Медресе

676

(араб. Мадраса, от дараса — изучать), средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. Возникли у арабов в 7—8 вв., распространились в странах Бл. И Ср. Востока в 9 и 10 вв. (см. Мусульманская культура). Для мусульм. Народов, живших в составе Рос. Гос-ва, важное значение имели образоват. Традиции нек-рых среднеазиат. М. В Самарканде (848), Бухаре («Мадресе фарджек», 1-я пол. 10 в. «Масудия» и «Хания», 1250). М. Имелись также у татар и башкир Поволжья и Предуралья, у мусульм. Народов Кавказа и Закавказья. Цели, содержание и методы обучения во всех М. Были идентичны.По уровню подготовки учащихся М. Делились на 3 ступени. Начальная (ипти-даи), средняя (рушди), старшая (игдади). В М. Ср. Типа учащиеся изучали мусульм. Богословие, законоведение, логику, древние филос.

Учения, математику, географию, араб, и перс, языки. Полный курс наук в М. (с 11—12 вв.) составляли предметы. Арабизм (включал лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю), вероучение и законоведение (толкование Корана, учение о преданиях, практич. Богословие — фикх. Учение о разделе имущества, основы законоведения), философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естеств. Науки и умозрит. Философия).Осн. Методами преподавания были лекции и диспуты. Задача М. Ср. Типа — подготовка учителей-мулл для мектебов, служителей культа для мечетей. М. По-выш. Типа готовили казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульм. Законов. В М. Обучались не только лица, посвятившие себя духовному званию, но и представители разночинной интеллигенции, желавшие впоследствии получить профессию учителя, врача и др.

Относительно высокую общеобразоват. Подготовку способны были обеспечить лишь немногие М. В крупных городах (Самарканд, Бухара, Казань, Уфа). Большинство М. Давали ср. Духовное образование и незначит. Общеобразоват. Подготовку. Выпускники М. В царской России обычно приравнивались к окончившим курс духовной семинарии.М. Учреждались гл. Обр. Под эгидой мусульм. Духовенства и, как правило, находились при мечетях и содержались в основном на средства вакуфа, т.е. За счёт доходов, получаемых от недвижимого имущества, переданного по завещанию в пользу мечети. М. Создавались также по инициативе нек-рых состоятельных частных лиц в благотворит, целях.Во 2-й пол. 19 в. Возникли т. Н. Ново-методные (джадидистские) школы, к-рые нередко также стали называться М.

Фактически эти М. Представляли собой по-выш. Тип нач. Мусульм. Училища — мек-теба. Из 25 уч. Ч в неделю 20 ч было отведено на изучение Корана, книг, посвящённых истории мусульман, и т. П. И только 5ч — на изучение арифметики, географии и др. Общеобразоват. Предметов.Режим уч. Деятельности М. В каждом отд. Случае определялся, исходя из местных условий, по усмотрению мударри-са-главы М. Обычно занятия продолжались с октября по апрель. Срок обучения 3—5 лет. Возраст учащихся в среднем от 15 до 30 лет. Преподавателями в М. Были представители мусульм. Духовенства и с 19 в. Светские лица (к-рым поручалось преподавание светских дисциплин и языков).В связи с реорганизацией нац. Систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. Во мн. Странах ислама, сложились 2 осн.

Типа М. Светского характера (ср. Или высш. Уч. Заведения, входящие в гос. Систему образования. Обучение раздельное, бесплатное) и готовящие служителей культа. Имеется нек-рое число частных М. Во всех светских М. Изучение Корана обязательно. Выпускники М. Могут поступать в ун-ты. Медресе аль-Азхар (осн. В 10 в. В Каире) переименовано в ун-т (наряду с традиц. Богословским отделением имеются мед., с.-х., инж. Ф-ты). В Рос. Федерации действуют М. В Махачкале, Уфе и др., дающие гл. Обр. Ср. Богословское образование.ЛитКеренский Ф. М., Медресе Туркест. Края, СПБ, 1892. Остроумов Н. П., Мусульм. Высш. Школа (Мадраса), ЖМНП. Новая серия, 1906, ч. 5, октябрь. Сабитов Н., Мектебе и медресе у казахов, А.-А., 1950. Айтмамбе-тов Д., Дорев. Школы Киргизии, Фр., 1961. Измайлов А.

Э., Школа и просвещение в дорев. Киргизии, в его кн. Очерки по истории сов. Школы в Киргизии за 40 лет (1917—1957), Фр., 1957.А. Э. Измайлов..

Значения в других словарях
Медресе

(арабское мадраса, от дараса — изучать) мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — Мектебов, а также служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока и других. М. Получили распространение в 9—13 веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее Ислам, в том числе в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Казань, Уфа и другие). М. Открывались обычно при больших мечетях. В учебной ..

Медресе

МЕДРЕСЕ (араб. Мадраса - от дараса - изучать), с 9 в. Мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном, Махачкале, Уфе), а также в Узбекистане (Мири-Араб в Бухаре), Азербайджане (Баку). 1-2-этажные здания медресе включают расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть, аудиторию, кельи.. ..

Медресе

МЕДРЕСЕ (арабское мадраса, от дараса - изучать), с 9 в. Мусульманская средняя и высшая школа>, готовящая служителей культа, учителей, а также в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока - государственных служащих. Здания медресе 1 - 2 этажные, с внутренним прямоугольным двориком, вокруг которого размещаются мечети, кельи, аудитории. Многие ансамбли медресе - памятники средневековой восточной архитектуры.. ..

Медресе

Мадраса (араб. Училище) — у мусульман высшая школа. В России М. Встречаются во всех местностях со сплошным мусульманским населением, но особенно многочисленны М. В Ср. Азии. Древнейшие М. Существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте. Основание их относится к XV в. Большинство М. В Туркестане основано в текущем столетии. Благоустроенное М. Имеет вид правильного четырехугольника, обнесенного кирпичной стеной, ко внутренней стороне которой пристраиваются худжра (кельи для учащихся, а иногда и для уч..

Медресе

Нескл., ср.. ..

Медресе

[арабск.] - у мусульман. Средняя (реже - высшая) религиозная школа.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Медресе

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Медресе

Ср. Нескл.Мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовящая служителей религиозного культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата.. ..

Медресе

МЕДРЕСЕ́ [рэсэ́], неизм. Ср. [араб. Madrasa] В странах Ближнего и Среднего Востока. Мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата. Учиться в м.. ..

Медресе

        (араб. Мадраса, от дараса - изучать), мусульманская средняя и высшая школа. Одно-, двухэтажное здание медресе включает расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть или молитвенный зал, аудиторию, кельи, усыпальницу основателя. При общности типологии медресе отличаются по планировке и конструкциям. В Средней Азии мечеть и аудитория, как правило, расположены в корпусе по обе стороны центрального портала, в Сирии и Египте они занимают помещения на центральных осях двора или открытые во ..

Медресе

Среднее и высшее исламское учебное заведение при мечети. В Москве медресе с курсом основ ислама появились при мечети в Татарской слободе (занятия начались во второй половине XIX в.) и при Соборной мечети в Мещанской слободе (после 1904). Закрыты в 1927 под предлогом отсутствия надлежащих санитарных условий для обучения детей. Вновь открылись при Соборной мечети в 1989 и при мечети на Большой Татарской улице, 28, в 1993. Программа этих медресе включает изучение основ ислама и предметов традиционн..

Медресе

— с IX в. Мусульманская средняя и высшая школа, готовившая служителей культа, учителей, а также служащих государственного аппарата в мусульманских странах.. ..

Медресе

(араб. Мадраса, букв. - место чтения лекций, место учения) - мусульм. Средняя (реже высшая) школа в странах распространения ислама. М. Возникли в араб. Халифате сначала как аудитории отд. Богословов-законоведов. Впервые о М. Как самостоятельном уч. Заведении упоминает Наршахи. Первые М. Были построены и открыты в 10-13 вв. В Ираке" Египте, в Ср. Азии и Хорасане. За пек-рым исключением (напр., М. С мед. Уклоном) М. Готовят служителей мочети (мулл, хатибов-проповедников), учителей конфессионных шк..

Мединский Евгений Николаевич

[27.2. (11.3).1885, Ялта, — 6.3.1957, Москва], педагог, деятель нар. Образования, д. Ч. АПН РСФСР (1944), дер пед. Наук (1935), проф. (1926). Окончил юрид. Ф-т Петерб. Ун-та (1914). В 1911—18 работал в области нар. Образования в земских учреждениях. В 1912—15 в С.-Петерб. Пед. Академии прочитал впервые в России курс лекций по внешк. Образованию. В 1915—17 преподавал на Высших пед. (быв. Фребелевских) курсах, в 1918—20 — в Нижегородском ин-те нар. Образования, в 1920—22 проф. Уральского ун-та. С ..

Медицинское Обслуживание Детей И Подростков

В Рос. Федерации осуществляется на основе системы гос. И обществ, мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребёнка. Призвано создавать наиб, благоприятные условия для воспитания детей, их физич., интеллектуального и нравств. Развития.Первые дет. Амбулатории с платной мед. Помощью были созданы во 2-й пол. 19 в. При крупных больницах Петербурга и Москвы. Тогда же по инициативе Н. Ф. Филатова и др. Врачей стали открываться на благотворит, средства первые дет. Консультации, часть из них..

Международное Бюро Просвещения

МБП (англ. International Bureau of Education — IBE. Франц. Bureau international d'education — BIE), осн. В 1925 в Женеве как частная орг-ция при Ин-те пед. Наук им. Ж. Ж. Руссо. С 1929 первая межправительств, орг-ция в области образования. С 1947 тесно сотрудничает с ЮНЕСКО. СССР, БССР и УССР стали членами МБП с 1954. В 1968 между ЮНЕСКО и МБП подписано соглашение, по к-рому с 1 янв. 1969 Бюро стало составной частью ЮНЕСКО и обслуживает все гос-ва — члены этой орг-ции.По Уставу МБП (1968) Бюро и..

Международное Детское И Юношеское Движение

Попытки создания междунар. Дет. Объединений были предприняты в сер. 19 в. В 1855 протестантские деятели Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Шотландии основали Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан (ИМКА) — первую орг-цию, к-рая вела активную работу с детьми и подростками. К кон. 19 в. Религиозные, военно-спорт. Дет. Группы и союзы существовали в Германии, Чехии и др. Европ. Странах. Но наиб, распространение получило дет. Движение скаутизма, возникшее ..

Дополнительный поиск Медресе Медресе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Медресе" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медресе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа