Менделеев Дмитрий Иванович

138

[27.1(8.2).1834, Тобольск, — 20.1(2.2). 1907, Петербург], учёный, педагог, обществ, деятель, ч.-к. Петерб. АН (с 1876), дер наук (1865), проф. (1864). Окончил Гл. Пед. Ин-т (1855). Был учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Св. 35 лет преподавал в Петерб. Ун-те, Технол. Ин-те, на Высш. Жен. (Бестужев-ских) курсах, в др. Высш. И ср. Уч. Заведениях. Открыл (1869) периодич. Закон хим. Элементов, один из осн. Законов естествознания. Автор классич. Уч. Руководств. «Органич. Химия» (1861. Отмечено Демидовской пр. Петерб. АН) — первого рус. Оригинального учебника по этому курсу. «Основы химии» (ч. 1—2, 1869- 1871) — первого учебника, построенного на основе периодич. Закона. Как лектор и автор уч. Пособий развивал традиции творческого науч. Преподавания в рус. Высш.

Школе. В 1890 ушёл в отставку из Петерб. Ун-та в знак протеста против притеснения студенчества.В статьях и заметках (опубл. В прессе и отд. Изд.) высказывался о необходимости коренного преобразования системы нар. Просвещения и его гос. Финансирования, введения обязат. Нач. Обучения. Предлагал развивать сеть уч. Заведений т. О., чтобы нач. Школа была в каждой деревне, мл. Классы ср. Школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высш. Уч. Заведения — в каждом губернском центре. Такая «непрерывность» обучения предоставляла бы талантливым учащимся возможность перехода к высш. Ступеням образования. Сила народа, по убеждению М., — в «нар. Умственном достоянии», выразителями к-рого бывают люди, подобные М. В. Ломоносову. Степень совершенства человека М.

Определял его пользой для широкого круга обществ., гос. И общечеловеческих интересов. Путь к формированию такого человека он видел в деятельности ср. И высш. Школы. М. Полагал, что осн. Направление ср. Образования в России должно быть «жизненным и реальным». Он считал необходимым сокращение курса ср. Образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. В содержание ср. Образования включал, в частности, географию, историю, естествознание, математику, физику и космографию, иностр. Языки, законоведение. В ср. Школе необходимо уделять внимание нравств. И худож. Воспитанию, практич. Занятиям, труду и гимнастике.Высш. Школу должен отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению её связи с пром-стью. Ср. И высш. Школе предоставляется автономия.М.

Особое значение придавал подготовке учителей и профессоров как высокообразованных специалистов, способствующих самостоят, развитию своей страны. Цельная система образования, по убеждению М., должна начинаться с устройства высш. Уч. Заведения для подготовки учителей — «уч-ща наставников». В проекте такого уч-ща М. Предусмотрел 3 ф-та. Историко-филологич., физ.-мат., техн., или камеральный (все с 5-летним сроком обучения). Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, б-к, с.-х. Угодий и ферм. М. Признавал полезным открытие при уч-ще семинарии для учителей, 3-классной нач. Школы и гимназии, к-рые могли бы служить распространению совершенных способов обучения. Учитель, не обладающий общим филос. Мировоззрением, не может производить на учащихся плодотворного действия.

В то же время «без увлечения наукой нельзя ждать массы дельных учителей и надлежащих плодов от умножения школ».С о ч. Нар. Просвещение и высш. Образование, Соч. В 25 тт., т. 23, Л. -М., 1952.Лит. Писаржевский О. Н., Д. И. Менделеев, M., 19512. Троицкий Д. А., Из пед. Высказываний Д. И. Менделеева, ВВШ, 1951, №4. А г. А б а-б о в Х — А., О пед. Взглядах и пед. Деятель ности Д. И. Менделеева, СП, 1953, № 3 Фигуровский Н. А., Д. И. Менде леев, M., 19832. Хлебникова М. В. Вклад Д. И. Менделеева в развитие отеч пед. Науки, СП, 1984, Ма 6. Андросова В. Г., Д. И. Менделеев о развитии ср. И высш. Образования в России, там же. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева, Л1984 (библ.). Д. И. Менделеев. Библио-графич. Указатель трудов..., Л., 1973.П. А. Лебедев..

Значения в других словарях
Менделеев Дмитрий Иванович

Менделеев Дмитрий Иванович [27.1(8.2).1834, Тобольск, ‒ 20.1(2.2).1907, Петербург], русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. М. ‒ сын И. П. Менделеева (1783‒1847), директора Тобольской гимназии. Высшее образование М. Получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института. ..

Менделеев Дмитрий Иванович

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834-1907) - российский химик, разносторонний ученый, педагог. Открыл (1869) периодический закон химических элементов - Один из основных законов естествознания. Оставил св. 500 печатных трудов, среди которых классические "Основы химии" (ч. 1-2, 1869-71, 13 изд., 1947) - первое стройное изложение неорганической химии. Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, на..

Менделеев Дмитрий Иванович

(1834-1907), русский химик, сформулировавший закон о периодических изменениях свойств химических элементов. Родился 7 февраля 1834 в Тобольске. Закончив в 15 лет гимназию, поступил в Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 получил степень магистра,. В 1857-1890 преподавал в Петербургском университете (с 1865 - профессор). В 1859-1861 работал в лабораториях А.Реньо в Париже, Р.Бунзена и Г.Кирхгофа в Гейдельбергском университете. В 1861 защитил докторскую диссертацию, посвященную взаи..

Менделеев Дмитрий Иванович

Менделеев Дмитрий Иванович - гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева - чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов. Фамилию "Менделеев" получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода. Родился М. 27 января 1834 г. В Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менде..

Менделеев Дмитрий Иванович

(1834—1907), химик, разносторонний учёный, педагог, общественный деятель. Окончил Главный педагогический институт в Петербурге (1855). В 1857—90 преподавал в Петербургском университете (доцент с 1857, профессор с 1865), одновременно в 1861—64 — в Институте инженеров путей сообщения, в 1863—72 — в Петербургском технологическом институте. В 1890 ушёл из университета в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. С 1876 член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 выдвигался в академи..

Менделеев Дмитрий Иванович

(1834—1907) — русский химик, открывший периодический закон химических элементов (1869), разносторонний учёный, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). В своей обширной и многогранной деятельности уделял значит, внимание вопросам воздухоплавания и авиации. В 1875 (задолго до практической реализации) выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования верхних слоев атмосферы. В 1880 опубликовал классический труд «О сопротивлении жидкостей и о возду..

Менделеев Дмитрий Иванович

Менделеев Дмитрий Иванович - гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родители Менделеева - чисто русского происхождения. Дед его по отцу был священником и носил фамилию Соколов. Фамилию "Менделеев" получил, по обычаям того времени, в виде прозвища, отец Менделеева в духовном училище. Мать Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода. Родился М. 27 января 1834 г. В Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менде..

Меланхтон

(Melanchthon, грецизи-ров. Форма нем. Фамилии Шварцерд — Schwarzerd) Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден, — 19.4.1560, Виттенберг), нем. Педагог-гуманист, деятель Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера. Учился в Гейдельбергском ун-те (в возрасте 14 лет — бакалавр. В 16 лет — магистр). Преподавал в Тюбингенском (с 1517) и Виттенбергском (1518, проф. С 1524) ун-тах. Разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Цель обучения видел в овладении красноречием, но связывал его с конкрет..

Мельников Михаил Алексеевич

[21.12.1887 (2.1.1888), с. Можары, ныне в Рязанской обл., — 8.9.1976, Москва], педагог, методист нач. Школы, д. Ч. АПН РСФСР (1951), канд. Пед. Наук (1938), проф. (1946). Окончил учительскую семинарию (1906), Казанский учительский ин-т (1913) и Высш. Науч.-пед. Курсы при 2-м МГУ (1926). С 1906 учитель в Можар-ской земской школе. С 1913 на науч.-пед. Работе в Чебоксарах, Рязани, Москве. В 1936—44 в Наркомпросе РСФСР, в 1944—60 в АПН (директор НИИ методов обучения, вице-през., акад.-секретарь). Ис..

Менчинская Наталия Александровна

[2(15).1.1905, Ялта, — 6.7.1984, Москва], психолог, ч.-к. АПН СССР (1968), дер пед. Наук (1952), проф. Окончила Крымский пед. Ин-т (1927). С 1930 работала в Уральском индустриально-педагогическом ин-те. С 1932 в Москве, в Институте психологии. В 1937—81 зав. Лаб. Психологии учения и умственного развития школьника, в 1955—65 зам. Директора. Изучала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников, формирования мировоззрения. М. Выявлены осн. Закономерности процесса усвоения знаний,..

Месроп Маштоц

[362, с. Ацекац в Зап. Армении (не сохранилось), ныне терр. Иля Муш в Турции, — 17.2.440, Ва-гаршапат, ныне Эчмиадзин], арм. Просветитель, создатель арм. Письменности, основоположник нац. Школы и пед. Мысли. Получил образование по греч. Образцу на родине. Ок. 389 стал секретарём при дворе арм. Царя, был на воен. Службе. В 394 принял духовный сан. Изучив письменные памятники в греч. И сирийских культурных центрах, в 405—406 создал алфавит, полностью отразивший звуковой состав арм. Речи. Перевёл (..

Дополнительный поиск Менделеев Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Менделеев Дмитрий Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Менделеев Дмитрий Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 26 символа