Кант (Кant) Иммануил

132

(22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, — 12.2. 1804, там же), родоначальник нем. Клас-сич. Философии. По окончании Кёнигс-бергского ун-та был домашним учителем (1747—54), затем преподавал в ун-те (1755—96, с 1770 проф.). Чл. Берлинской и Сиенской АН. Поч. Чл. Петерб. АН (с 1794).Творчество К. Подразделяется на «до-критический» (до 1770)и «критический» периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к к-рым он подходил с деистич. Позиций. В работе «Всеобщая естеств. История и теория неба» (1755) выдвинул кос-могонич. Гипотезу о естеств. Происхождении солнечной системы, вплотную подошёл к идее неразрывности материи и движения.Осн. Работы «критического» периода. «Критика чистого разума» (1781. 17872), «Критика практич.

Разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. Пришёл к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем к-рых является сам субъект. Этич. Учению К. Присущ нек-рый формализм. К. Утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравств. Самосознания. Согласно осн. Моральному закону («категорич. Императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. Человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, К.

Перевёл в план нравств. Сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос о личности как высш. Ценности.Пед. Идеи К. Тесно связаны с его фи-лос. Учением. Их важным теоретич. Источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. К. Опирался на собств. Преподавательский опыт, внимательно следил за пед. Исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи «Дессау. 1776» (1776) и «Ради общего блага» (1777). Читал курс по педагогике в ун-те (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 уч. Гг.). В анализе пед. Проблем использовал «Учебник иск-ва воспитания» Ф. С. Бока (1780), материалы периодич. Издания Базедова и И. Г. Кампе «Пед. Беседы» (1777—81), однако переосмыслил их и создал собств. Пед. Концепцию.

На основе заметок К. И записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения К. Издан его учеником Ф. Т. Ринком под назв. «Immanuel Kant uber Padagogik» (1803, рус. Пер. С. Любомудрова издавался в 1896, 1907 и — пересмотренный — в 1980). Вопросы обучения, воспитания, школоведения К. Рассматривал также в «Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66» и в статье «Ответ на вопрос. Что такое просвещение?» (1784. Рус. Пер. 1966). В работе «Антропология с прагматич. Точки зрения» (1798) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравств. Воспитания. К. Исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklarung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом.

Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) — гл. Средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практич. Деятельности. Осн. Задачи образования, по К., — воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важное значение духовному развитию личности, К. Указывал и на важность физич. Воспитания. Высказывал мысль о необходимости сочетания академич. И трудового обучения. Дидактич. Принципы К. Противопоставлены распространённым в то время в Германии вербализму, зубрёжке, догматизму. Подчёркивал важность учёта возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного уч. Материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирич.

Фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В уч. План, по К., следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логич. Взаимосвязь. Критикуя существовавшую шк. Систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образоват. Системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая эксперим. Работа (не идеализируя филантропии Базедова, К. Рассматривал его прежде всего как опытное уч. Заведение).Идеи К. Оказали положит, влияние на герм, и европ. Пед. Теории, став одним из источников реформ образоват.

Систем в 1-й пол. 19 в.Соч. Сочинения, т. 1—6, М., 1963—66. О педагогике, в его кн. Трактаты и письма, М., 1980.Лит. Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн. Сб. Трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923. Шишкин А. Ф., Пед. Идеи. Канта, СП, 1938, № 7. Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6. Карийский А. М., Проблема человека в филос. И пед. Мысли И. Канта, СП, 1974, № 4. Т а м б о в к и и а Т. И., Дидактич. Взгляды И. Канта, в кн. Вопросы теоретич. Наследия И. Канта, [Калининград], 1975. Нарек и и И. С., Кант, М., 1976. Этика Канта и современность, Рига, 1989. Eigenmann A., Die Padagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921. Messer A., Kant als Erzieher,' Langensalza, 1924. B a l l a u ff T., Vernunftiger Wille und glaubige Liebe.

