Катков Михаил Никифорович

130

[1(13). 11.1818, по др. Сведениям, 6(18).11.1817, Москва, — 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского р-на Моск. Обл.], журналист, публицист, обществ, деятель. Окончил словесное отделение филос. Ф-та Моск. Ун-та (1838), слушал лекции в Берлинском ун-те. В студенч. Годы входил в кружок Н. В. Станкевича, нек-рое время был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. Сотрудничал в журн. «Моск. Наблюдатель» и «Отеч. Записки», сблизился с литераторами славянофильского направления. В 3845—49 адъюнкт кафедры философии Моск. Ун-та. В 1851—55 и 1863—87 редактировал газ. «Моек ведомости», где благодаря усилиям К. Стали печататься мн. Видные учёные. Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Ф. Рулье. С 1856 до конца жизни был редактором-издателем журн.

«Русский вестник», к-рый являлся одним из ведущих изданий в эпоху реформ 1860-х гг. Полит, взгляды К. Эволюционировали от либеральных англофильских идей 40—50-х гг. До консервативно-монар-хич. Убеждений в 60-е гг.В ряде статей нач. 60-х гг. Выступил с концепцией уч. Реформы, призванной усилить гос. Начала в образовании, создать слой чиновной интеллигенции, способной поддерживать устойчивость гос-ва как связующего звена между обществом и верховной властью. Важнейшей задачей реформы К. Считал противодействие распространявшемуся нигилизму, отрицавшему необходимость систематич. Общего образования. Нигилистич. Идеи рассматривались К. Как «отрицат. Догматизм», своего рода религия с «идолами», учителями и фанатиками. В России они, по мысли К., оказались особенно влиятельны из-за недостаточного развития общекультурных начал.

Предложил ввести систему строгого классического образования, включающего религ. Просвещение, всестороннее изучение древних языков и литератур, а также математики, к-рое должно было препятствовать распространению «широкой волны невежественной бездарности».Разделяя общие для сторонников клас-сич. Образования представления о воспитат. Пользе изучения древних языков (средство для развития умственной деятельности, навыков самодисциплины) и необходимости общегуманитарной подготовки для будущей науч. Деятельности, К. Выдвинул идею «концентрации» — целенаправленного сосредоточения усилий учащихся и педагога в одной области знаний ради достижения наиб, результатов, создания основы для дальнейшего развития учащихся.

Совм. Преподавание лат. И греч. Языков, по мнению К., должно было наилучшим образом отвечать задачам воспитания, т. К. С помощью лат. Яз. Учащиеся овладевали формальной логикой, а греч. Яз. Способствовал духовному обогащению.В 1867 К. Совм. С А. Н. Леонтьевым основал и возглавил лицей в Москве, получивший известность как «катковский», с целью на практике доказать преимущества классич. Образования (см. Лицеи).Утверждая необходимость полноценного общего образования для нравств. Становления женщины, К. Приветствовал открытие в 1872 жен. Классич. Гимназии С. Н. Фишер с тем же уч. Планом, что и в муж. Гимназиях («О женском образовании», 1897).В 1871 министр нар. Просвещения гр. Д. А. Толстой провёл уч. Реформу под руководством и при активном участии К. По ряду причин (недостаток хорошо подготовленных рус.

Учителей древних языков, чрезмерная сосредоточенность на грамматике, запрет на поступление в ун-т из реальных училищ, крайние строгости на экзаменах) реформа встретила негативное отношение в широких кругах рус. Общества и вызвала острую полемику (см. В ст. Гимназии). Ситуация осложнялась усилением рев. Движения, к-рое в этот период представляли народники, использовавшие тактику идеологич. Дестабилизации основ обществ, отношений, в т. Ч. Гл. Принципов воспитания. Программа К. Критиковалась сторонниками реального образования. Среди либеральной интеллигенции получило распространение мнение, что для рус. Человека, лишённого зап. Рассудительности и не склонного к концентриров. Умственным усилиям, система классич. Образования неприемлема.

Известно высказывание М. П. Погодина (в изложении К. Н. Ле-онтьева — Лит. Наследство, т. 22—24, с. 441). «. Рус. Ум не немецкий,. Молодые люди, утомляясь, бросают и идут в нигилисты». О недостаточности для России одного классич. Образования, насильственном введении катковской реформы писал Ф. М. Достоевский (Лит. Наследство, т. 83, с. 668). В 80-х гг. Начался постепенный отход от выдвинутых К. Принципов образования.Соч. Наша учебная реформа, М., 1890. Собрание передовых статей «Московских ведомостей», 1863—1887, М., 1897—98. Пушкин, в кн. Русская эстетика и критика 40- 50-х гг. XIX в., М., 1982, с. 369—400.Лит. Памяти Каткова, «Рус. Вестник», 1897, т. 250, №8. Ист. Записка имп. Лицея в память цесаревича Николая за 30 лет, М., 1899. Феоктистов E. M., Воспоминания.

За кулисами политики и литературы. 1846- 1896, Л., 1929 (ук.). Розанов В. В., О гимназия, реформе 70-х гг. Представление о России в годы уч. Реформы, в кн. Сумерки просвещения, М., 1990. В ах К. А, Классич. Образование. (Аналитич. Обзор), в кн. * История европейской цивилизации в рус. Науке. Антич. Наследие, M., 199l.С. С. Ванеян..

Значения в других словарях
Катков Михаил Никифорович

Катков Михаил Никифорович [1(13).11.1818, Москва, ‒ 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского района Московской области], русский журналист и публицист. Родился в семье мелкого чиновника. Окончил Московский университет (1838), слушал лекции в Берлинском университете (1840‒41). В 30-е гг. Примыкал к кружку Н. В. Станкевича. ..

Катков Михаил Никифорович

КАТКОВ Михаил Никифорович (1818-87) - русский публицист, издатель журнала "Русский вестник" (с 1856) и газеты "Московские ведомости" (1850-55, 1863-87). В 30-х гг. Примыкал к кружку Н. В. Станкевича. В 50-х гг. Умеренный либерал, сторонник английского политического строя. Со времени Польского восстания 1863-64 один из вдохновителей контрреформ.. ..

Катков Михаил Никифорович

Катков, Михаил Никифорович - известный русский публицист. Родился в Москве в 1818 г. От отца, мелкого чиновника, и матери грузинского происхождения. Окончил курс в Московском университете, по словесному отделению. В университете увлекался философией и примкнул к кружку Станкевича . Ближе всего сошелся с Белинским и Бакуниным . Был деятельным сотрудником "Московского Наблюдателя", когда его редактировал Белинский, и в одно время с последним начал сотрудничать и в "Отечественных Записках" Краевско..

Катков Михаил Никифорович

(1817 или 1818, Москва — 1887, село Знаменское Подольского уезда Московской губернии), публицист, издатель, тайный советник (1882). Из семьи мелкого чиновника, получившего личное дворянство. Окончил словесное отделение Московского университета (1838). С 1837 член кружка Станкевича, затем сблизился с кружком Герцена — Огарёва, хотя и расходился с ними во взглядах. В 1838 участвовал в издании журнала «Московский наблюдатель», с 1839 печатался в «Отечественных записках». С 1845 адъюнкт кафедры фило..

Катков Михаил Никифорович

Катков, Михаил Никифорович - известный русский публицист. Родился в Москве в 1818 г. От отца, мелкого чиновника, и матери грузинского происхождения. Окончил курс в Московском университете, по словесному отделению. В университете увлекался философией и примкнул к кружку Станкевича . Ближе всего сошелся с Белинским и Бакуниным . Был деятельным сотрудником "Московского Наблюдателя", когда его редактировал Белинский, и в одно время с последним начал сотрудничать и в "Отечественных Записках" Краевско..

Кассиль Лев Абрамович

[27.6(10.7). 1905, слобода Покровская, ныне г. Энгельс, — 21.6.1970, Москва], дет. Писатель, ч.-к. АПН РСФСР (1965) и АПН СССР. Учился на физ.-мат. Ф-те МГУ (1923—25). По совету В. В. Маяковского (1927) стал печататься в журн. «Пионер», где работали М. М. Пришвин, А. П. Гайдар и др. Там же состоялось знакомство К. С С. Я. Маршаком, высоко оценившим его первую повесть для детей «Кондуит» (1930), в основу к-рой легли впечатления детства, «втиснутые в графы гимназич. Штрафного журнала». В 1933 была..

Кассиодор

(Cassiodorus, Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) (ok. 490, Сцилациум, Калабрия, — ок. 585, Вивариум), полит, деятель остготского гос-ва, историк, писатель, педагог. Автор «Варий» — сборника посланий остготских королей и гос. Актов, ставшего образцом ср.-век. Дипломатич. Переписки, своеобразным «учебником стиля». 12-томной «Истории готов» (не сохранилась, использована готским историком Иорданом в«Гетике»), ряда ист. И филос.-теологич. Сочинений. Осн. Пед. Произведение — «Наставления в н..

Католиков Александр Александрович

(р. 13.10.1941, Новосибирск), педагог, ч.-к. РАО (ч.-к. АПН СССР с 1989), нар. Учитель СССР (1988). По окончании МГПИ им. В. И. Ленина (1966) работал учителем, организатором внеклассной работы, затем директором респ. Дворца пионеров Коми АССР. Спасая детей в чрезвычайной ситуации, проявил большое мужество. Лишившись обеих ног, вернулся к пед. Работе. С 1973 директор школы-интерната № 1 (с 90-х гг. Агрошколы-интерната) для детей-сирот (Сыктывкар).Предложил систему воспитания для детей-сирот, орие..

Каунтс (Сounts) Джордж Сильвестер

(9.12.1889, близ Болдуин-Сити, шт. Канзас, — 10.11.1974, Белвилл, шт. Иллинойс), амер. Педагог, социолог, публицист. Окончил Бейкеровский ун-т (1911). В 1918—56 преподавал педагогику в вузах США. Президент Амер. Федерации учителей (1939—42), чл. Нац. Комитета Амер. Союза гражд. Свобод (1940—73).Вслед за Дж. Дьюм К. Развивал концепцию школы как «культурного инструмента» преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в целом позиций прагматистской педагогики, критиковал с..

Дополнительный поиск Катков Михаил Никифорович Катков Михаил Никифорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Катков Михаил Никифорович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Катков Михаил Никифорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 25 символа