Молдова

98

Республика Молдова, гос-во в Европе. Пл. 33,7 тыс. Км2. Нас. 4362 тыс. Чел. (1989, перепись). Столица — Кишинёв.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 —634 чел.). В отраслях экономики было занято 473,2 тыс. Специалистов, в т. Ч. 206,6 тыс. С высшим и 266,6 тыс. Со средним спец. Образованием.Дошкольные учреждения. Первый частный дет. Сад открыт в 1865 году в Кишинёве. После 1917 на терр. Бессарабии (с марта 1918 в составе Румынии) появились гос. Дошк. Учреждения. Сеть гос. И частных дет. Садов и приютов заметно расширилась в 30-х гг. (св. 400 в 1940). В Левобережной Молдавии (входила в терр. Сов. Украины) в 20-е гг. Также стали создаваться дет. Сады и сады-интернаты.

К кон. 1939 работало 47 дошк. Учреждений (1400 детей).К нач. 1941 в Молд. ССР действовало св. 100 дошк. Учреждений. После 1945 их число увеличивалось. В 1950 в городах и сёлах работало 220 дошк. Учреждений, в т. Ч. 112 дет. Садов (всего 7 тыс. Воспитанников). С 1959 открывались комплексные воспитат. Учреждения — ясли-сады. В 1961 дошк. Учреждения переданы в ведение Мин-ва нар. Образования (ранее работали под руководством Мин-ва здравоохранения). В них стала практиковаться предшк. Подготовка детей. В 1969 появились первые респ. Программы дошк. Воспитания. В 1990 работало св. 2,3 тыс. Дошк. Учреждений (св. 350 тыс. Детей). Обеспеченность детей дошк. Учреждениями в нач. 90-х гг. Составляла 79%, в т. Ч. В сел. Местности — 77%. Св. 55% дошк. Учреждений вели воспитат. Работу и предшк.

Подготовку на молд. Яз., св. 30% — на русском. Имеются также смешанные дет. Сады. В дошк. Учреждениях занято св. 25 тыс. Пед. Работников, в т. Ч. Ок. 20% с высшим образованием. Динамику развития сети дошк. Учреждений см. В табл. 1, 2.В 1990/91 уч. Г. Воспитателей дошк. Учреждений готовили пед. Уч-ща в Бэлце, Тигине, Кахуле, Кэлэраше, Кишинёве, Липкани, Сороке, Комрате и пед. Ин-ты в Кишинёве, Бэлце, Тирасполе.Общеобразовательная шко-л а. Возникновение шк. Образования в Молд. Княжестве относится к 1-й трети 15 в. Школы открывались при монастырях, а затем и при центрах церк. Управления — епископатах. Детей обучали чтению и письму, иногда счёту, церк. Пению, церк. Живописи, иск-ву украшения книг и икон. Практиковалось и домашнее образование. В кон. 15 в. В Молдавии появились уч.

Заведения повышенного типа. В школе при Путнян-ском монастыре (16 в.) преподавали грамматику, риторику, логику. Обучение велось на старославянском, позднее греч. И рум. Языках. Открывались также церк. (римско-католич. И протестантские) школы с преподаванием на лат. Языке. С сер. 17 в. В большинстве школ Молд. Княжества обучение велось на рум. Языке. В 1640 при содействии Петра Могилы в Яссах была организована Василианская академия (известна также под назв. Василиан-ской коллегии, Славяно-греко-лат. Академии), к-рая сыграла значит, роль в распространении просвещения в М. 17 в.В 18 в. Усилилось греч. Влияние на культуру М., отразившееся в деятельности Господарской академии в Яссах (1714—1821). В 1766 в уездных городах созданы первые гос.

