Медресе
(араб. Мадраса, от дараса — изучать), средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. Возникли у арабов в 7—8 вв., распространились в странах Бл. И Ср. Востока в 9 и 10 вв. (см. Мусульманская культура). Для мусульм. Народов, живших в составе Рос. Гос-ва, важное значение имели образоват. Традиции нек-рых среднеазиат. М. В Самарканде (848), Бухаре («Мадресе фарджек», 1-я пол. 10 в. «Масудия» и «Хания», 1250). М. Имелись также у татар и башкир Поволжья и Предуралья, у мусульм. Народов Кавказа и Закавказья. Цели, содержание и методы обучения во всех М. Были идентичны.По уровню подготовки учащихся М. Делились на 3 ступени. Начальная (ипти-даи), средняя (рушди), старшая (игдади). В М. Ср. Типа учащиеся изучали мусульм. Богословие, законоведение, логику, древние филос.
Учения, математику, географию, араб, и перс, языки. Полный курс наук в М. (с 11—12 вв.) составляли предметы. Арабизм (включал лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю), вероучение и законоведение (толкование Корана, учение о преданиях, практич. Богословие — фикх. Учение о разделе имущества, основы законоведения), философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естеств. Науки и умозрит. Философия).Осн. Методами преподавания были лекции и диспуты. Задача М. Ср. Типа — подготовка учителей-мулл для мектебов, служителей культа для мечетей. М. По-выш. Типа готовили казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульм. Законов. В М. Обучались не только лица, посвятившие себя духовному званию, но и представители разночинной интеллигенции, желавшие впоследствии получить профессию учителя, врача и др.
Относительно высокую общеобразоват. Подготовку способны были обеспечить лишь немногие М. В крупных городах (Самарканд, Бухара, Казань, Уфа). Большинство М. Давали ср. Духовное образование и незначит. Общеобразоват. Подготовку. Выпускники М. В царской России обычно приравнивались к окончившим курс духовной семинарии.М. Учреждались гл. Обр. Под эгидой мусульм. Духовенства и, как правило, находились при мечетях и содержались в основном на средства вакуфа, т.е. За счёт доходов, получаемых от недвижимого имущества, переданного по завещанию в пользу мечети. М. Создавались также по инициативе нек-рых состоятельных частных лиц в благотворит, целях.Во 2-й пол. 19 в. Возникли т. Н. Ново-методные (джадидистские) школы, к-рые нередко также стали называться М.
Фактически эти М. Представляли собой по-выш. Тип нач. Мусульм. Училища — мек-теба. Из 25 уч. Ч в неделю 20 ч было отведено на изучение Корана, книг, посвящённых истории мусульман, и т. П. И только 5ч — на изучение арифметики, географии и др. Общеобразоват. Предметов.Режим уч. Деятельности М. В каждом отд. Случае определялся, исходя из местных условий, по усмотрению мударри-са-главы М. Обычно занятия продолжались с октября по апрель. Срок обучения 3—5 лет. Возраст учащихся в среднем от 15 до 30 лет. Преподавателями в М. Были представители мусульм. Духовенства и с 19 в. Светские лица (к-рым поручалось преподавание светских дисциплин и языков).В связи с реорганизацией нац. Систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. Во мн. Странах ислама, сложились 2 осн.
Типа М. Светского характера (ср. Или высш. Уч. Заведения, входящие в гос. Систему образования. Обучение раздельное, бесплатное) и готовящие служителей культа. Имеется нек-рое число частных М. Во всех светских М. Изучение Корана обязательно. Выпускники М. Могут поступать в ун-ты. Медресе аль-Азхар (осн. В 10 в. В Каире) переименовано в ун-т (наряду с традиц. Богословским отделением имеются мед., с.-х., инж. Ф-ты). В Рос. Федерации действуют М. В Махачкале, Уфе и др., дающие гл. Обр. Ср. Богословское образование.ЛитКеренский Ф. М., Медресе Туркест. Края, СПБ, 1892. Остроумов Н. П., Мусульм. Высш. Школа (Мадраса), ЖМНП. Новая серия, 1906, ч. 5, октябрь. Сабитов Н., Мектебе и медресе у казахов, А.-А., 1950. Айтмамбе-тов Д., Дорев. Школы Киргизии, Фр., 1961. Измайлов А.
Э., Школа и просвещение в дорев. Киргизии, в его кн. Очерки по истории сов. Школы в Киргизии за 40 лет (1917—1957), Фр., 1957.А. Э. Измайлов..
Дополнительный поиск Медресе
На нашем сайте Вы найдете значение "Медресе" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медресе, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа