Карачаево-черкёсия
Карачаево-Черкесская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 14.3 тыс. Км2. Нас. Ок. 415 тыс. Чел. (1989), в т. Ч. Карачаевцы — 31%, черкесы — 9,7%. Центр — Черкесск.В 1989 на 1000чел. Населения в возрасте 18 лет и старше приходилось 775 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 641 чел.). В отраслях экономики занято ок. 40 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 11 тыс. С высшим и св. 28,7 тыс. Со ср. Спец. Образованием.До 19 в. Осн. Уч. Заведениями были мектебы и (с 18 в.) медресе. В 1843 для детей из состоятельных семей выделялись места в Ставропольской гимназии, где было введено изучение араб, и черкес, языков. В 60-х гг. 19 в. В Черкесии появились горские школы. Окружные (3—4 года обучения) и уездные (3 года), к-рые находились в ведении рос.
Мин-ва нар. Просвещения. В 1878 в Карачае в с. Учку-лан была открыта первая школа-интернат. В 70-х гг. Вначале в ногайских, затем в абазинских и карачаевских селениях стали открываться, как правило, на общинные средства аульные (гл. Обр. Од-ноклассные) школы. Для русских учащихся с 70-х гг. Создавались станичные (в 1881—27) и после 1890 — церк.-приходские школы (в 1913 — 12). В центре края — станице Баталпашинской были открыты гимназии. Мужская (1908) и женская (1910).Со 2-й пол. 19 в. Нек-рые учителя пытались внедрить нач. Обучение детей коренного населения на родном языке. Использовались адыгский букварь У. Берсея (1855) и кабард. Буквари К. Атажукина (1865) и Л. Г. Лопатинского, карачаевский букварь Тебердичи Ислама (И. Ак-баева) (1916), абазинская азбука У.
Ми-керова и др.В 1914/15 уч. Г. На терр. К.-Ч. Насчитывалось 67 нач. Школ (2,7 тыс. Уч-ся), в т. Ч. В аулах — 28 школ, мужская (среди уч-ся ок. 50 горцев) и женская гимназии, первое в крае проф. Уч. Заведение — ре-месл. Отделение (1897) при Учкуланском уч-ще (Карачай). Действовали мусульм. Уч. Заведения. Грамотность коренного населения на рус. Яз. Составляла 1,7%, на арабском — 6%. Среди женщин грамотность на рус. Яз. Была 0,12%, на арабском — ок. 3,3% (1897, перепись).После установления сов. Власти развернулась ликвидация неграмотности. К 1926 в Карачае действовало 68 лик-пунктов (св. 2,5 тыс. Чел.), в Черкесии — 23 (св. 970 чел.).В 1922/23 уч. Г. Работало 39 общеобра-зоват. Школ 1-й ступени (св. 2 тыс. Уч-ся), 2 школы 2-й ступени (св. 200 уч-ся), 2 проф.-тех.
Школы (350 уч-ся). С созданием карачаевской (1923), черкесской (1923), ногайской (1928), абазинской (1932) письменности (с 1928 на лат. Гра-фич. Основе. С 1936—38 на русской) стало возможным развитие сети нац. Школ с преподаванием на родном языке. Учителей для них готовил (с 1923) Баталпа-шинский (с 1926 Карачаево-Черкесский) пед. Техникум. В 1929 на его базе созданы Карачаевский (Микоян-Тахар) и Черкесский (Баталпашинск) пед. Техникумы. В кон. 20-х гг. Открылись первые ШКМ, школы повышенного типа. В сер. 20-х гг. В Москве, Ставрополе, Баталпашинске (ныне Черкесск) и др. Стала издаваться уч. Лит-ра. Авторами первых сов. Шк. Учебников были Тебердичи Ислам и У. Алиев (на карачаев. Яз.), Т. Табулов (на черкес, и абазинском языках), А.-Х. Джанибеков (на ногайском яз.).В 1-й пол.
30-х ir. Вводился нач. Всеобуч. В 1932/33уч. Г. В Карачае действовало 85 школ 1-й ступени (13,9 тыс. Уч-ся, 440 учителей), в Черкесии — 75 школ (9,3 тыс. Уч-ся, 320 учителей). В неполных ср. Школах (всего 37) училось 3,7 тыс. Чел. В кон. 30-х гг. Основаны первые ср. Школы. Формировалась сеть дошк. Учреждений. К 1936 в Карачае имелось 6 дет. Садов и св. 40 дет. Площадок (св. 2 тыс. Чел.), в Черкесии — 9 дет. Садов и 35 дет. Площадок (2,5 тыс. Чел.). В 1938/39 уч. Г. Открылись учительские ин-ты (созданы на базе нац. Пед. Техникумов). В школах к 1940 работало св. 1,8 тыс. Учителей, в т. Ч. Ок. 800 — представители коренных народов. Уч. Заведения значительно пострадали от фаш. Захватчиков в 1941—42, однако уже с 1943 началось их восстановление. В 1943 в результате необоснованных репрессий карачаевцы были выселены из родных мест.