Нач. Школы. В 18 в. Появились учебники на родном языке, напечатанные на кириллице или с использованием лат. Алфавита. В 1804 открыта духовная семинария в Соколе с преподаванием на рум. Яз.После присоединения (1812) Бессарабии к России в крае была постепенно введена существовавшая в Рос. Империи система шк. Обучения и воспитания. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. 19 в. В Бессарабии открылись 3-классные уездные уч-ща. С 1822 в Кишинёве под руководством В. Ф. Раевского работали также гарнизонные школы, организованные по Белл-Ланкастерской системе. В 1824 в Кишинёве, Бэлце и Измаиле открыты правительств, ланкастерские школы (в 1848- 12). Ср. Образование давала Кишинёвская духовная семинария (осн. В 1813).В 1827 изд. Правительств. «Инструкция об учреждении училищ в Бессарабской области», в соответствии с к-рой система образования в крае строилась по образцу, принятому в рус.

Губерниях, — с гимназией в обл. Городе (осн. В Кишинёве в 1833) и уездными и приходскими уч-ща-ми в др. Городах. С 1812 школы находились в подчинении уч. Округов. Харьковского (до 1830) и Одесского (с 1835. В 1830—35 уч. Заведениями ведала администрация Ришельевского лицея в Одессе). В 1858—59 уч. Г. В 399 общеобра-зоват. Уч. Заведениях обучалось 2,4 тыс. Уч-ся. В ходе шк. Реформы 1868—69 рум. Язык был исключён из уч. Планов. Обучение во всех типах уч. Заведений стало вестись только на рус. Языке. К сер. 90-х гг. 19 в. Существовало 580 нач. Школ, в к-рых обучалось св. 40 тыс. Детей. 8 гимназий, 4 прогимназии, 2 реальных и 1 епархиальное уч-ще. Только Vs детей шк. Возраста были охвачены обучением. По переписи 1897, грамотные составляли 22,2% (в т. Ч. Среди мужчин — 31,2%, среди женщин — 12,7%).

Особенно низок был процент грамотности молд. Населения (среди мужчин — 10,5%, женщин — 1,7%). После Революции 1905—07 было разрешено преподавание на родном языке. Пр-во расширило сеть нач. И ср. Школ. В 1914—15 уч. Г. На терр. М. (в совр. Границах) имелось 1,3 тыс. Общеобразоват. Уч. Заведений (92 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 26 гимназий и реальных уч-щ.В 1918 Бессарабия вошла в состав Румынии. Расширялась сеть школ с обучением грамоте на рум. Яз. (использовалась письменность на лат. Графич. Основе). Сохранялись школы с преподаванием на рус., евр. Языках. Согласно рум. Закону об образовании (1924) предусматривалось обязат. Нач. Обучение, вводилась единая структура образования. Народная (нач.) школа (1—4-е кл.), гимназия (5—8-е кл.), лицей (9—12-е кл.) (см. В ст.

Румыния). Помимо гос. Уч. Заведений общее образование давали частные (общие и нач. Проф.) школы, ремесл. Училища. По данным рум. Переписей, в 1930 уровень грамотности составил 38,2%, а в 1939 (неполным) — 44,2%. Выпускники лицеев и гимназий обычно продолжали учёбу в раз л. Европ. Высших уч. Заведениях. В 1939/40 уч. Г. Существовало св. 2,2 тыс. Нач. Школ, 47 гимназий, 35 лицеев, 8 ремесл. Уч-щ.Данные об уч. Заведениях в Бессарабии в 1918—40 см. В табл. 1.В Левобережной Молдавии (входила в терр. Сов. Украины) в нач. 20-х гг. Началась работа по организации сов. Школы. Отсутствие нац. Пед. Кадров, уч.-метод, лит-ры на родном языке явились серьёзным тормозом для создания мол д. Школ.В Молд. АССР (с 1924. Центр — Тирасполь), где молдаване составляли ок. 30% населения, число школ с преподаванием на их родном языке возрастало.

С 11 в 1924/25 до 125 в 1929/30 уч. Гг. С 1930/31 уч. Г. Вводился нач. Всеобуч. Активно велась ликвидация неграмотности. В 1932 было реализовано решение съезда учителей Тираспольского уезда (принято в 1920) о переводе молд. Письменности на лат. Графику. Однако уже в 1938 письменность вновь переведена на кириллицу. Всего в 1939/40 уч. Г. В Молд. АССР действовало св. 500 об-щеобразоват. Школ (св. 100 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 220 семилетних и 65 средних (в 1924 -ок. 300 школ). К нач. 1939/40 уч. Г. Все дети шк. Возраста были охвачены обучением. В кон. 30-х гг. Ликвидирована массовая неграмотность взрослого населения. Однако в развитии шк. Системы проявились тенденции отрыва от этнич. Культуры.После образования Молд. ССР (1940) существовавшие школы были реорганизованы в начальные, неполные средние и средние по сов.

Образцу. Введён единый уч. План, в к-ром, кроме родного языка, не было предметов, отражавших нац. Культуру и историю.К 1941 действовало св. 1870 общеобра-зоват. Школ, в т. Ч. Св. 1450 начальных, св. 320 неполных средних и св. 90 средних. Резко возросло кол-во школ с обучением на рус. Яз. (св. 490). Осн. Масса их находилась в городах. Для преподавания в молд. Школах в Молдавию прибыло ок. 1 тыс. Учителей. Значит, урон шк. Сети нанесла фаш. Оккупация. Св. 600 школ было разрушено.После освобождения М. От фаш. Оккупации (1944) шк. Сеть была восстановлена, а к нач. 50-х гг. Превзошла довоенную при значит, увеличении числа семилетних и средних школ. Реализован семилетний всеобуч. В 1962/63 уч. Г. Был завершён переход к 8-летнему всеобучу. В сер. 70-х гг. Введено всеобщее среднее образование молодёжи.

Однако темпы, метод, и материальное обеспечение ср. Всеобуча отставали от потребностей. В условиях резкого расширения ср. Образования затраты из госбюджета республики на нужды образования в 1960—85 сократились с 4,5% до 3%.С кон. 50-х гг. Содержание образования в молд. Неполной средней и ср. Школе дополнено курсами молд. Истории и региональной географии, однако обозначившиеся во 2-й пол. 60-х гг. Тенденции к унификации общего образования в школах республик СССР, в т. Ч. Увеличение времени на изучение в молд. Школе рус. Яз., реально оставляли крайне мало возможностей для освоения нац. Проблематики соответствующих уч. Курсов. До 2-й пол. 80-х гг. Большинство уч. Программ молд. Школ копировали общесоюзные или содержали незначит. Изменения, отражавшие специфику х-ва и культуры М.

В нач. 90-х гг. Уч. Программы и мн. Учебники переработаны. Введены курсы рум. Яз. И лит-ры, истории румын. Рум. Язык признан гос. Языком республики. Иностр. Языки изучаются со 2-го кл. Начался переход к новой структуре общего образования. Нач. Школа (1—4-е кл.), гимназия (5—9-е кл.), лицей (10—12-е кл.). Предусмотрено изменение содержания образования. Завершить переход планируется к 1996/97 уч. Г.В 1991/92 уч. Г. Действовало 1557 дневных общеобразоват. Школ, в т. Ч. 77 начальных, св. 550 неполных средних и св. 920 (59,2%) средних. В них получали образование 0,7 млн. Уч-ся. В 419 школах (26,4%) обучение велось на рус. Языке (св. 40% уч-ся). Из 153 гор. Школ насчитывалось 116 с преподаванием на рус. Языке. В школах, где учатся гагаузы и болгары, преподавание ведётся на рус.

Языке. С 1989/90 уч. Г. Введено изучение родного языка как одного из шк. Предметов. Соответствующие уч. Пособия и метод, лит-ра разрабатываются в республике. Уч-ся-болгары могут пользоваться учебниками из Болгарии. В 1990- 1991 создано 19 лицеев, в т. Ч. 12 теоре-тич., 2 спорт. 2 муз. И 3 проф. Имеется ок. 60 школ для детей с недостатками физич. И умственного развития (св. 11 тыс. Уч-ся). Среди интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, 7 дет. Домов (0,6 тыс. Воспитанников), 6 школ-интернатов (2 тыс.).В школах было занято св. 57 тыс. Учителей, в т. Ч. 73,6% с высшим образованием. 710 учителям присвоено звание засл. Учителя Республики Молдова. Сеть внешк. Учреждений включает нац. Дворцы и дома дет. Творчества (64), станции юных техников (46), станции юных натуралистов (29), станции юных туристов (3), 76 спорт., муз.

И др. Школ.Профессионально- техническое образование. Начало проф. Образования было положено открытием в 1842 в Кишинёве рус. Уч-ща садоводства (с 1890 уч-ще виноделия ср. Разряда). Первые проф. Курсы (по виноградарству и виноделию) организованы в 1858 при Аккерманском 2-классном уч-ще. С 60-х гг. При нач. Уч. Заведениях стали создаваться ремесл. Классы. К 1886 при 65 школах в них обучалось 1,2 тыс. Чел. В 1881 организована Кишинёвская ремесл. Школа, в 1893 — 3 с.-х. Школы (4 года обучения). В нач. 20 в. В Кишинёве открыты первые жен. Проф. Уч. Заведения.После 1918 на терр. Бессарабии и Буковины стала развиваться сеть рум. Гос. Коммерч. Уч-щ (низший и высший курсы). Создавались проф. Школы, а также курсы, среди к-рых были и средние. В 1939/ 1940 уч. Г. Действовало 40 таких уч.

Заведений. Кроме них работало св. 40 частных школ.После образования Молд. АССР (1924) школы ФЗУ были открыты в Тирасполе, Балте, Бирзуле. В Молд. ССР началось создание сов. Системы уч-щ Трудовых резервов, открылось также 5 школ ФЗУ. После освобождения М. От фаш. Оккупации сеть проф.-тех. Уч. Заведений была восстановлена. Уже к кон. 1947 действовало 5 ремесленных, 1 ж.-д. Уч-ще и 13 школ ФЗУ, готовивших кадры по 32 специальностям. В 1953 в систему Трудовых резервов было передано 10 с.-х. Школ, готовивших механизаторов.После преобразования (1959) Трудовых резервов в систему профтехобразова-ния число проф. Уч. Заведений увеличилось, возрос выпуск квалифициров. Рабочих кадров. С 1966 получили распространение ТУ, дававшие проф. Подготовку на базе 10 кл.

Ср. Школы. В 1969—76 осуществлено постепенное преобразование ПТУ в ср. Проф.-тех. Уч. Заведения. На развитии сети проф.-тех. Уч. Заведений негативно отражался диктат отд. Ведомств, что в итоге приводило к несоответствию подготовки кадров экон. Потребностям республики. Одновременное получение проф. Подготовки и общего ср. Образования в практике мн. Уч-щ не удавалось согласовать гармонично. В условиях перехода к рыночной экономике разрабатываются меры для организации подготовки рабочих кадров в новом функциональном статусе.В 1990/91 уч. Г. Действовало 98 СПТУ (св. 478 тыс. Уч-ся). Подготовка велась по 198 специальностям. В системе СПТУ работало ок. 5 тыс. Преподавателей и мастеров производств, обучения.Среднее специальное образование. До 1917 действовали учительские семинарии в Байрамчи (осн.

В 1872), Сороках (1912). В 1908 было открыто ср. С.-х. Техн. Уч-ще в Сороках. В Бессарабии в 1918—40 работали рум. Нормальные школы, коммерческие, индустриальные уч-ща.После 1920 в Левобережной Молдавии началось создание сов. Ср. Спец. Школы. В 1926 в Тирасполе был открыт Молд. Пед. Техникум (с 1927 в Балте). В 1930 нек-рые проф. Школы были реорганизованы в техникумы (3 с.-х., кооперативный, 6 индустр.-техн.). В Тирасполе работало 2 вечерних рабфака (организованы одесскими вузами). К 1940 в Молд. АССР имелось 2 пед. Техникума, 2 мед. Школы, 2 с.-х. Техникума и др. В Молд. ССР к 1941 действовало св. 20 ср. Спец. Уч. Заведений. Формирование системы ср. Спец. Образования возобновилось после освобождения М. От фаш. Оккупации (1944). В 1959 в Каменском р-не был открыт первый в СССР совхоз-техникум (плодоводства), опыт к-рого был внедрён и в др.

Республиках. К нач. 90-х гг. Имелось св. 50 уч. Заведений, в к-рых получало ср. Спец. Образование св. 55 тыс. Уч-ся (св. 60% — молдаване). В техникумах и уч-щах было занято св. 3,7 тыс. Преподавателей, в т. Ч. 96% с высшим образованием.Высшее образование. До 1917 на территории совр. М. Не было ни одного вуза. В 1933 в Кишинёве открыты 2 ф-та (с.-х. И технологический) Ясского ун-та.Первый вуз Молд. АССР — Ин-т нар. Образования был открыт в Тирасполе в 1930 (с 1931 Ин-т социального воспитания, с 1933 Молд. Пед. Ин-т). К 1940 имелись с.-х., пед. И учительский (осн. В 1939) ин-ты. После образования Молд. ССР в Кишинёве открыты пед., учительский, с.-х., мед. Ин-ты, ун-т (1946) и консерватория.В 1963 консерватория преобразована в Ин-т иск- в (в 1984 разделён на Консерваторию и Ин-т иск-в).

С 1964 действует политехн. Ин-т. В 1991 открыты Ин-т физкультуры, Нац. Полицейская академия, Академия экон. Знаний, Комратский ун-т.При ун-те, политехн., мед. И с.-х. Ин-тах организована аспирантура. Численность науч. Работников в 1990 составляла 14,2 тыс. Чел. Развитие сети вузов представлено в табл. 1, 2. К нач. 90-х гг. В 9 вузах училось св. 53 тыс. Студентов (молдаване — св. 64%). В вузах было занято 4,2 тыс. Профессоров и преподавателей, в т. Ч. Св. 200 деров и св. 2,2 тыс. Канд. Наук.Педагогическое образование. Первым спец. Пед. Уч. Заведением в Молдавии была учительская семинария в Байрам-чи (осн. В 1872). Через 40 лет была открыта такая же семинария в Сороках. В кон. 19 — нач. 20 вв. Курс педагогики и психологии читался в пед. Классах гимназии.В 1918—40 на терр.

Бессарабии функционировали 10 рум. Нормальных школ, которые готовили учителей для нач. Классов.После установления сов. Власти (1920) в Левобережной Молдавии в Тирасполе для подготовки учителей молд. Школ были организованы одногодичные курсы (1925), а затем педтехникум с 4-летним сроком обучения (1926). В 1930 подготовку шк. Учителей начал Ин-т нар. Образования (2 ф-та' физ.-мат. И агробиоло-гич.). Созданный на его базе пед. Ин-т (1933) имел 4 ф та- филологич., ист., физ.-мат. И естественный. В 1933 для подготовки пед. Кадров для 7-летних школ открылся учительский ин-т. В 1939/40 уч. Г. В пед. Уч. Заведениях обучалось 4,4 тыс. Студентов. После образования Молд. ССР созданы 5 пед. Уч-щ, пед. И учительский ин-ты в Кишиневе. В 1940/41 уч. Г. Работало 2 пед.

И 2 учительских ин-та, 6 пед. Уч-щ и одногодичные пед. Курсы. В 1941 в Кишиневе был открыт респ. ИУУ.После войны пед. Уч. Заведения были восстановлены, открыты ун-т в Кишиневе (1946), в 1949—53 — учительские ин-ты в Сороках, Тирасполе, Бэлце.В 1990/91 уч. Г. Было 11 ср. Пед. Уч. Заведении Бэлцкое, Бендерское, Кахул-ское, Кэлэрашское, Кишиневское городское, Липканское, Орхейское, Сорокское, Комратское пед. Уч-ща, Кишиневский индустр.-пед. Техникум (колледж), Кишиневский техникум физич культуры, в к-рых обучалось 7,5 тыс. Чел. Имеются также муз.-хореографич., культ.-просвет, и худож.-пед. Уч ща. В Бэлцком, Кишинёвском и Тираспольском пед. Ин-тах обучалось 14,3 тыс. Студентов (выпуск составил 2,2 тыс. Чел.). Учителей для школ республики готовят также Кишиневский и Комратский ун-ты.

Повышение квалификации педагогов ведет Нац. Ин-т непрерывного образования (с 1991. Ранее оесп. ИУУ) с филиалом (с 1985) в Тирасполе. Ежегодно проходят подготовку и переподготовку ок. 10 тыс. Учителей. В Кишиневе действует центр (осн. В 1970) по повышению квалификации работников профтехобра-зования.Педагогическая наука. Длительный период накопления нар. Опыта воспитания отразился в устном нар. Творчестве. К сер. 16 в. В М. Стали проникать идеи зап.-европ. Возрождения. Основанную в г. Котнаре коллегию в 1562 возглавил философ, поэт и педагог-гуманист И. Зом-мер. Его летопись «Жизнь Якова Деспота» содержит сведения о характере воспитания в Молд. Феод, гос-ве. Значит, памятником молд. Пед. Мысли стал филос. Трактат Д. Кантемира «Диван, или Спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом» (1698), где цели воспитания провозглашены как формула «познай самого себя» и определены оси пути их достижения учение, упражнение, труд и др.

Преподаватель Господарской академии Иосиф Месиодакс написал первый в М. Курс педагогики «О воспитании детей» (1779), в к-ром предложил рациональные, основанные на принципе сознательности методы обучения. Через Академию в М. Стали известны взгляды Я. А. Ко-менского, а также пед. Идеи франц. Просветителей. В 1795 был составлен док-т (анафора), предназначавшийся главе гос-ва, с рекомендациями по созданию школ княжества. В преподавании намечалось использовать наглядность, учет возрастных особенностей, активность и сознательность в обучении и т. Д. Во 2-й пол. 18 в. Стали издаваться первые учебники на молд. Яз.' «Букварь» (1755), «Грамматика» архимандрита Макария (1770), «Грамматика» Т. Ш.

Значения в других словарях
Молдова

IМолдо́ва (Moldova) река в Румынии, правый приток р. Сирет (бассейн Дуная). Длина 205 км, площадь бассейна около 4,3 тыс. Км2. Берёт начало в Восточных Карпатах, в верхнем течении имеет узкую и глубокую долину, затем долина расширяется до 3—5 км. Весеннее половодье, летняя межень. Зимой на 2—3 месяца замерзает. Несудоходна. Сплав леса. Вблизи устья — г. Роман. IIМолдо́ва (Moldova) историческая область на В. Румынии. Расположена между Восточными Карпатами на З. И р. Прут на В. По современному адм..

Молдова

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Молдова

(Республика Молдова)суверенное и независимое, единое и неделимое государство в соответствии с Конституцией, принятой парламентом 29 июня 1994 г. М. - демократическое правовое государство, в котором (ст. 1 Конституции) достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются (ст. 1 Конституции). Провозглашается также принцип разделения и взаимодействия властей - законодательной, исполни..

Молдова

РЕСПУБЛИКА Государство на юго-востоке Европы. На севере, востоке и юге граничит с Украиной, на западе - с Румынией. Площадь страны 33700 км2.Население Молдовы (по оценке на 1998 год) составляет 4457700 человек, средняя плотность населения около 132 человек на км2. Этнические группы. Молдаване - 65%, украинцы - 14%, русские - 13%, гагаузы - 3%, болгары - 2%. Язык. Румынский, русский, украинский. Вероисповедание. Православие - 98,5%, иудаизм- 1,5%. Столица- Кишинев. Крупнейшие города. Кишинев (753..

Молдова

— историческая область на востоке Румынии, между Восточными Карпатами на Западе и рекой Прут на Востоке. С XIV в. Феодальное княжество с вассальной зависимостью от Венгерского королевства. В 1359 г. Стала частью Молдавского княжества, включенного в XVI в. В состав Османской империи. По Андрианопольскому мирному договору 1829 г. Фактически автономна, под протекторатом России до 1856 г. В 1859—1861 гг. Объединилась с Валахией в единое государство, с января 1862 г. Румынское княжество.. ..

Молдова

(рум. Moldova), Молдавия, - ист. Область на С.-В. Румынии. Включает совр. Обл. Яссы, Бакэу, Галац и вост. Часть Сучавы. Площ. 38 т. Км2. 3839 тыс. Жит. (1956). Гл. Г. - Яссы. Первые поселения в М. Относятся к эпохе палеолита. В 7-6 вв. До н. Э. (по древнегреческим источникам) территорию М. Населяли гл. Обр. Фракийские племена (геты, даки и др.) и частично скифы. В 60-х гг. 1 в. До н. Э. Геты и даки создали мощный военно-племенной союз - Дакия. В конце 1 в. До н. Э. - начале 1 в. Н. Э. Дакам прих..

Мозамбик

(Mosambique), Республика Мозамбик, гос-во на Ю.-В.Африки. Пл. 783 тыс. Км2. Нас. 15,6 млн. Чел. (1990, оценка). Офиц. Яз. — португальский. Столица — Мапуту.Первые школы для афр. Населения были открыты миссионерами в 1-й пол. 19 в. В 70-х гг. 19 в. В школах обучалось 400 чел. До сер. 20 в. В стране фактически существовали две системы образования. Для африканцев — только миссионерские, для европейцев — гос. И частные общеобразоват. Школы. 5-летняя начальная, т. Н. Адаптированная, школа для африкан..

Мозг

Центр, отдел нервной системы, обеспечивающий наиб, совершенные формы регуляции всех функций организма, в т. Ч. Высшую нервную деятельность, Различают спинной М., расположенный в позвоночном канале, и головной М., помещающийся в черепной коробке. Головной М. Человека — материальный субстрат психики.Головной М. Состоит из конечного мозга (больших полушарий). Межуточного мозга, в к-рый входят зрительные бугры (таламус), подбугорье (гипоталамус), за-бугорье (метаталамус), надбугорье (эпиталамус). Ср..

Молодёжные Международные Организации

Стали заметным явлением обществ, жизни в мире с сер. 19 в. Их появление было обусловлено усложнением трудовой и обществ.-полит, деятельности, в к-рую во всё больших масштабах вовлекалась молодёжь. Параллельно шёл процесс объединения молодых людей в конфессиональные молодёжные организации. К сер. 19 в. Вначале в Германии, а затем почти во всех странах Европы и в США возникли руководимые священниками молодёжные союзы. Одним из первых в сер. 19 в. Был организован католич. Священником Колпингом союз..

Моложавый Степан Степанович

[6(18).10.1879, местечко Хомск, ныне в Дрогичинском р-не Брестской обл., — 2.11.1936, Москва], педагог и педолог, один из ведущих представителей социоге-нетич. Направления в педологии. Окончил Варшавский ун-т (1904). Науч. И пед. Деятельность М. Проходила в АКБ и 2-м МГУ.Пед. Концепция М. Основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Социальное и психич. Развитие, согласно М., осуществляется в процессе «приспособления» ребёнка к многообразным усло..

Молдова

Историческая обл. На вост. Румынии, с 14 в. Феодальное княжество, с 16 в. В составе Османской империи. С 1829 стала автономной (под протекторатом России до 1856). В 1859 М. Объединилась с Валахией в единое гос-во, с 1862 - Румыния. Первые марки вып. В 1858. Это знаменитые «бычьи головы» в круглой рамке, печатавшиеся вручную, надписи кириллицей. В нояб. 1858 изъяты из обращения и заменены марками с новым рис. - «бычья голова» в прямоугольной рамке с надписями лат. Шрифтом и назв. Ден. Единицы кир..

Дополнительный поиск Молдова Молдова

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Молдова" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Молдова, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа