Ланге Николай Николаевич
[12 (24).3. 1858, Петербург, — 15.2.1921, Одесса], психолог, один из основоположников эксперим. Психологии в России. По окончании Петерб. Ун-та (1882) работал за границей, в т. Ч. В лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 приват-доцент, затем проф. Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране эксперим. Психол. Лабораторий.В 1900—04 Л.-пред, ист.-филол. Об-ва при ун-те. Организовал при об-ве пед. Отдел, ставший центром науч.-метод, работы учителей нач. И ср. Школы. В 1903 организовал и возглавил Одесские жен. Пед. Курсы, преобразованные в 1905 в Высшие жен. Пед. Курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. Предметы). В 1907 за отказ принять к исполнению циркуляр Мин-ва нар. Просвещения о запрете участия служащих в деятельности «противогос.
Партий» отстранён от руководства курсами. В 1917 избран в обществ, к-т Одессы для решения вопросов реорганизации нар. Образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы.Сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщённого чувственного образа предмета ко всё более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания, к-рое рассматривал как двигат. Реакцию организма, улучшающую условия восприятия. В выдвижении на первый план внеш. Двигат. Актов обнаруживается связь психол. Идей Л. С рефлекторной теорией И. М. Сеченова. Л. — сторонник генетич. Взгляда на психику, в к-рой видел продукт развития жизни, прежде всего обществ, развития. В 1914 вышла кн. Л. «Психология», впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии.Л.
— прогрессивный педагог и видный поборник высш. Жен. Образования в России. Активно участвовал в движении за реформу ср. Школы в России. Порочность существовавшей системы нар. Образования видел в муштре и зубрёжке, характерных для большинства гимназий. Выступая против жёсткой регламентации работы учителя, Л. Требовал от него глубоких теоретич. Знаний, совершенствования методики пед. Работы.В 1911 редактировал филос. Отдел в энциклопедич. Словаре «Гранат» (автор статей «Вера»«Воля», «Внимание», чДуша». «Гообс», «Гегель», «Гюйо» и др.). Соч. Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1892. Психол. Исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания, Од., 1893.Лит. Т с и л о в Б. М., Осн. Идеи в пси-дсол. Трудах H. H. Ланге. (К 100-летию со дня рождения), ВП, 1958, № 6.
Материалы конференции, поев. 100-летию со дня рождения проф. H. H. Ланге (1858—1958), Од., 1958. Будилова Е. А., Борьба материализма и идеализма в рус. Психол. Науке. (Вторая пол. 19 — нач. 20 в.), М., 1960. Петровский А. В., Об осн. Направлениях в рус. Психологии нач. 20 в., в кн. Из истории рус. Психологии, М., 1961. А. В. Петровский..
Дополнительный поиск Ланге Николай Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Ланге Николай Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ланге Николай Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 24 символа