Закрыты их уч. Заведения.В Черкесской авт. Обл. В 1950 реализован 7-летний всеобуч (вводился с 1944/45 уч. Г.). Всего в 187 школах Черкесии училось св. 21 тыс. Чел. После воссоздания Карачаево-Черкесской авт. Области (1957) восстановлены карачаевские школы. С нач. 60-х гг. Преподавание на родном языке стало вестись только в нач. Школе. Со ср. Ступени занятия шли на рус. Языке, родной язык преподавался как уч. Предмет. Сократился выпуск уч. Лит-ры на родных языках. К 1963 осуществлён 8-летний всеобуч. В 202 школах (в т. Ч. 89 восьмилетних и 63 средних) было св. 70 тыс. Уч-ся. В 1967/68 уч. Г. Всё шк. Обучение переведено на рус. Язык. В сер. 70-х — кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование. Недостаточный учёт местных условий в обучении, нехватка педагогов вели к слабой подготовленности значит, части выпускников ср.
Школ для продолжения образования.В 1992/93 уч. Г. В 175 дошк. Учреждениях воспитывалось 25 тыс. Чел. (55,3% детей соответствующего возраста). Имеется св. 40 дет. Садов, в к-рых воспитат. Работа ведётся на родном языке уч-ся и организованы регулярные занятия по рус. Языку. В 184 дневных общеобразо-ват. Школах (21 нач., 31 неполной ср., 132 средних) насчитывалось св. 71 тыс. Уч-ся. В 9 вечерних школах — св. 2 тыс. Уч-ся. Действуют 2 вспомогат. Школы, 1 дет. Дом. В 169 школах, работающих по уч. Планам рус. Школ, открыты (с 1988) классы с изучением карачаевского (96 школ. 22,8 тыс. Уч-ся), черкесского (26 школ. Св. 5 тыс. Уч-ся), абазинского, ногайского, греч. Языков. Во 2-й пол. 80-х гг. Начата разработка усовершенствованных планов и программ для преподавания гуманитарных предметов на родном языке учащихся.В школах занято св.
5 тыс. Учителей (82% с высш. Образованием). Среди педагогов 46 засл. Учителей школы РСФСР. Подготовку преподавателей математики, физики, истории, родного языка и лит-ры, рус. Яз. И рус. Лит-ры, рисования, черчения, физич. Воспитания ведёт Карачаево-Черкесский пед. Ин-т (осн. В 1957), учителей общеобразоват. Предметов готовят для области также Ставропольский и Пятигорский пед. Ин-ты. Метод, работу и повышение квалификации учителей осуществляет областной ИУУ (осн. В 1946). Имеются внешк. Учреждения. 9 домов школьников, станции юных натуралистов, туристов, техников, 9 ДЮСШ. Действуют 8 ПТУ (5,5 тыс. Уч-ся), 6 ср. Спец. Уч. Заведений (5,3 тыс. Уч-ся), в т. Ч. Пед. И мед. Уч-ща в Черкесске. Кроме пед. Ин-та, в 1974 открыт филиал Ставропольского политехн. Ин-та.
Всего в 2 вузах- св. 4 тыс. Студентов. Уч. Лит-ру выпускают отделение (с 1962) Ставропольского книжного изд-ва (ежегодно до 50 назв.), а также изд-во в Нальчике.Лит. Кубанский сб., т. 1, Екатеринодар, 1883. Очерки истории Карачаево-Черкесии, т. 1, Ставрополь, 1967. Бекижев М., Формирование социалистич. Интеллигенции у народов Сев. Кавказа, Черкесск, 1978. Арутюнов С. А., Смирнова Я. С., Сергеева Г. А., Этнокультурная ситуация в Карачаево-Черкесской авт. Области, «Сов. Этнография», 1990, М° 2..
Дополнительный поиск Карачаево-черкёсия
На нашем сайте Вы найдете значение "Карачаево-черкёсия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карачаево-черкёсия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 18 символа