этим курсам, учитывающих специфику разл. Категорий учащихся. В 19/2 был создан Казах, филиал моек. НИИ содержания и методов обучения. Пед. Исследования ведут также кафедры педагогики ун-тов, пед. Ин-тов К. (всего св. 2 тыс. Специалистов). На 1 янв. 1991 насчитывалось 8 деров и св. 530 канд. Пед. И психол. Наук. В 1961 осн. Респ. Пед. Об-во, к-рое имеет областные (20) отделы (255 тыс. Ч л.). В 1984 в Алма-Ате создан Респ. Пед. Музей.Педагогическая и детская периодика.

1-й пед. Журн.«Жана мектеп» («Новая школа») начал издаваться в 1925. На его страницах велась оживлённая дискуссия по важнейшим вопросам теории и практики нац. Школы. Издавались журналы «Ауыл мугалими» («Сельский учитель», 1934-1938) и «Халык мугалими» («Нар. Учитель», 1939—41 и 1946—59). С 1960 журн. «Жана мектеп» выходит под назв. «Казахстан мектеби» («Школа Казахстана») с приложениями. «Рус. Язык в казах. Школе» (с 1962 сборник, с 1977 самостоят, журнал) и «Бастауыш мектеп» («Нач. Школа», в 1933—40 сборник, с 1972 самостоят, журнал). С 1952 на казах, и рус. Языках издаётся газ. «Казахстан мугалими» («Учитель Казахстана»). Для детей с 1925 издаётся журн. «Пионер» (до 1939 наз. «Журнал пионери». В 1941—46 и в 1960—78 не издавался).

С 30-х гг. Выходили газеты «Казахстан пионери» («Пионер Казахстана», с 1930) и «Дружные ребята» (с 1933). С 1958 издаётся дет. Журн. «Балдырган» («Росток»).Уч. Пед. И дет. Лит-ру выпускает изд-во «Мектеп» («Школа», с 1964. Осн. В 1947 как Казахучпедгиз), лит-ру для детей и юношества — изд-во «Жалын» («Пламя», с 1975).Лит. Нар. Просвещение в Казах. ССР. [Сб.], А.-А., 1957. Тажибаев Т., Просвещение и школы Казахстана во 2-й пол. XIX в., А. — А., 1962. С с м б а с в А., История развития сов. Школы в Казахстане, А.-А., 1962. Бержанов К. Б., Рус.-казах, содружество в развитии просвещения, 1А.-А., 1965]. Жаманбаев К., Высш. Школа в Казахстане, А.-А., 1972. Сембаев А. И., Храпченков Г. М., Очерки по истории школ Казахстана (1901—1917), А.-А., 1972. Измайлов А.

Э., Просвещение в республиках Сов. Востока, М., 1973. Храпченков Г. М., Проблемы содержания и методов обучения в школах Казахстана, А.-А., 1983. Балахметов К. Б., Школа на пути обновления, А.-А., 1985. Ж а р и к-б а с в К., Из истории развития пед. Мысли в дорев. Казахстане, А.-А., 1985. Русте-мов Л. 3., Подготовка пед. Кадров в условиях развитого социализма, А.-А., 1985. К. Б. Балахметов, Г. М. Храпченков..

Значения в других словарях
Казахстан

КАЗАХСТАН - (Казакстан), Республика Казахстан (Казакстан Республикасы), в центральной части Евразии. 2717,3 тыс. Км². Население 17186 тыс. Человек (1993), городское 58%. Казахи (6535 тыс. Человек. 1989 перепись), русские, немцы, украинцы, татары, узбеки, белорусы, уйгуры и др. Официальный язык - казахский. Верующие - мусульмане-сунниты, православные христиане и баптисты. Столица - Алма-Ата. Глава государства - президент (с 1991), законодательный орган - однопалатный Верховный Совет. 20 облас..

Казахстан

КАЗАХСТАН (республика> Казахстан), государство> в центральной части Евразии. Площадь> 2717,3 тыс. Км2. Население> 17,2 млн. Человек>, городское 58%. Казахи> (39,7%), русские> (37,8%), немцы> (5,8%), украинцы> (5,4%), татары>, узбеки> и др. Официальный язык - казахский. Большинство верующих - православные и мусульмане. Глава> государства - президент>. Законодательный орган> - парламент>. Столица> - Алма-Ата>. 20 областей, 207 районов, 84 города, 210 поселков городского типа. Денежная единица - те..

Казахстан

Республика Казахстан, государство в Центральной Азии. С 1936 по 1991 Казахская Советская Социалистическая Республика входила в качестве союзной республики в состав СССР. Независимость страны была провозглашена 16 декабря 1991 после подписания Беловежского соглашения (8 декабря 1991) между Россией, Белоруссией и Украиной о создании СНГ и фактического распада СССР. 21 декабря 1991 Казахстан вошел в состав СНГ. На севере и западе граничит с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Киргизией, Узбекист..

Казахстан

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Казахстан

(Казакстан), Республика Казахстан (Казакстан Республикасы), в центральной части Евразии. 2717,3 тыс. Км2. Население 17186 тыс. Человек (1993), городское 58%. Казахи (6535 тыс. Человек. 1989 перепись), русские, немцы, украинцы, татары, узбеки, белорусы, уйгуры и др. Официальный язык - казахский. Верующие - мусульмане-сунниты, православные христиане и баптисты. Столица - Алма-Ата. Глава государства - президент (с 1991), законодательный орган - однопалатный Верховный Совет. 20 областей, 207 районов..

Казахстан

(Республика Казахстан)республика,которая в соответствии с Конституцией, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., провозгласила себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности республики (ст. 1) являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее ва..

Казахстан

Гос-во в Центр. Азии, между Россией, государствами Средней Азии и Китаем. Пл. 2724,9 тыс. Км², состоит из 14 областей, столица г. Астана. Др. Крупные города. Алматы, Караганда, Шымкент, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Тараз, Актюбинск, Петропавловск, Уральск. В сред. Века на территории К. Существовали Тюркский, Тюргешский (704–766), Карлукский (766–940) каганаты. Гос-ва Караханидов (940–1130) и Каракитаев (1130–1221). После захвата К. Монголами его территория вошла в состав Золотой Ор..

Казахстан

Республика Казахстан, гос-во на 3. Азии. В основе названия Казахстан самоназвание коренного населения казахи. Элемент названия стан - 'страна, земля, область'. Имеет ираноязычное происхождение и широко распространен на Востоке.. ..

Казахстан

(Казакстан), Республика Казахстан (Казакстан Республикасы) — гос-во в Центр. Азии. Столица — Астана. Офиц. Яз. — казахский. Терр. 2717 тыс. Кв. Км. Нас. 15 млн. Чел. Мусульмане-сунниты — 60%, православные — 30%, католики — 2%. Исторический очерк Территория совр. К. Во II–III вв. Находилась во владении гуннов (гос-во Кангюй). С VI в. До нач. XIII в. Здесь существовали, последовательно сменяя друг друга, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, гос-во огузов, караханидов, киманов, кипчак..

Каднер (Кadner) Отакар

(11.5.1870, Угонице, — 6.5.1936, Подебради), чеш. Педагог, философ. Окончил филос. Ф-т Карлова ун-та в Праге по специальности классич. Филология и философия. С 1911 проф. Педагогики там же. Руководил первыми в Чехословакии нац. Высш. Уч. Заведениями (гос. И частными), предназначенными для проф. Подготовки педагогов (Высш. Пед. Школой при Карлове ун-те и др.). Директор Чехословацкого пед. Ин-та им. Я. А. Коменского (1919- 1922), Гос. Пед. Академии (1931—36). Считая педагогику фундаментальной теор..

Казанский Университет

Один из старейших отеч. Вузов. Осн. В 1804. С 1814 — 4 отделения. Нравств.-полит, наук, физ.-мат., мед., словесности (с кафедрой вост. Языков. В 1835- 1854 разряд вост. Словесности, в 1855 переведён в Петерб. Ун-т). По уставу 1835 действовало 3 ф-та. Философский (отделения словесности и физ.-мат.), юрид. И медицинский. По уставу 1863 — 4 ф-та. Ист.-филол., физ.-мат., мед. И юридический.К. У. — один из центров рос. Науки. Здесь работали математик Н. И. Лобачевский (ректор в 1827—46), астроном И. ..

Каиров Иван Андреевич

[14(26).12. 1893, Рязань, — 29.10.1978, Москва], педагог, организатор нар. Образования, д. Ч. АПН РСФСР (1944) и АПН СССР (1967), дер пед. Наук (1935), проф. (1929). Почётный дер Карлова ун-та в Праге (1969). Окончил естеств. Отделение физ.-мат. Ф-та Моск. Ун-та (1917). С 1920 на адм. Работе в органах управления совхозами, в 1923—34 зав. Отделом с.-х. Образования Мособлоно, а затем Главпрофоб-ра. В 1933—38 в аппарате ЦК ВКП(б)(в 1935—36 зав. Сектором с.-х. Образования школ). Одновременно с 1925 ..

Кай Городов Дмитрий Никифорович

[31.8(12.9).1846, г. Полоцк Витебской обл., — 11.2.1924, Петроград], естествоиспытатель, фенолог, популяризатор естествознания, педагог. Получил воен. Образование (1865). В 1871 окончил Пе-терб. Земледельческий институт (с 1877 Лесной институт, ныне Лесотехн. Академия), затем преподавал там же (проф. С 1882).Один из основателей «Рус. Об-ва любителей мироведения», организатор и руководитель его фенологич. Отдела. В 1885 создал фенологич. Сеть для проведения биоклиматич. Районирования Европ. Части..

Дополнительный поиск Казахстан Казахстан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Казахстан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Казахстан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа