Карелия

150

Республика Карелия, входит в Рос. Федерацию. Пл. 172,4 тыс. Км2. Нас. 796 тыс. Чел. (1989). Столица — Петрозаводск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 820 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 —703 чел.). В отраслях экономики занято св. 163тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 52 тыс. С высшим и св. 111 тыс. Со средним спец. Образованием.Первые школы, где велись систематич. Занятия (с 17 в.), были монастырскими. В 1715 на Петровском з-де открыта техн. Школа (20 уч-ся), в 1723 — общеобразо-ват. Школа при Александро-Свирском монастыре (80 уч-ся. Существовала недолго). Во 2-й пол. 18 в. Появились частные школы в Петрозаводске, Олонце. С кон. 18 в. Формировалась сеть гос. Уч-щ. Гор. Школа (1780) и гл. Нар. Уч-ще (1786) в Петрозаводске, малое нар.

Уч-ще в Олонце (1786), школа для детей мастеровых при Александровском з-де (1797). Организации уч. Заведений содействовал поэт Г. Р. Державин (олонецкий губернатор в 1784—85). В 1808 осн. Губернская гимназия в Петрозаводске (в 1808—48 курс окончили 88 чел.). С нач. 19 в. Предпринимались попытки наладить обучение детей на селе. Ок. 20 сел. Приходских школ было открыто в 30—40-х гг. 19 в. Для подготовки волостных писарей. Со 2-й пол. 30-х гг. Создавались приходские уч-ща в городах, а также частные сел. Школы. В 1842 в Кеми открыты шкиперские курсы, в разработке программ к-рых принимал участие И. Ф. Крузенштерн (в 1851 — 6 уч-ся).К имевшимся нач. Школам в 60-х гг. Добавились земские сел. Школы, а после 1885 церковные одногодичные школы грамоты, позже преобразованные в церков-но-приходские.

В нач. 20 в. Срок обучения в нар. Уч-щах был продлён до 3 лет. Карел. Дети могли посещать школу в течение 4,5 лет, что, однако, практически не реализовывалось. Распространению просвещения среди карел посвятили свою деятельность учителя А. Д. Георгиевский, К. Д. Дмитриев и др. Фин. Дети учились гл. Обр. В школах при лютеранских церквах (в 1913 — 4), где применялись зап.-европ. Системы обучения. В 1914 насчитывалось ок. 500 нач. Уч. Заведений (св. 40% — церковно-приходские школы), охватывавших св. 42% детей шк. Возраста. Действовали 2 гимназии, в т. Ч. Женская (1870, осн. Как мариинское уч-ще в 1861), учительская семинария (1902), жен. Учительские курсы (1905) в Петрозаводске, низш. Техн. Уч-ще судовых механиков (1895), фельдшерско-акушерская школа (1899), лесная школа (Лоянь), 3 ремесл.

Уч-ща. Во всех уч. Заведениях было ок. 16 тыс. Уч-ся, работало ок. 700 учителей. По переписи 1897, грамотность населения на рус. Яз. Составляла ок. 20%. Среди карел — ок. 10%, среди вепсов — ок. 14%. Выделялась грамотность финнов. На родном яз. По разл. Уездам от 50 до 66%, на рус. Яз. От 13 до 38%.С установлением сов. Власти началась перестройка нар. Образования. Велась ликвидация неграмотности. В 1918 открыт Нар. Ун-т в Петрозаводске. В Олонецкой губ. Действовали 53 школы грамоты, лик-пункты, культ.-просвет, кружки и т. П. Осенью 1924 начало работу отделение об-ва «Долой неграмотность!» (3 тыс. Чл.). В 1926 имелось 235 ликпунктов. Массовая неграмотность ликвидирована в основном во 2-й пол. 30-х гг.Была осуществлена местная шк. Рефорт ма, созданы школы 1-й (3—4 года обучения) и 2-й (до 9 лет) ступени.

В 1918/19 уч. Г. Только в Олонецкой губ. Работало 463 школы, в т. Ч. 11 школ 2-й ступени. В Карел, трудовой коммуне (1920—23) введена свобода выбора языка обучения (1922). В Карел. АССР (с 1923) сеть уч.-воспитат. Учреждений расширялась. В кон. 1925 насчитывалось св. 390 школ (в т. Ч. 15 школ 2-й ступени, гл. Обр. 7-летние), где училось 20 тыс. Детей. В 63 школах обучение велось на фин. Языке. Обучением было охвачено 75% детей шк. Возраста. В 20-е гг. Началось формирование сети дошк. Учреждений. В 1926 действовало 4 техникума (в т. Ч. 2 пед.), 2 проф.-тех. Школы. В вузах Москвы, Ленинграда и др. Обучались мн. Студенты из К., прошедшие подготовку на рабфаках.В 1930 введено всеобщее нач. Обучение. К кон. 1932 насчитывалось 552 школы. Учителей готовили 3 пед. Техникума и мн.

Курсы. В Петрозаводске в 1931 открыт первый вуз — пед. Ин-т, при нём (с 1935) работал учительский ин-т. Св. 35% учителей составляли карелы и финны (1937).Во 2-й пол. 30-х гг. Разработана (под руководством Д. В. Бубриха) карел, письменность на рус. Графич. Основе. В школах карел, яз. Преподавался в 1937—39. После образования Карело-Фин. ССР (1940) преподавание карел, яз. Было отменено. В нек-рых школах преподавался вепский яз. (только в течение 1938). В 1940/41 уч. Г. Имелось 532 начальных, 151 семилетняя, 58 ср. Школ (всего 91,4 тыс. Уч-ся, 3620 учителей). В системе трудовых резервов работали 5 ремесл. Уч-щ, 18 школ ФЗО. В 1940 открыт Петрозаводский ун-т (на базе пед. Ин-та). Значит, вклад в организацию нар. Образования внесли учителя В. М. Парфёнов, И.

С. Беляев (нарком, мин. Просвещения Карело-Фин. ССР в 1944—51) и др.В годы Вел. Отеч. Войны здания более чем 250 школ, индустр. Техникума, ун-та были разрушены. Ун-т эвакуирован в Сыктывкар. В 1944 мн. Уч. Заведения возобновили работу. В кон. 40-х гг. Введено всеобщее 7-летнее обучение. В 1952 на базе учительского ин-та организован пед. Ин-т. Расширил приём студентов ун-т. В 1954/55 уч. Г. Школы перешли на обучение на рус. Яз., а фин. Яз. Стал изучаться как отд. Предмет. В кон. 50-х гг. Был прекращён приём в ун-т по специальности «фин. Яз.» (возобновлён в нач. 60-х гг.). К нач. 60-х гг. Завершено введение 8-летнего всеобуча. В сер. 70-х — кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи.С нач. 90-х гг. Принят и реализуется ряд республиканских программ по развитию образования, в т.

Ч. По возрождению карел, и венского языков (к 1991 изданы соответствующие буквари), созданию уч. Пособий, способствующих приобщению учащихся к нац. Культуре, учитывающих региональные особенности. Преподавание в школах ведётся на рус. Языке.В 1992 насчитывалось св. 640 дошк. Учреждений, в к-рых воспитывалось св. 60 тыс. Детей. В 1992/93 уч. Г. Работали 320 дневных общеобразоват. Школ, в т. Ч. 53 начальных, 89 неполных средних, 174 средних (всего ок. 114 тыс. Уч-ся). Фин. Яз. Изучается как предмет в 43 школах (св. 5 тыс. Уч-ся), карельский — в 11 школах (св. 500 уч-ся). В 2 школах преподаётся вепский язык. Практикуется также факультативное изучение этих языков. В 59 школах имеются классы с углублённым изучением отд. Предметов. Открыты колледж и гимназия (Петрозаводск), лицей (Сегежа).

