Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм
(1.7.1648, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), нем. Философ, учёный, просветитель. Учился в Лейпцигском и Йенском ун-тах (1661—66). Был воспитателем наследника курфюрста Майнца. С 1676 состоял на службе у ганноверских курфюрстов.Л. — создатель оригинальной и плодотворной филос. Системы, нашедшей свое выражение в его трудах «Новые опыты о человеческом разуме» (написан в 1704, опубл. В 1765, рус. Пер. 1936), «Теодицея» (1710, рус. Пер. 1887—92), «Монадология» (1714, рус. Пер. 1890). По Л., реальный мир состоит из бесчисленных духовных активных субстанций — монад, находящихся между собой в отношениях «предустановленной гармонии». В картине мира подчёркивал значение и ценность психич. Индивидуальности, и в особенности личности. Человеческое «Я» у Л.
— самодеятельная субстанция, неповторимая в своей индивидуальности. Но индивид может и должен обрести себя в рамках целого и, развиваясь, всё более глубоко познаёт себя в своих связях со Вселенной. В философии Л. Мир бесконечен и неисчерпаем, полон движений, в конечном счёте всё более усложняющихся и совершенных, внутр. Смысл к-рых — в бесконечном развитии познания. Системное единство мира дополнено у Л. Единством теории познания и методологии науки.Полемизируя с тезисом Дж. Локка о человеческой душе как «чистой доске» (tabula rasa), Л. Сравнивал душу ребёнка с глыбой мрамора, красота к-рой скрыта в прожилках (образ потенциальных, «врождённых» знаний), но выявить всю красоту этих прожилок способен только старательный мастер.
В этом смысле Л., уточняя тезис Локка «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в ощущениях» — добавлял. «за исключением самого разума». Л. Настаивал на признании познаваемости мира и объективности истины, особо подчёркивая важность выявления в вещах общего и индивидуального (неповторимого), связей их друг с другом и взаимообособляющих различий, а также огромное значение владения математизиров. Логикой, в к-рой он видел важнейший инструмент познания.Подлинное бессмертие человека — в его знаниях, к-рые он передаёт обществу. Общество, в представлении Л., — гармоничный «хор» монад, личностей, каждая из к-рых через развитие своей индивидуальности способствует развитию и благу всех. Все личности в принципе самостоятельны и должны активно и свободно служить интересам целого (общества, гос-ва, человечества), совпадающим с интересами их самих.
В развитии индивидов, наиболее успешно осуществляемом с детства как самообразование и (по возможности) самовоспитание, — универсальность интересов и знаний выступает как залог морального совершенствования и формирования себя именно как личности. Каждый индивид способен соучаствовать в процветании всего сообщества через науку, реализующую его стремление к бесконечному высшему разуму как «беспредельному пределу» развития Вселенной.В разные периоды жизни Л. Обращался также к проблемам обучения («Новый метод изучения и обучения юриспруденции», опубл. 1667, и др. Трактаты). Он сформулировал ряд положений об обучении, тесно связанных с его филос. Концепцией. В них подчёркивались принципы самостоятельности ученика, согласованности деятельности учащихся и обучающих (в число обучающих Л.
Включал и великих мыслителей прошлого, с к-ры-ми новые поколения общаются, изучая их сочинения), а также возможность познания и интуитивного «озарения» сознания, благодаря тому что Вселенная в силу «предустановленной гармонии» изначально представлена в своих глубинных чертах в сознании человека. В обучении важны ясность преподавания и умение наставника показать связь получаемых знаний с практич. Пользой. Наглядность в обучении должна сочетаться со своей противоположностью. С постановкой проблем, «загадок», к-рые ученику предстоит разрешить самостоятельным напряжением ума. По мысли Л., одно из самых важных умений учителя — делать ученика автодидактом, культивирующим в себе всё возрастающие потребности обогащения знаниями.
Исследуя историю языков, дал ряд практич. Советов по их изучению.Идеи Л. Оказали значит, влияние на нем. Классич. Философию и затем на И. Ф. Гербарта.Л. Отрицательно относился к схоластич. Преподаванию в гимназиях и ун-тах. Считал необходимым создавать академии — сообщества учёных, ведущих исследования в тесной связи с практич. Потребностями х-ва и культуры страны и организующих просвещение нации. Составил проекты АН в Берлине и Вене. Первый през. Прусской АН в Берлине (фактически с 1700. Первоначальное назв. Бран-денбургское науч. Об-во), к-рую представлял и как центр просвещения народа, а также очищения и обогащения нем. Языка. Л. Был одним из советников Петра 1 при подготовке создания АН в Петербурге. Поддержал идею реальных учебных заведений и одобрил план такой школы, организованной К.
Землером в Галле.Соч. Samtliche Schriften und Briefe, Reihe 1—6, В. — Lpz., 1950—86. В рус. Пер. — Соч., т. 1—4, М., 1982—89.Лит. Нарский И. С., Г. Лейбниц, М., 1972. Майоров Г. Г., Теоретич. Философия Г. В. Лейбница, М., 1973. Hulsen F., Leibniz als Padagoge und seine Ansichten uber Padagogik, B., 1874.И. С. Нарский..
Дополнительный поиск Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм
На нашем сайте Вы найдете значение "Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 35 символа