Лидерство

200

(от англ, leader — ведущий), ведущее влияние члена группы — лидера — на группу в целом. Л. Изучается в социальной психологии, где выделяются две осн. Лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает действия, направленные преим. На решение поставленной перед группой задачи (напр., реализация трудовой, уч. Деятельности). Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности коллектива и со держит действия, относящиеся гл. Обр. К сфере межличностного общения в группе.Совокупность приёмов и методов, применяемых лидером для оказания воздействия на зависящих от него людей, наз. Стилем Л. При авторитарном стиле лидер по отношению к ведомым действует властно, директивно, жёстко распределяя роли между членами группы.

Авторитарный лидер почти все осн. Функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать принимаемые им решения, его действия. Противоположным авторитарному является демократичный стиль Л., при к-ром лидер стремится управлять группой в тесном взаимодействии с остальными её членами, предоставляя им известную свободу действий, решений, инициативы. При либеральном стиле Л. Лидер практически отстраняется от активного управления группой, предоставляя её членам неограниченную свободу действий.Лидер — член группы, способный в значимых ситуациях оказывать существ, влияние на поведение остальных участников, практически руководить ими. Однако понятия «Л.» и «руководство» не совпадают.

В отличие от руководителя, лидер не назначается официально, не наделяется к.-л. Формальными полномочиями и не несёт законной ответственности за состояние дел в группе. В группе, в к-рой руководитель одновременно выступает и в роли лидера, морально-пси-хол. Климат лучше, чем в той, где лидер не реализует своих возможностей налаживать дружную работу коллектива. Шк. Класс только тогда может считаться истинным коллективом, когда его формальная и неформальная структура не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, когда офиц. Руководители коллектива имеют высокий статус в сфере межличностных отношений.С очень серьёзными проблемами педагог сталкивается в том случае, если направленность личности лидера не является положительной.

В таком случае педагогу необходимо по возможности изменить характер воздействия, к-рое лидер оказывает на группу.Важно учитывать и влияние эмоциональных лидеров. От них в большой степени зависят эмоциональный климат в классе, самочувствие учащихся, а также мн. Их нравств. Ценности, на к-рые в свою очередь педагог может воздействовать через тех же лидеров.Лит. Мальковская Т. Н., Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей, в кн. Руководство и лидерство, под ред. Б. Д. Пары-гина, Л., 1973. Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах, Минск, 1976. Кричевский Р. Л., Социально-психол. Аспекты руководства классным коллективом, ВП, 1979, № 2. Петровский А. В., Теория деятельност-ного опосредствования и проблема лидерства, ВП, 1980, № 2..

Значения в других словарях
Лидерство

один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. Е. Объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», Л. Характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип Л. Всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы. В современной буржуазной..

Лидерство

• непререкаемое лидерство. ..

Лидерство

Первенство. ..

Лидерство

Ср.Положение, состояние лидера.. ..

Лидерство

ЛИ́ДЕРСТВО -а. Ср. Положение, обязанности лидера (1-2 зн.).. ..

Лидерство

Лидерства, мн. Нет, ср. (полит. И спорт.). Положение, обязанности лидера. Борьба за лидерство в консервативной партии. Лидерство в шахматном турнире.. ..

Лидерство

— приоритет в межличностных отношениях.. ..

Лидерство

(Leadership) . Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.. ..

Лидерство

(англ. Leader - ведущий, руководитель), в социологии рассматривается как влияние или обладание властью в социальных сообществах. Функционально Л. Связано со стремлением властвующего субъекта сообразовывать реальное поведение индивидов и социальных групп с заданными авторитетными образцами. Различают три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (М. Вебер). (1) Традиционное Л. Основано на обычаях и исторически закреплённой руководящей роли определённой семьи, клана, сословия или..

Лига Образования

Всерос. Обществ, пед. Организация в 1906—17. Осн. В Петербурге по инициативе группы деятелей быв. К-тов грамотности, распущенных пр-вом в 1895. Организац. Комитет (В. Я. Аврамов, H. H. Бекетов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, С. А. Венгеров, И. Я. Герд, Л. Ф. Пантелеев, M. H. Стою-нина, Г. А. Фальборк, А. П. Филосо-фова, В. И. Чарнолуский и др.) в марте 1906 провёл учредит, собрания, на к-рых был принят проект устава лиги (официально утверждён в 1907). Цель Л. О. — объединение и координация деятельност..

Лигтхарт (Ligthart) Ян

(11.1.1859, Эде, — 16.2.1916, Гаага), нидерл. Педагог. Пед. Деятельность начал в 1872. В 1885- 1916 директор известной в Нидерландах т. Н. Открытой школы в Гааге, где им на практике воплощались принципы «нового воспитания». Сближение шк. Обучения с реальной жизнью, активизация и поощрение познават. И творческой активности учащихся, — «полная свобода детей под их личной ответственностью». Л. Указывал на необходимость согласовывать меры пед. Воздействия с индивидуальными особенностями каждого ребё..

Лийметс (Liimets) Хейно

(22.1.1928, г. Валга, — 30.4.1989, Таллинн), эст. Педагог, д. Ч. АПН СССР (1967), канд. Пед. Наук (1959), поч. Ч. Хельсинкского (1982) и Тампереского (1985) ун-тов. В 1952 окончил Тартуский ун-т, с 1956 преподавал в нём (в 1963—75 зав. Кафедрой педагогики). С 1975 в Таллиннском пед. Ин-те (с 1985 зав. Кафедрой педагогики и психологии). Пред. Эст. Отделения Об-ва психологов СССР (с 1975), первый директор Эст. НИИ педагогики на обществ, началах.Исследовал проблемы теории воспитания, дидактики, фил..

Ликвидация Неграмотности

Массовое обязат. Обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков шк. Возраста, не охваченных школой.После Окт. Революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований обществ, отношений, нар. Х-ва, культуры. В дек. 1917 в Нар-компросе РСФСР был создан внешк. Отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 Главполитпросвет), одной из гл. Задач к-рого стала организация Л. Н. В стране.Л. Н. Разворачивалась в условиях Гражд. Войны и иност..

Дополнительный поиск Лидерство Лидерство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лидерство" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лидерство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа