Катков Михаил Никифорович
[1(13). 11.1818, по др. Сведениям, 6(18).11.1817, Москва, — 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского р-на Моск. Обл.], журналист, публицист, обществ, деятель. Окончил словесное отделение филос. Ф-та Моск. Ун-та (1838), слушал лекции в Берлинском ун-те. В студенч. Годы входил в кружок Н. В. Станкевича, нек-рое время был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. В кон. 30-х — нач. 40-х гг. Сотрудничал в журн. «Моск. Наблюдатель» и «Отеч. Записки», сблизился с литераторами славянофильского направления. В 3845—49 адъюнкт кафедры философии Моск. Ун-та. В 1851—55 и 1863—87 редактировал газ. «Моек ведомости», где благодаря усилиям К. Стали печататься мн. Видные учёные. Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Ф. Рулье. С 1856 до конца жизни был редактором-издателем журн.
«Русский вестник», к-рый являлся одним из ведущих изданий в эпоху реформ 1860-х гг. Полит, взгляды К. Эволюционировали от либеральных англофильских идей 40—50-х гг. До консервативно-монар-хич. Убеждений в 60-е гг.В ряде статей нач. 60-х гг. Выступил с концепцией уч. Реформы, призванной усилить гос. Начала в образовании, создать слой чиновной интеллигенции, способной поддерживать устойчивость гос-ва как связующего звена между обществом и верховной властью. Важнейшей задачей реформы К. Считал противодействие распространявшемуся нигилизму, отрицавшему необходимость систематич. Общего образования. Нигилистич. Идеи рассматривались К. Как «отрицат. Догматизм», своего рода религия с «идолами», учителями и фанатиками. В России они, по мысли К., оказались особенно влиятельны из-за недостаточного развития общекультурных начал.
Предложил ввести систему строгого классического образования, включающего религ. Просвещение, всестороннее изучение древних языков и литератур, а также математики, к-рое должно было препятствовать распространению «широкой волны невежественной бездарности».Разделяя общие для сторонников клас-сич. Образования представления о воспитат. Пользе изучения древних языков (средство для развития умственной деятельности, навыков самодисциплины) и необходимости общегуманитарной подготовки для будущей науч. Деятельности, К. Выдвинул идею «концентрации» — целенаправленного сосредоточения усилий учащихся и педагога в одной области знаний ради достижения наиб, результатов, создания основы для дальнейшего развития учащихся.
Совм. Преподавание лат. И греч. Языков, по мнению К., должно было наилучшим образом отвечать задачам воспитания, т. К. С помощью лат. Яз. Учащиеся овладевали формальной логикой, а греч. Яз. Способствовал духовному обогащению.В 1867 К. Совм. С А. Н. Леонтьевым основал и возглавил лицей в Москве, получивший известность как «катковский», с целью на практике доказать преимущества классич. Образования (см. Лицеи).Утверждая необходимость полноценного общего образования для нравств. Становления женщины, К. Приветствовал открытие в 1872 жен. Классич. Гимназии С. Н. Фишер с тем же уч. Планом, что и в муж. Гимназиях («О женском образовании», 1897).В 1871 министр нар. Просвещения гр. Д. А. Толстой провёл уч. Реформу под руководством и при активном участии К. По ряду причин (недостаток хорошо подготовленных рус.
Учителей древних языков, чрезмерная сосредоточенность на грамматике, запрет на поступление в ун-т из реальных училищ, крайние строгости на экзаменах) реформа встретила негативное отношение в широких кругах рус. Общества и вызвала острую полемику (см. В ст. Гимназии). Ситуация осложнялась усилением рев. Движения, к-рое в этот период представляли народники, использовавшие тактику идеологич. Дестабилизации основ обществ, отношений, в т. Ч. Гл. Принципов воспитания. Программа К. Критиковалась сторонниками реального образования. Среди либеральной интеллигенции получило распространение мнение, что для рус. Человека, лишённого зап. Рассудительности и не склонного к концентриров. Умственным усилиям, система классич. Образования неприемлема.
Известно высказывание М. П. Погодина (в изложении К. Н. Ле-онтьева — Лит. Наследство, т. 22—24, с. 441). «. Рус. Ум не немецкий,. Молодые люди, утомляясь, бросают и идут в нигилисты». О недостаточности для России одного классич. Образования, насильственном введении катковской реформы писал Ф. М. Достоевский (Лит. Наследство, т. 83, с. 668). В 80-х гг. Начался постепенный отход от выдвинутых К. Принципов образования.Соч. Наша учебная реформа, М., 1890. Собрание передовых статей «Московских ведомостей», 1863—1887, М., 1897—98. Пушкин, в кн. Русская эстетика и критика 40- 50-х гг. XIX в., М., 1982, с. 369—400.Лит. Памяти Каткова, «Рус. Вестник», 1897, т. 250, №8. Ист. Записка имп. Лицея в память цесаревича Николая за 30 лет, М., 1899. Феоктистов E. M., Воспоминания.
За кулисами политики и литературы. 1846- 1896, Л., 1929 (ук.). Розанов В. В., О гимназия, реформе 70-х гг. Представление о России в годы уч. Реформы, в кн. Сумерки просвещения, М., 1990. В ах К. А, Классич. Образование. (Аналитич. Обзор), в кн. * История европейской цивилизации в рус. Науке. Антич. Наследие, M., 199l.С. С. Ванеян..
Дополнительный поиск Катков Михаил Никифорович
На нашем сайте Вы найдете значение "Катков Михаил Никифорович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Катков Михаил Никифорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 25 символа