Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович

116

[2(14).6.1823, Мелехово, ныне в Псковском р-не Псковской обл., — 25.1(6.2). 1900, Париж], публицист, философ и социолог, идеолог рев. Народничества. В1842 окончил Артиллерийское уч-ще в Петербурге. Преподавал математику в Михайловской артиллерийской академии и др. Воен.-уч. Заведениях (1844—66). Участник демокр. Движения 60-х гг. В 1866 арестован и предан воен. Суду «по обвинению в преступном образе мыслей ». В 1867—70 находился в ссылке (Тотьма, Вологда, Кадников). В 1870 с помощью Г. А. Лопатина бежал за границу. В Париже был принят в одну из секций 1-го Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871. В том же году в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые до конца своей жизни, несмотря на идейные разногласия с Л., поддерживали с ним дружеские отношения и тесные науч.

Контакты. В 1873—76 Л. Издавал журн. И газ. «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883—86 один из редакторов «Вестника Народной воли».С кон. 50-х гг. Многократно выступал с работами по педагогике, печатавшимися в журналах «Отеч. Записки», «Библиотека для чтения», «Русское слово», «Вперёд!», «Вестник Народной воли» и др. Ряд статей по пед. Тематике опубликован в «Энциклопедическом словаре, составленном рус. Учёными и литераторами» (СПБ, 1861—62).Под влиянием А. И. Герцена образованность определял как гармонич. Единство знаний, чувств и действий. Высшую цель обучения, образования и воспитания (в т. Ч. Самообразования и самовоспитания) видел в формировании «цельной», гармонически развитой (в физич., умственном и нравств. Отношениях), граждански активной личности.

Необходимое единство пед. Процесса понимал как органичное соединение обучения, образования и воспитания. Его сердцевина — нравств. Развитие личности в духе идеалов равенства и справедливости.В нач. 60-х гг. Л. Одновременно и солидарно с Н. Г. Чернышевским выступил с резкой критикой системы образования самодержавной России, ратовал за развитие демокр. Воскресных школ, позже боролся с насаждением классицизма в образовании. Раскрывал неспособность правительства и бурж. Либералов к решению насущных проблем народного образования. Считал, что совр. Ему пед. Наука и практика находятся на эмпирич. Уровне, пронизаны «вредными началами», в частности идеями «идолопоклонства», безусловного подчинения авторитетам, что приводит к социальной пассивности людей, их механическому («автоматическому») поведению.Давая намётки организации образования и воспитания молодёжи в будущем социалистич.

Обществе («Гос. Элемент в будущем обществе», 1876), Л. Исходил из необходимости радикального изменения социального положения большинства. «народ должен сделаться силой сам, прежде чем сила знания станет ему доступна» (Избр. Соч., т. 3, М., 1935, с. 73).В работах Л. Отражены проблемы взаимоотношения педагогики и психологии. Роли внешних условий («неотвратимой обстановки») в воспитат. Деятельности. Вопросы устройства уч. Заведений, дидактики и истории педагогики.Свои пед. Идеи Л. Не только пропагандировал в печати, на заседаниях Петерб. Пед. Об-ва, в публичных выступлениях как в России (лекции в Пассаже и др.), так и за границей, но и старался по мере возможности реализовать их в собств. Пед. Деятельности (по отзывам нек-рых современников, Л.

Обладал незаурядным пед. Талантом), а также во время встреч с рев. Молодёжью в эмиграции в 70- 90-е гг. Л. Ратовал за практич. Осуществление своих идей в рев. Париже («Письма гражданам Парижской Коммуны», 1871. Опубл. В «Истории СССР», 1971, № 2).Соч. Собр. Соч., сер. 1, 3—6, П., 1917 — 20 (не закончено). Избр. Соч. На социально-по-литич. Темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не закончено, имеется библ.). Философия и социология, т. 1—2, М., 1965.Лит. Книжник-Ветров И. С., П. Л. Лавров, M., 19302. Прудников В. Е., П. Л. Лавров, в его кн. Рус. Педагоги-математики XVIII — XIX вв., М., 1956. Александрова Т. Н., Проблема нравств. Идеала в теории личности П. Л. Лаврова, «УЗ МОПИ», 1969, т. 246, в. 14. Плеханов А., Пед. Взгляды П. Л. Лаврова, НО, 1973, Mi. 12. С г. О ж е, Пед. Аспект теории личности П.

Л. Лаврова, СП, 1974, № 10. Г p у III с в а М. П., Природа нравственного в человеке и проблема источника морали в этике П. Л. Лаврова, «УЗ кафедр обществ, наук вузов Ленинграда. Философия», 1977, в. 17. Володин А., Итенберг Б., Лавров, М., 1981 (библ.). А. И. Володин..

Значения в других словарях
Лабораторные Занятия

Лабораторные работы, один из видов самостоят, практич. Работы и исследования учащихся в ср. Общеобразоват., спец. И высш. Школе с целью углубления и закрепления теоретич. Знаний, развития навыков самостоят, экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естеств.-науч. И техн. Дисциплин. На Л. З. Учащиеся не только овладевают ..

Лаврентьев Михаил Алексеевич

[6(19).11Л900, Казань, — 15.10.1980, Москва], математик и механик, организатор науки и образования, акад. (1946) и ви-це-през. (1957—75) АН СССР, акад. АН УССР (1939). В 1922 окончил физ.-мат. Ф-т МГУ. С 1921 преподавал (с 1929 проф.) в вузах Казани, Москвы, Киева. Один из организаторов Моск. Физ.-техн. Ин-та (1951), где был накоплен значит, опыт интеграции совр. Науки и образования. Инициатор создания Сиб. Отделения АН СССР (первый пред. — 1957—75) и Новосиб. Науч. Центра, частью к-рого стал ун..

Лавуазье (Lavoisier) Антуан Лоран

(26.8.1743, Париж, — 8.5.1794, там же), франц. Химик, один из основоположников совр. Химии. Чл. Парижской АН (1772, адъюнкт 1768). В 1764 окончил юрид. Ф-т Парижского ун-та. В 1768—91 чл. «Компании откупов» (орг-ция финансистов, бравшая на откуп гос. Налоги). Часть доходов использовал для науч. Исследовании. Казнён с др. Откупщиками по приговору трибунала.С 1791 участвовал в работе Совещат. Бюро иск— в и ремёсел, по поручению к-рого разработал предложения к реформе нар. Образования с целью распр..

Лаговский Николай Михайлович

[25.12.1862(6.1.1863), с. Одоевское Костромской губ., — 3.5.1933, Москва], сурдопедагог, проф. (1925). С 1884 воспитатель, с 1889 — инспектор в Петерб. Уч-ще глухонемых. Работал в Александровском (1910—12) и Мариинском (1913—17) уч-щах глухонемых. После Окт. Революции был привлечён к руководству учреждениями для аномальных детей. В 1918—19 работал в Отделе социального обеспечения Петрограда. По инициативе и при участии Л. В Петрограде был создан (1918) Центр, ин-т глухонемых — первое в России ис..

Дополнительный поиск Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 29 символа