В 14 вечерних школах обучалось 2,9 тыс. Чел. Имеется 15 вспомогат. Школ (св. 2 тыс. Уч-ся). В общеобразоват. Школах занято ок. 7800 учителей, св. 82% преподавателей 4—11-х кл. Имеют высш. Образование. Среди педагогов 27 засл. Учителей школы РСФСР, 126 засл. Учителей школы Карел. АССР. Среди внешк. Учреждений. Св. 20 домов творчества детей и юношества, св. 30 спорт., 33 муз., 11 худож. Школ, 12 станций юных техников и натуралистов, респ. Клуб юных моряков и др. В них занимается св. 36 тыс. Уч-ся. Действуют (с нач. 90-х гг.) внешк. Центры, сотрудничающие со всеми категориями населения в решении проблем детства. Пед. Кадры готовит гл. Обр. Карел, пед. Ин-т. Имеется Науч.-метод, центр непрерывного образования педагогов (1991. Осн. В 1938 как респ. ИУУ). Учебники родного языка и др.

Пособия готовятся при участии специалистов Карел, филиала моек. НИИ нац. Проблем образования, Ин-та языка, лит-ры и истории Карел, науч. Центра РАН. Эту лит-ру выпускает изд-во «Карелия». Значит, роль в реализации программ возрождения нац. Языков играют созданные в 1989—90 Союз карел, народа, Союз ингерманландцев Карелии, об-во венской культуры и др. С 1986 выходит дет. Журн. «Кипиня» («Искорка») на фин. Яз.Работает св. 20 проф.-тех. Уч-щ (св. 8,6 тыс. Уч-ся), к-рые готовят квалифи-циров. Кадры по 105 специальностям и обеспечивают переподготовку взрослых рабочих (ежегодно св. 2 тыс. Чел.). Ср. Спец. Образование дают 16 уч. Заведений (св. 14 тыс. Уч-ся), вт. Ч. Училища. 2 пед., музыкальное и культуры (все — в Петрозаводске). В Петрозаводском ун-те (в 1990 — 10 ф-тов), Карел, пед.

Ин-те, а также в Петрозаводской консерватории (открыта в 1967 как филиал Ленинградской) обучается св. 9 тыс. Студентов.Лит. Кучепатов Н. Г., Школа в до-рев. Карелии, Петрозаводск, 1956. Его же, Нар. Образование в Сов. Карелии, Петрозаводск, 1958. Афанасьева А. И., Великий Октябрь и становление сов. Культуры в Карелии. 1918—1927, Петрозаводск, 1983. Её же, Культурные преобразования в Сов. Карелии. 1928—1940, Петрозаводск, 1989. Культурное строительство в Сов. Карелии. 1926—1941. Нар. Образование и просвещение. Док-ты и мат-лы, Петрозаводск, 1986.А. Н. Трофимов, С. В. Бархатова..

Значения в других словарях
Карелия

КАРЕЛИЯ (Республика Карелия) - в Российской Федерации. 172,4 тыс. Км². Население 800 тыс. Человек (1993), городского 74%. Карелы (79 тыс. Человек, 1989, перепись), русские (582 тыс. Человек), белорусы, финны и др. 15 районов, 13 городов, 44 поселка городского типа (1993). Столица - Петрозаводск. Расположена в пределах Балтийского щита. Большая часть территории холмистая равнина (наибольшая высота 576 м - хр. Манселькя) с ледниковыми формами рельефа. Средние температуры февраля от ?9 до ?13 ...

Карелия

Одна из исторических областей Финляндии, занимает ЮВ страны. См. Финляндия.. ..

Карелия

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Карелия

(Республика Карелия)согласно Конституции, принятой Верховным Советом 30 мая 1978 г. (с изменениями 1984, 1989-1994 гг.), государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы в ведение федеральных органов государственной власти РФ в соответствии с Федеративным договором и закреплены Конституцией РФ. Столица К. - г. Петрозаводск.. ..

