Медиа-образование
(англ, media education, от лат. Media — средства), направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. Д.). Осн. Задачи М.-о. Подготовить новое поколение к жизни в совр. Информац. Условиях, к восприятию разл. Информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью техн. Средств.М.-о. Ведёт историю с пед. Движения за приобщение школьников к лучшему пониманию киноиск-ва, распространённого в 40—50-е гг. Во мн. Странах. В эти годы получили развитие ученич. Любительские киноклубы, организующие просмотры и обсуждения фильмов.
Со 2-й пол. 60-х гг. С ростом популярности телевидения возникла необходимость осмысления педагогами самого процесса массовой коммуникации и коммуникации в широком смысле слова. В 70—80-х гг. В центре внимания оказались не только искус-ствоведч., культурологич. И семантич. Аспекты, но также социальные, психологическое и даже полит, стороны этого явления.Концепция М.-о. Начала формироваться в кон. 60-х гг., когда возникли две относительно независимые линии в М.-о. «критическая» и «визуальная» грамотность. Первая из них выдвинула осн. Целью «формирование критич. Мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.), вторая рассматривала в качестве гл.
Задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. В ряде работ термин «М.-о.» отождествляется только с «критической» линией.Идеология М.-о. Складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэ-на, А. Моля, С. Френе и др. Идея междунар. Движения М.-о. Возникла в секторе информации ЮНЕСКО. Инициаторы движения — А. Диозед, Моль, К. Норденстренг и др. В 1973 Междунар. Совет по кино и телевидению выдвинул предложение о необходимости ввести в высш. И ср. Школе уч. Курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил М.-о. Как обучение теории и практич. Умениям для овладения совр. Средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфич.
И автономной области знаний в пед. Теории и практике. Такое обучение следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогат. Элементов в преподавании разл. Уч. Предметов.М.-о. Осуществляется в разнообразных формах, к-рые можно разделить на школьные и внешкольные. Напр., во Франции наблюдается целый спектр подходов. От внешк. Самодеят. Орг-ции «Ме-диа-форум», созданной группой энтузиастов — родителей и педагогов, до широкомасштабного межведомств, эксперимента «Активные юные телезрители», представляющего собой уникальный вариант взаимодействия системы образования с телевидением. Большинство франц. Специалистов считает, что именно школа должна взять на себя ответственность за обучение правильному использованию средств массовой коммуникации, т.
К. Только она сможет гарантировать полный охват подрастающего поколения М.-о.В 70-е гг. Сложились два осн. Подхода к организации М.-о. — интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиц. Предметов) и специальный (введение нового предмета). В мировой практике интегрированный подход реализуется прежде всего в программах родного языка, лит-ры, обществознания, эсте-тич. Цикла. Напр., в Финляндии М.-о. Осуществляется на уроках фин. Яз., изобразит, иск-ва, истории, социальных наук и экологии.С 80-х гг. В Австралии, Великобритании, Канаде, Франции и др. Странах изучается спец. Предмет с разными названиями и структурой, но примерно одинаковым содержанием. Наиб, часто включаются разделы. Понятие о коммуникации. Понятие о знаковых системах и способах представления информации.
Массовая коммуникация и её закономерности. Средства массовой коммуникации и их особенности (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение). Реклама.В сер. 80-х гг. В ряде работ (А. Г. Дал, Д. П. Элай и др.) была высказана мысль о необходимости сочетания «ме-диа-грамотности» с компьютерной грамотностью, т. К. Компьютер можно рассматривать как коммуникац. Средство. С этого времени начался процесс объединения медиа-образоват. И компьютерных дисциплин. Напр., в Норвегии с 1989 «Основы компьютерной и медиа-грамотности» являются обязат. Предметом в курсе ср. Общеобразоват. Школы. Ещё одна тенденция 80-х гг. — привлечение к М.-о. Детей мл. Возраста. В ряде стран ведутся эксперименты по обучению «медиа-грамотности» в нач.
Школе и даже в дошк. Учреждениях.Термин «М.-о.» до 1987 в отеч. Публикациях не употреблялся. В истории сов. Педагогики ещё в 20-е гг. Прослеживаются две осн. Линии, заложившие основы М.-о. Кинообразование и дет. И юношеское журналистское творчество. Теоретически более разработано кинообразование (И. В. Вайсфельд, Ю. Н. Усов и др.). С сер. 60-х гг. Специалистами ведутся эксперименты по введению в курс ср. Школы уч. Предмета «Основы киноиск-ва», а с сер. 80-х гг. — «Основ аудиовизуальной культуры», но и в нач. 90-х гг. Это явление не стало массовым. Меньшее распространение получила линия на введение элементов М.-о. В шк. Курс. В Эстонии проводился такой эксперимент на уроках родного языка и лит-ры в нач. 80-х гг. (К. Лехт). Наиб, массовыми формами М.-о. Школьников стали кинорадиотеле- и видеостудии при уч.
Заведениях, внешк. Учреждениях. Лектории при кинотеатрах и видеосалонах. Клубы любителей кино, видео, юных журналистов и др.К нач. 90-х гг. Идеи М.-о. Реализуются более чем в 40 странах. В разработке его теории участвовали Т. А. Бауэр (Австрия), А. Г. Дал (Норвегия), Дж. Дебс (США), Р. Квин и Б. Мак-Махон (Австралия), Л. Мастермен (Великобритания), С. Минкинен (Финляндия), Ж. Гонне, М. Тарди (Франция) и др.Значит, роль в развитии М.-о. Сыграли междунар. Орг-ции. ЮНЕСКО (сектор массовой коммуникации), Междунар. Ассоциация визуальной грамотности (International Visual Literacy Association. Блэксберг, шт. Виргиния, США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией (Centre de Liaison entre l'Education et les Media d'Information, Париж), Совет культурной кооперации при Европ.
Совете (Страсбур, Франция), Европ. Ассоциация аудиовизуального М.-о. (Association Europeene de l'Education aux Medias Audiovisuels, Брюссель). Среди нац. Орг-ций наиб, активны Британский ин-т кино (British Film Institute, Лондон), Ассоциация М.-о. В Шотландии (Association for Media Edu-cation in Scotland, Глазго), Амер. Нац. Ассоциация визуальной грамотности (American National Association for Visual Literacy, Вашингтон), Совет австрал. Орг-ций М.-о. (Counsil of Australian Media Education Organisations, Канберра), Австрал. Преподаватели медиа (Australian Teachers of Media, Мельбурн), Канадская ассоциация медиа-грамотности (Са-nadian Association for Media Literacy, Уэстон, шт. Онтарио, Канада).В Рос. Федерации проблемами М.-о.
Занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации Пед. Об-ва Рос. Федерации (центр в Москве, 1974), регулярно проводящая с 1975 конференции по пед. Проблемам, связанным с массово-коммуникационными процессами.С сер. 70-х гг. Междунар. Встречи по проблемам М.-о. Организуются в рамках ЮНЕСКО на форумах, практически ежегодно проводимых междунар. И нац. Орг-циями. Нац. Конференции ежегодно устраиваются в Австралии, Великобритании, ФРГ и др. Странах, организуются региональные съезды (скандинавских стран, Сев. Америки и др.).Периодич. Издания. «The Media Education Journal» (Глазго, Великобритания), «Media Education» (Беркшир, Великобритания), «Metro Australian Teachers of Media» (Карлтон-Саут, шт.
Виктория, Австралия), «Strategies for Media Literacy» (Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), «Media and Values» (Лос-Анджелес, шт. Калифорния, США), «Meditacy» (Уэстон, шт. Онтарио, Канада), «Clip Board» (Торонто, шт. Онтарио, Канада), «Educommunication News» (Брюссель), «Trailers» (Веллингтон, Новая Зеландия) и др.Лит. Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе пед. Воздействия, М., 1975. III а-р и к о в А. В., Медиа-образование. Мировой и отеч. Опыт, М., 1990. Firth В., Mass Media in the classroom, L., 1968. С г. O o k J., Teaching about mass media, Ames, 1972;Tardy M., Le professeur et les images. Essai sur l'Initiation aux messages visuels. P., 19732. F l et eher J., Sur l in S., Mass communication instruction in the secondary school, Urbana (ID.).
1978. M i n k k i-n e n S., A general curricular model for mass media education. P., 1978. Bauer T. A., Medienpadagogik, I, W., 1979. B i eg er E., Praxis der Medienpadagogik, Dusseldorf, 1980. The Secondary school and mass media, Stras., 1982. J o n e s M., Mass media education. Education for communication and mass communication research, Leicester, 1984. Media education, P., 1984. McMahon B., Q u-in R., Stories and stereotypes. A course in mass media, South Melbourn, 1987. D a hl A. G., Andresen К. Т., Medie-pedagogikk, bd 1 — 2, Oslo. 1988. Master-m a n L., The development of media education in Europe in 1980 th, Stras., 1988.А — В. Шариков..
Дополнительный поиск Медиа-образование
На нашем сайте Вы найдете значение "Медиа-образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медиа-образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 17 символа