Квинтилиан
(Marcus Fabius Quintilianus) (ok. 35, Калагуррис, совр. Калаорра, Испания, — ок. 96, Рим), др.-рим. Теоретик ораторского иск-ва, педагог. Образование получил в Риме. Стал адвокатом, затем учителем риторики — первым, получавшим жалование из императорской казны. Открытая К. Риторская школа пользовалась известностью. Среди учеников К. Был Плиний Младший. Ранние работы — «О причинах упадка красноречия» (— «De causis coruptae elo-quentiae») и др. Не сохранились. Обобщением опыта 20-летней пед. Деятельности К. Явилось соч. «Institutione oratoria» («Об образовании оратора», 12 кн., ок. 95) — один из важнейших источников изучения педагогики Др. Рима. Сочинение К. — практич. Руководство для всестороннего обучения оратора с дет. Возраста. 1-я книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика и о его занятиях в грамматич.
Школе, 2-я кн. Посвящена элементам риторич. Образования и сущности риторики. 3—11-я кн.-осн. Этапам работы над речью. Нахождению темы (inventio), расположению материала (dis-positio), изложению (elocutio), запоминанию (memoria) и произнесению (pronun-tiatio). 12-я книга даёт указания оратору, связанные с его жизнью и деятельностью.По К., ребёнка следует воспитывать с момента рождения. С особым вниманием нужно выбирать тех людей, с к-рыми постоянно общаются дети (кормилицы, педагоги). Вслед за греч. Стоиком Хрисиппом К. Рекомендовал начинать обучение ребёнка до 7 лет, одновременно формируя его нравственность и вкус, что для К. Было основой воспитания оратора. К. Предъявлял высокие требования к учителям. Их нравственности, пед.
Способностям. Уделял значит, внимание индивидуальному подходу к ученику (в зависимости от его ума и способностей). По К., все дети, за редким исключением, наделены способностью учиться. Гл. Обязанностью наставника считал привитие любви к учению, в связи с чем предлагал поощрять учеников похвалами, вознаграждениями, большое место отводил игре и отдыху в процессе обучения. Ратовал за обществ, характер обучения, т. К. В школе развивается дух соперничества в овладении знаниями, к-рый оказывается хорошим стимулом в обучении, а шк. Воспитание обычно даёт лучшие результаты, чем домашнее. Призывая воспитывать в ребёнке доброту, резко осуждал телесные наказания в школе. Шк. Обучение начинал с изучения греч. Яз., знание к-рого обеспечивало знакомство с оригинальной греч.
Лит-рой по разл. Наукам. Лат. Яз. Как родной считался более лёгким. В основу образоват. Программы К. Легли взгляды Цицерона, к-рый настаивал на обязат. Филос. Образовании оратора, знании права и истории. Считал необходимым чтение классич. Авторов — Теренция, Цицерона, Саллюстия и Вергилия. Выступал одновременно против архаизирующей тенденции в составлении шк. Программ и чрезмерного увлечения в школах новыми авторами. Овидием, Лукианом, Стацием.Пед. Идеи К. Приобрели особенную популярность в эпоху Возрождения, после того как итал. Гуманистом Дж. Ф. Поджо Браччолини был найден полный текст «Об образовании оратора».Соч. Institution oratoire, ed. Par J. Cousin, livres 1 — 9, Р., 1975 — 78. В рус. Пер. — Двенадцать книг риторич. Нагтавлений, пер. А. Никольского, ч.
1 — 2, СПБ, 1834.Лит. Яворский А. А., Педагогика Квинтилиана, в кн. Вопросы педагогики, Мв 1, Варшава, 1912. Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. Педагогики, M., 19632. Cousin J., Etudes sur Quintilien, v. 1 — 2, Amst., 1967.E. Ф. Шичалина..
Дополнительный поиск Квинтилиан
На нашем сайте Вы найдете значение "Квинтилиан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Квинтилиан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа