Каржавин Фёдор Васильевич
[20(31). 1.1745, Петербург, — 1812, Москва], просветитель, педагог, переводчик. Получил домашнее образование, затем учился во Франции (1753—65), окончил коллеж, слушал лекции в Парижском ун-те. Просветительские взгляды К. Сформировались под влиянием сочинений франц. Энциклопедистов, на к-рые впоследствии он неоднократно ссылался в своих трудах. Готовясь к преподавательской деятельности в России, составил записку «О порядках школ и обучения в Парижском университете» (ок. 1765). С 1767 преподавал франц. Яз. В Троицкой Лаврской семинарии, затем по приглашению архитектора В. И. Баженова перешёл в Экспедицию Кремлёвских строений для обучения «архитекторской команды» физике и математике. В 1772 составил словарь, помещённый как приложение к переведённой им кн.
К. Перро «Сокращённый Витру-вий, или Совершенный архитектор» {издан в 1789). По составу лексики он предназначался не только для лиц, занимавшихся архитектурой. В нём содержались сведения по истории, математике, географии, политике, медицине, иск-ву и др. Областям знания. Параллельно вёл работу над составлением предварит, словника к толковому «Словарю Академии Российской» (СПБ, 1789—94). В нач. 70-х гг. 18 в. Сотрудничал с Н. И. Новиковым в его журн. «Живописец».С 1773 за границей, жил в Голландии, Париже, одним из первых русских предпринял поездку по Америке (1776—84). По возвращении возобновил издат. И пе-реводч. Деятельность, с 1797 переводчик в Коллегии иностр. Дел.Осн. Соч. К. — «Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений французских» (1794) написано под влиянием «Письмовника» Н.
Г. Курганова в жанре хрестоматии. Наряду с основами франц. Грамматики в книге содержались разделы, где обсуждались общие науч. И морально-этич. Проблемы, давались сведения по нек-рым жизненно важным вопросам, разъяснялась польза чтения. Нашли отражение просветительские идеи (о природном равенстве людей, недопустимости рабства, идеале добродетельного монарха и др.), представленные в поэтич. Отрывках, лит. Образах из произведений разл. Авторов, ист. Примерах (в т. Ч. Эпитафия Б. Франклину). Раздел «Разные мысли», написанный в шутливой форме, раскрывал духовный облик самого автора, его презрение к богатству, чиноиска-тельству, лихоимству, подобострастию придворных литераторов. Большое место отведено филол. Материалам (примеры из старофранц.
Языка, тексты для обучения польск., чеш., иллирийскому языкам). «Вожак...» явился одной из первых ист.-лит. Хрестоматий, отвечавшей потребностям просветительства.Пользовался популярностью и др. Учебник К. — «Новые французские, российские и немецкие разговоры. В пользу начинателей» (1784, 10 переизд.), к-рый включал не только «употребительные речения», но и широкий круг познават. Сведений, в т. Ч. Сообщение о путешествии К. В Америку. Освещались также вопросы преподават. Иск-ва, методики обучения иностр. Языкам. Подобранные в «Разговорах» примеры должны были способствовать искоренению в обществе праздности и тунеядства, воспитанию у юношества нравств. Добродетелей (человеколюбия, сочувствия нуждающимся и др.).К. Принадлежит также ряд переводов науч.-популярной лит-ры по архитектуре, географии, истории и естеств.
Наукам.Лит. Долгова С. Р., Творческий путь Ф. В. Каржавина, Л., 1984. С. Р. Долгова..
Дополнительный поиск Каржавин Фёдор Васильевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Каржавин Фёдор Васильевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каржавин Фёдор Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 25 символа