Interpretationen zu Kantsund Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957. Weisskopf T., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.], 1070. Padagogisches Gedankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewahlt, eingeleitet und erlautert von H. Und W. Schuffenhauer, B., 1984. Hufnagel E., Kants padagogische Theorie, в кн. Kant-Studien, Jahrgang 79, H. L, B., 1988., A. M. Каримский..

Значения в других словарях
Кант (Кant) Иммануил

(1724- 1804) - немецкий философ и ученый, идеолог буржуазного реформизма, один из создателей концепции "правового го-сударства". Родился в г. Кенигсберге в семье мелкого бюргера. В 1745 г. Окончил Кенигсбергский университет, в 1755-1770 гг. Работал там в качестве доцента (в 1770-1796 гг. - профессора философии). Дважды избирался на пост ректора.Главные политико-юридические произведения К. "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру". "Метафизические начала учения о ..

Кант (Кant) Иммануил

(1724—1804) — немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. Была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. Традиционно различают два периода. Первый из них — "докритический" — охватывает время с 1776 — даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинной оценке живых сил") — д..

Кандев Ламби Станчев

(13.2.1879, Свиштов, — 19.4.1925, София), болг. Педагог, публицист. В 1895 окончил Ломское пед. Уч-ще, до 1911 работал учителем.С 1902 сотрудничал в разл. Периодич. Изданиях. В 1911—19 ред. Газ. «Учител-ска искра», в 1912—19 секретарь-казначей учительской с.-д. Орг-ции, затем активный деятель Болг. Учительской комму-нистич. Орг-ции и Союза работников просвещения. В 1912 избран секретарём Союза рабочей с.-д. Молодёжи (с 1928 Болгарский коммунистич. Союз молодёжи). Убит фашистами.В ряде статей про..

Каникулы

Установленный перерыв в занятиях в уч. Заведениях в течение уч. Года. В Рос. Федерации в дневных обще-образоват. Школах традиционно проводятся К. Осенние (5 дней. Начало ноября), зимние (12 дней. Кон. Декабря — нач. Января), весенние (7 дней. До нач. Апреля), летние (в соответствии со ступенью обучения от 2,5 до 3 мес. От окончания-занятий до 1-го сент.). Местные органы власти в зависимости от конкретных условий могут изменять срок начала К., однако их продолжительность остаётся-обязательной.Орг..

Кантемир Дмитрий Константинович

[26.10.1673, Яссы, — 21.8(1.9). 1723, поместье Дмитровка, на Украине], молд. Просветитель, учёный и полит, деятель. Учился в Константинопольской греко-лат. Академии. Молд. Господарь (1693. 1710—11). С 1711 жил в России, где создано большинство его произведений. Испытал влияние рус. Культуры эпохи Петра I. В трудах «Диван, или Спор мудреца с миром» (опубл. В 1698 на молд. И греч. Языках), «Иероглифич. История» (1704—05, опубл. 1883) и др. Обращался к вопросам воспитания. По убеждению К., у челове..

Капель (Сapelle) Жан

(р. 16.3.1909, Кале, деп. Дордонь, — 29.5.1983, Сент-Ави, там же), франц. Деятель нар. Образования и педагог. Окончил католич. Коллеж Станислава в Париже и естеств.-матем. Отделение Высш. Нормальной школы. Ректор ун-та в Нанси (1949—54), руководил ведомством просвещения во Франц. Зап. Африке (1954—57), ген. Директор Нац. Ин-та прикладных наук в Лионе (1957—60), управления школ Мин-ва нац. Образования Франции (1961—64), Высш. Нац. Школы электричества и механики в Нанси (1973—74). В 1968—73 депута..

Дополнительный поиск Кант (Кant) Иммануил Кант (Кant) Иммануил

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кант (Кant) Иммануил" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кант (Кant) Иммануил, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 20 символа