Каптерев Пётр Фёдорович

160

[7(19).7. 1849, с. Клёново, ныне в Подольском р-не Моек обл., — 7.9. 1922, Воронеж], педагог и психолог, проф. (1912). После окончания (1872) Моск. Духовной академии преподавал логику, дидактику, психологию, педагогику, историю педагогики и др. Дисциплины в средних и высших уч. Заведениях Петербурга, в т. Ч. В частных жен. Гимназиях, жен. Пед. Ин-те, в Психоневрологич. Ин-те, а также на курсах. Фребелевских и при Петерб. Уч. Округе. Активную преподават. Работу и службу по Мариинскому ведомству (1885—1917) сочетал с обществ.-пед. Деятельностью в Пед. Музее воен.-уч. Заведений, в Петерб. Пед. Об-ве, Фребелевском об-ве, Петерб. К-те грамотности (золотая медаль в 1892 за «Дидактич. Очерки»). Активно участвовал в организации и проведении Всерос. Съездов по пед.

Психологии (1906, 1909), эксперим. Педагогике (1910, 1913, 1916), семейному воспитанию (1912—13).В петерб. Период (1872—1918) разрабатывал проблемы дошк. Педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории, рус. Педагогики, пед. Психологии. Выступил в защиту обществ, дошк. Учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности гражданина, сформулировал гл. Принципы взаимоотношений между дет. Садом и семьёй, разработал основы семейного воспитания. Под ред. К. Издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1898—1910, 59 вып. Автор 10 вып.). 1-й Всерос. Съезд по семейному воспитанию, организованный К., способствовал развитию обществ, пед. Мысли и распространению прогрессивных форм и методов воспитания. В науч.

Работах К. Рассматривал проблемы интенсификации умственного развития детей раннего возраста, их обществ.-нравств. Развитие, значение игр и игрушек в становлении дет. Личности, роль нравств. И физич. Закаливания ребёнка.К. Разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образоват. Процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Обосновал необходимость вариативности общеобразоват. Школ, дифференциации уч. Курсов и всей структуры уч. Процесса, а также целесообразность деления школ на классы, исходя из положения о существовании разл. «типов ума» (продуктивный, непродуктивный, смешанный) и соответственно жизненных призваний юношества.

Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристич. Способ преподавания.Выдвинул идею автономности пед. Процесса, свободного от давления гос-ва и церкви. Необходимыми условиями такой свободы считал шк. Самоуправление, независимость пед. Персонала, т.е. Сосредоточение руководства школой в руках пед. Совета, а не директора, свободу союзов и собраний для учительства, улучшение материального и правового положения педагогов. С этих позиций разработал вопросы теории пед. Процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и обществ, деятеля. По К., общечеловеческое содержание пед. Идеала должно преобладать над «народными» ценностями, к-рые различны для каждого сословия.

Анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного и индивидуального в воспитании и образовании.Исследовал важнейший период в истории отеч. Педагогики и школы- судьбу нар. Образования в России после отмены крепостного права (1861), охарактеризовал общие периоды развития рус. Школы и педагогики за время существования Рос. Гос-ва, проанализировал источники движения теории и практики шк. Воспитания и всей системы нар. Образования, указал причины этого движения — борьбу консервативно-правительств. «педагогики» с прогрессивной обществ, педагогикой. С демокр. Позиций критиковал политику самодержавия в области нар. Образования и существовавшую систему школ. Эта же позиция определяла его отношение к пед. Наследию К.

Д. Ушинско-го, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского и др. Педагогов 2-й пол. 19 в.С 1921 проф. Воронежского ун-та и Ин-та нар. Образования, после преобразования к-рого в пед. Ф-т ун-та (1922) стал его первым деканом. Одновременно заведовал пед. Техникумом. В ряде статей, опубликованных в журн. «Пед. Мысль» (1918—22), — «О шк. Самоуправлении и о шк. Дисциплине», «Педагогика и политика», «Пед. Образование» и др. — изложил свою программу обновления общего образования в России. Подчёркивая активный характер педагогики, утверждал, что она учит знанию ради действия. Однако, несмотря на естеств. Связь педагогики с политикой, обусловленную, по К., обществ, характером человеческого бытия, полагал, что школа должна быть вне влияния полит, партий, а учителю в своей работе следует руководствоваться педагогическими, а не полит, задачами.

В условиях борьбы разл. Партий, в определённой степени дезорганизующей жизнь школы, К. Придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе шк. Самоуправления. Эти идеи К. Определялись его прежней пед. Концепцией, в к-рой ведущая роль отводилась универсальным, общечеловеческим началам в воспитании.Соч. Избр. Пед. Соч., М., 1982 (вступ. Ст. П. А. Лебедева). Из истории души. Очерки по истории ума, СПБ, 1890. Пед. Процесс, СПБ, 1905. Основные начала семейного обучения. (Дидактика семьи), СПБ, 19122 Совр. Задачи нар. Образования в России, М. 1913. Задачи и основы семейного воспитания СПБ, 19132. Пед. Психология, СПБ, 1914° Новая рус. Педагогия, ее главнейшие идеиг направления и деятели, СПБ, 19142. История рус. Педагогии, П., 19152.

Дидактические очерки. Теория образования, П., 19152. Антология пед. Мысли России второй пол. XIX— нач. XX в., М., 1990, с. 214—43 (лит.).Лит. Лебедев П. А., Обществ.-пед. Деятельность П. Ф. Каптерева в годы Сов. Власти, СП, 1974, № 8. С г. О же, Вопросы методологии истории рус. И всеобщей педагогики в тр. П. Ф. Каптерева, СП, 1983, № 4. П. А. Лебедев..

Значения в других словарях
Каптерев Петр Федорович

Каптерев Петр Федорович [7(19).7.1849, с. Клёново, ныне Подольского района Московской обл., ≈ 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществ. Один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по педагогическая психологии (1906). К. В..

Каптерев Петр Федорович

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922) - российский педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.. ..

Каптерев Петр Федорович

Каптерев (Петр Федорович) - известный писатель по теоретической педагогике и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в Александровском лицее, училище правоведения и на Санкт-Петербургских женских педагогических курсах, но вынужден был оставить преподавательскую деятельность и поступил на службу в Собственную Его Величества канцелярию по учреждениям Императрицы Марии . В настоящее время Каптерев преподает педагогику в некоторых частных женских гимназиях и принимает деятельное ..

Каптерев Петр Федорович

Каптерев (Петр Федорович) - известный писатель по теоретической педагогике и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в Александровском лицее, училище правоведения и на Санкт-Петербургских женских педагогических курсах, но вынужден был оставить преподавательскую деятельность и поступил на службу в Собственную Его Величества канцелярию по учреждениям Императрицы Марии . В настоящее время Каптерев преподает педагогику в некоторых частных женских гимназиях и принимает деятельное ..

Каптерев Петр Федорович

(род. 1849, Москва – ум. 1922, С.-Петербург) рус. Психолог и педагог. Преподаватель философии и педагогики в С.-Петербургской духовной семинарии и Александровском лицее (с 1872). В психологии разрабатывал вопросы их практического применения в жизни и воспитании, прослеживал генезис и развитие душевных явлений в разных областях. По этим проблемам им написаны «Душевные свойства женщин» (1895), «Педагогическая психология» (1877), «Из истории души. Очерки по истории ума» (1890).. ..

Капель (Сapelle) Жан

(р. 16.3.1909, Кале, деп. Дордонь, — 29.5.1983, Сент-Ави, там же), франц. Деятель нар. Образования и педагог. Окончил католич. Коллеж Станислава в Париже и естеств.-матем. Отделение Высш. Нормальной школы. Ректор ун-та в Нанси (1949—54), руководил ведомством просвещения во Франц. Зап. Африке (1954—57), ген. Директор Нац. Ин-та прикладных наук в Лионе (1957—60), управления школ Мин-ва нац. Образования Франции (1961—64), Высш. Нац. Школы электричества и механики в Нанси (1973—74). В 1968—73 депута..

Капризы Детские

Особенность поведения ребёнка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своём. У маленьких детей К, сопровождаются обычно внеш. Проявлениями недовольства и раздражённости. Плачем, двигат. Перевозбуждением. К. Могут носить характер случайных, эпи-зодич. Проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребёнка. В тенденции к К. В известной мере сказываются не-к-рые возрастные ..

Каравелов Любен

(2.5.1834, Коприв-штица, — 21.1.1879, Русе), болг. Писатель, обществ, деятель, публицист. Окончил греч. Гимназию в Пловдиве (1853). В 1857—66 вольнослушатель ист.-фил. Ф-та Моек ун-та. С 1867 в Сербии. В 1869 стал чл. Болг. Рев. Центр, к-та в Бухаресте, автором программы этого к-та, с 1872 его председатель. В 1874 отошёл от рев. Борьбы. Работал в основанном им еще в 1872 Об-ве по распространению полезных знаний. В 1875—78 издавал культ.-просвет, журн. «Знание», «Дет. Библиотеку», буквари. Пед. П..

Каразин Василий Назарович

[30.1 (10.2).1773, с. Кручик, ныне в Богодухов-ском р-не Харьковской обл., — 4(16).11. 1842, Николаев], рус. И укр. Просветитель, обществ, деятель и учёный. Окончил (1790) Горное уч-ще в Петербурге (позже — Горный кадетский корпус). В молодости испытал влияние идей Великой франц. Революции. Был близок к А. Н. Радищеву. В 1801 выступил с идеей создания в России гос. Ведомства для руководства просвещением. С учреждением МНП (1802) правитель дел комиссии уч-щ (с 1803 гл. Правления уч-щ). Автор и со..

Дополнительный поиск Каптерев Пётр Фёдорович Каптерев Пётр Фёдорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каптерев Пётр Фёдорович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каптерев Пётр Фёдорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 23 символа