Карелия

Республика в Сев. Экон. Районе, на СЗ. Европейской ч. России. Пл. 172,4 тыс. Км², столица – Петрозаводск В 1920 г. Образована Карельская трудовая коммуна, в 1923 г. – Карельская АССР, в 1940–56 гг. Называлась Карело-Финской ССР. В 1956–91 гг. Вновь Карельская АССР. Холмистая равнина с ярко выраженными следами древнего оледенения (моренные гряды, "бараньи лбы", озёрные котловины и др.). На З. И СЗ. Возв. Манселькя (до 576 м) и Зап.-Карельская. Побережье Белого моря (на СВ.), а также берега Ладожс..

Карелия

Республика Карелия в составе Российской Федерации. Название Карелия образовано от этнического наименования карелы (в др.-русск. Корела) с традиц. В названиях гос-в окончанием -ия. Карелия. Совр. Название Республика Карелия принято в 1991 г.. ..

Карелия

Республика Карелия, в Российской Федерации. Площадь 172,4 тыс. Км2. Население 785 тыс. Человек (1996). Карелы, русские, белорусы, финны и др. Столица - Петрозаводск. В 9 - начале 12 вв. Территория современной К. Принадлежала Древнерусскому государству, с 12 в. - Новгороду, в 1478 присоединена к Русскому государству. В 13-17 вв. Объект шведской экспансии. В 1721 часть территории (Карельский перешеек и Северное Приладожье), захваченной шведами в начале 17 в., была возвращена России. В ноябре 1917 ..

Карачаево-черкёсия

Карачаево-Черкесская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 14.3 тыс. Км2. Нас. Ок. 415 тыс. Чел. (1989), в т. Ч. Карачаевцы — 31%, черкесы — 9,7%. Центр — Черкесск.В 1989 на 1000чел. Населения в возрасте 18 лет и старше приходилось 775 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 641 чел.). В отраслях экономики занято ок. 40 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 11 тыс. С высшим и св. 28,7 тыс. Со ср. Спец. Образованием.До 19 в. Осн. Уч. Заведениями были мектебы и (с 18 в.) мед..

Кареев Николай Иванович

[24.11(6.12). 1850, Москва, — 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. Ч. АН СССР (1929. Ч.-к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та (1873). Преподавал в моек, гимназиях. Проф. Варшавского (1879—84) и Петерб. (1885—1899, с 1906) ун-тов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе К. Шк. Методикой истории занялись члены ист. Об-ва при Петерб. Ун-те. Эти проблемы были включены в программу «Науч.-ист. Журнала» (1913—14). ..

Каржавин Фёдор Васильевич

[20(31). 1.1745, Петербург, — 1812, Москва], просветитель, педагог, переводчик. Получил домашнее образование, затем учился во Франции (1753—65), окончил коллеж, слушал лекции в Парижском ун-те. Просветительские взгляды К. Сформировались под влиянием сочинений франц. Энциклопедистов, на к-рые впоследствии он неоднократно ссылался в своих трудах. Готовясь к преподавательской деятельности в России, составил записку «О порядках школ и обучения в Парижском университете» (ок. 1765). С 1767 преподавал ..

Карибн Истомин

(кон. 40-х гг. 17 в., Курск, — не ранее 1718, Москва), один из первых моек, просветителей, поэт и переводчик, педагог. Сын курского подьячего. Образование получил в Москве, с кон. 1670-х гг. Монах Чудова монастыря. С 1679 писец, затем чтец и справщик, в 1698—1701 начальник Печатного двора. Был личным секретарём патриархов (Иоакима, позже — Адриана). В сер. 1680-х гг. Преподавал в Заиконоспас-ской школе Сильвестра Медведева, в 1712—16 — в новгородской школе митрополита Иова.В поэтич. Сочинениях 1..

Дополнительный поиск Карелия Карелия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Карелия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Карелия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа