Мордовия

107

Мордовская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 26,2 тыс. Км2. Нас. 963,5 тыс. Чел. (1989, перепись), в т. Ч. Мордва (мокша и эрзя) —32,5%, русские—60,8%, татары — 4,9%. Столица — Саранск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 640 чел.). В отраслях экономики занято св. 117 тыс. Специалистов, в т. Ч. 51,3 тыс. С высшим и 66 тыс. Со ср. Спец. Образованием.В кон. 16 в. Стали создаваться рус. Монастырские школы, затем новокрещенские школы (1740—64), где обучались дети мордвы. Тат. Мальчики посещали мек-тебы. В 18 в. Появились вотчинные и частные домашние школы. Первое гос. Уч. Заведение — малое нар. Уч-ще — открылось в 1787 в Саранске (с 1807 уездное). Там же в 1788 была осн.

Духовная гимназия (действовала до 1803). В 30- 40-х гг. 19 в. Создавались одногодичные приходские (по уставу 1828), приказные (для детей удельных крестьян. В Шугу-рово, Атяшево и др.) и волостные (для детей казённых крестьян. Ардатов, Шиш-кеево и др.) уч-ща. Действовала (1828- 1852) Саранская живописная школа К. А. Макарова. К нач. 60-х гг. Насчитывалось ок. 80 разл. Уч. Заведений, среди к-рых преобладали приходские уч-ща (в т. Ч. В 10 морд, селениях).Сеть уч. Заведений расширилась в 60- 70-е гг. Гл. Обр. За счёт министерских и земских школ. После принятия «Правил о мерах к образованию инородцев» (1870) были созданы миссионерские братские школы, в к-рых стала применяться система Н. И. Илеминского. Открылись морд. И смешанные (рус.-морд., рус.-чуваш, и др.) уч-ща с преподаванием на рус.

Яз. (в уч. Практике фактически использовались разл. Формы опоры на родной язык учащихся). Под руководством Иль-минского А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевъев усовершенствовали морд, письменность и разработали первые морд. Шк. Пособия. Уч. Книги создавали учителя Н. П. Барсов, Ф. Кечин, Н. Гаврилов. С кон. 19 в. Стали открываться подведомственные Святейшему Синоду церк.-приходские, жен. Епархиальные и др. Уч-ща, а также духовные семинарии и второклассные учительские школы. К сер. 90-х гг. Насчитывалось св. 390 рус. Общеобразоват. Уч. Заведений (св. 20 тыс. Уч-ся). Открытию школ, снабжению их уч. Пособиями способствовали педагоги В. X. Хохряков, И. Н. Ульянов, И. В. Ишерский и др. Подготовка учителей для морд, сёл велась в Казанской инородческой и Пензенской, учительских семинариях, в Тамбовской духовной семинарии.

Однако преподавание на морд, языках не получило распространения из-за нехватки учителей, недостатка уч. Пособий, а также из-за мно-гонац. Состава учащихся мн. Школ. Появились первые проф. Уч. Заведения. Сабур-Мачкасское ремесл. Уч-ще (1884), Больщеберезниковская уч.-показат. Мастерская (1899) и др. На рубеже 19 и 20 вв. Появились частные и министерские гимназии (в Саранске, Краснослободске, Тем-никове), прогимназии, высшие нач. Уч-ща и др. При нек-рых гимназиях создавались пед. Классы. Выросло число нач. Школ. К 1917 насчитывалось ок. 850 разл. Уч. Заведений (всего ок. 60 тыс. Уч-ся), в т. Ч. Св. 20 неполных средних и средних. Действовало ок. 80 мектебов. Охват морд, детей обучением не превышал 12%. Нач. Школы посещало лишь ок. 5% морд, девочек.Грамотность населения была неодинаковой по уездам разл.

Губерний. Среди мужчин -ок. 15%, среди женщин — от 3 до 7%. Грамотность морд, населения на рус. Яз. Среди мужчин — от 3 до 11%, среди женщин — 1,5 — 2% (1897, пере-аись).С установлением сов. Власти началась перестройка нар. Просвещения. В 1919 при Наркомпросе РСФСР было создано бюро просвещения мордвы, к-рое координировало работу морд, школ, размещавшихся на терр. 8 губ. РСФСР (в 1920/21 уч. Г. В морд, сёлах насчитывалось св. 960 школ I ступени, 13 школ II ступени, однако с началом нэпа их число значительно сократилось-ок. 700 в 1927). В 1924—25 (в Москве) состоялись Всерос. Съезды по просвещению мордвы. Систе-матич. Подготовку пед. Кадров для морд, школ вели учительские курсы (с 1919), а позже пед. Техникумы. С 1926 работали Центр, морд, учительские курсы в Москве.

В 20-х гг. Началось издание морд. Уч. Лит-ры в Москве, с 1930 — в Саранске, В 1927/28 уч. Г. На терр. Морд, округа Средневолжского края было св. 1260 школ (124,5 тыс. Уч-ся). Активное участие в строительстве сов. Школы приняли Г. К. Ульянов, 3. Ф. Дорофеев, Е. В. Скобелев, И. X. Бодякшин и др. Педагоги.В 1930—34 осуществлено всеобщее нач. Обучение. В сер. 30-х гг. В Морд. АССР увеличивалось число семилетних и ср. Школ. В 1939 насчитывалось св. 1290 школ (св. 900 нач., св. 280 неполных средних, св. 80 средних), в к-рых было св. 200 тыс. Уч-ся. Св. 400 школ вели преподавание на морд. Яз. В сел. Местности в 1939 7-летним обучением было охвачено 89% детей соответствующего возраста. В 30-х гг. Широко развернулась ликвидация неграмотности (к 1937 действовало св. 1200 школ для взрослых.

61,4 тыс. Уч-ся). Грамотность взрослого населения поднялась (1939) до 80%. В 30-е гг. Значительно расширилась сеть ср. Спец. Уч. Заведений. К 1939 их было 18. Здесь проходили подготовку св. 6 тыс. Уч-ся (в 1930 — 1,2 тыс.). В 1931 открылся первый вуз — Пед. Ин-т (с 1938 им. А. И. Полежаева). Пед. Кадры готовили также учительские ин-ты в Саранске и Темникове, 4 пед. Уч-ща.В 20—30-х гг. Велась разработка целостной системы просвещения и культуры мордвы (Г. К. Ульянов, Ф. Ф. Советкин и др.). Осуществлено нормирование морд, языков (Евсевьев, А. П. Рябов, Д. В. Бубрих и др.), исследованы метод, проблемы их преподавания в школе и создан комплекс уч.-метод, лит-ры для школ и пед. Вузов. Однако с сер. 30-х гг. Система школ действовала в условиях нараставших тенденций к унификации образования.

Внимание к его нац. Проблемам было ослаблено.В 1940 открылись 8 уч. Заведений системы Гос. Трудовых резервов (ремесл. Уч-ща, школы ФЗО), создавшие базу для дальнейшего развития проф.-тех. Образования в Морд. АССР. В нач. 50-х гг. Реализован 7-летний всеобуч. В 1-й пол. 50-х гг. Учительские ин-ты преобразованы в пед. Уч-ща. В 1957 на базе пед. Ин-та осн. Морд, ун-т им. Н. П. Огарёва, а в 1962 — пед. Ин-т им. M. E. Евсевьева. В 1962 осуществлено всеобщее обязат. 8-летнее обучение. Началась разработка уч. Пособий по географии и истории М. (П. Г. Матвеев, Т. Л. Родосская, Л. Г. Филатов и др.), краеведению (С. И. Дергачёв). В ун-те и пед. Ин-те развернулись исследования по психологии, педагогике высш. Школы, истории просвещения в морд, крае и др. Вместе с тем просчёты в экон. И нац.

Политике, вызвавшие значит, миграцию населения, привели к сокращению шк. Сети, возрастанию доли малокомплектных школ. В условиях форсирования (с 70-х гг.) ср. Всеобуча и изучения рус. Яз. Преподавание на родном языке сохранилось только в нач. Школе. Ограниченными оказались и возможности изучения морд, яз., лит-ры, истории и культуры.Широкая разработка проблем морд, школы, шк. Преподавания нац. Истории и культуры стали возможны лишь со 2-й пол. 80-х гг. Приняты респ. Программы, поставившие задачи возрождения морд, школы, повышения языковой культуры населения, конкретизации нац. Компонента общего образования и др. Активизировались исследования по проблемам сел. Малокомплектной школы, созданию программы воспитания в морд. Дошк.

Учреждениях. В вузах и пед. Уч-щах введены курсы истории морд, культуры, истории М., факультативно — морд, языков И ДР-В 1992/93 уч. Г. В более чем 600 дошк. Учреждениях воспитывалось 48 тыс. Детей, в т. Ч. В яслях 0,7 тыс. Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. Учреждениями составила св. 63%. Более-чем 110 дет. Садов ведут воспитат. Работу на морд, языках, 12 — на татарском. В 818 дневных общеобразоват. Школах (222 нач., св. 220 неполных средних, 368 средних) получали образование св. 130 тыс. Уч-ся. Работали гимназия, техн. И пед. Лицеи, в к-рых ведётся профильное обучение. Среди школ св. 120 мокшан-ских, св. 100 эрзянских, 9 татарских. Нач. Обучением на родном языке охвачено ок. 2,9 тыс. Уч-ся мокша и ок. 2,7 тыс. Эрзя. Морд, языки изучаются также как предмет в др.

Школах и ПТУ, где введены факультативы (в т. Ч. Для рус. Уч-ся), созданы кружки по изучению нац. Культуры и др. (св. 30 тыс. Уч-ся). Имеется 8 школ для детей с недостатками физич. И умственного развития. Действуют дет. Дом, др. Учреждения интернатного типа. Св. 72% выпускников ср. Школ продолжает образование в дневных уч. Заведениях. Работает 9 вечерних школ (2 тыс. Уч-ся). Создана ассоциация дет., юношеских и молодёжных объединений (1990, центр в Саранске). Она имеет 25 домов школьника, 20 технических и др. Станций, св. 30 ДЮСШ и др. В школах занято ок. 12,6 тыс. Учителей, в т. Ч. Св. 80% с высш. Образованием. Среди них св. 230 засл. Учителей школы РСФСР и Мордовии. Повышение квалификации педагогов ведёт респ. ИУУ (осн. В 1934) и соответствующий ф-т в ун-те. В республике св.

20 ср. Спец. Уч. Заведений, в т. Ч. 2 пед., культ.-просвет., муз., худож. Уч-ща. В них — 15 тыс. Уч-ся, св. 1,1 тыс. Преподавателей, в т. Ч. Св. 90% с высш. Образованием. Подготовка квалифициров. Рабочих ведётся 42 ПТУ (св. 14 тыс. Уч-ся). Действуют 3 вуза. Ун-т (в 1992 — 16 ф-тов, ок. 17 тыс. Студентов), пед. Ин-т, филиал (с 1962) Моск. Кооперативного ин-та. Всего в вузах св. 20 тыс. Студентов, 1,5 тыс. Преподавателей, в т. Ч. Св. 60 докторов и св. 760 канд. Наук. Исследования в области образования и психол.-пед. Наук ведутся в НИИ при СМ Мордовии (осн. В 1932 как Ин-т морд, культуры), филиале моек. НИИ нац. Проблем образования (осн. В 1990), в ун-те, пед. Ин-те и респ. ИУУ. Уч.-пед. Лит-ру, в т. Ч. На морд, языках, выпускает книжное изд-во в Саранске (осн. В 1932. В нач. 90-х гг. Ежегодно ок.

60 назв.). Для школьников издаются журн. «Чилисема» («Восход», на эрзя-морд, яз.) и «Якстере Тештеня» («Красная звёздочка», на мокша-морд.) — оба ведут историю с 1933.Лит. Таллин Н. В., Очерки истории морд, школы, Саранск, 1956. Санди-н а Т. И., Развитие нар. Образования в Мордовии, Саранск, 1969. К и p д я гаки и В. В., Мордовия на пути к всеобщему ср. Образованию. Саранск, 1973. Просветители и педагоги Морд, края, Саранск, 1986. Г. Осовский..

Значения в других словарях
Мордовия

МОРДОВИЯ (Республика Мордовия) - в Российской Федерации. 26,2 тыс. Км². Население 964 тыс. Человек (1993), городское 58%. Мордва (313 тыс., перепись 1989), русские, татары и др. 22 района, 7 городов, 19 поселков городского типа (1993). Столица - Саранск. Расположена на северо-западе Приволжской возв., в западной части - Окско-Донская равнина. Средние температуры января -11 .С, июля 19 .С. Осадков ок. 500 мм в год. Главные реки - Сура и Мокша. Леса занимают ок. 1/4 территории. Мордовский запо..

Мордовия

МОРДОВИЯ, Мордовская Республика, субъект Российской Федерации. Расположена на востоке Европейской части России. Входит в Волго-Вятский экономический район. Пл. 26,2 тыс. Км2. Население 944,2 тыс. Чел. (1998). Столица -г. Саранск. Др. Крупные города -Рузаевка, Ковылкино. Городское население 58,5%. Проживают (%). Русские 60,8, мордва 32,5, татары 4,9. Официальный язык - русский. Включает 22 административных района, 7 городов, 19 посёлков городского типа. Ср. Плотность населения 36,0 чел. На 1 км2...

Мордовия

МОРДОВИЯ (Республика> Мордовия), в России. Площадь> 26,2 тыс. Км2. Население> 964 тыс. Человек>, городское 57,7%. Мордва> (32,5%), русские> (60,8%), татары> и др. Столица> - Саранск>. 21 район>, 7 городов, 19 поселков городского типа. Расположена на северо-западе Приволжской возвышенности, на западе - Окско-Донская равнина. Климат> умеренно континентальный. Средние температуры января - 11 шC, июля 19 шC. Осадков около 500 мм в год. Главные реки - Сура и Мокша>. Леса занимают около 1/4 территории..

Мордовия

(Республика Мордовия)в соответствии с Конституцией, принятой 21 сентября 1995 г. Конституционным Собранием М., - демократическое правовое государство, являющееся субъектом РФ. Наименования Республика Мордовия и Мордовия - равнозначны (ст. 1). Государственными языками М. Являются русский и мордовский (мокшан-ский, эрзянский) языки (мокша и эрзя - две ветви мордовской нации). Столица М. - г. Саранск.. ..

Мордовия

Республика в Волго-Вятском экон. Районе. Пл. 26,2 тыс. Км², столица г. Саранск. Племена мордвы впервые упоминаются в VI в. С XIII в. – в составе Рязанского и Нижегородского княжеств. В середине XIII в. Под властью монголо-татар. С падением Казанского ханства (1552) вошли в состав России. С 1928 г. – Мордовский округ. С 1930 г. – авт. Обл. С 1934 г. – АССР. С 1990 г. – Мордовская Республика. На З. – Окско-Донская равнина. На ЮВ. – Приволжская возв. (до 337 м), изрезанная оврагами и балками. Разви..

Мордовия

Республика Мордовия в составе Российской Федерации. Впервые упоминается как страна Мордия (Мордовия) в сочинении Константина Багрянородного, X в. Название Мордовия от этнонима мордва, упоминаемого в русск. Летописях и других письменных источниках с XI-XII вв. Этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам и означает 'человек, мужчина'. (ср. Иран. Морт 'мужчина'), русск. Элемент -ва имеет значение собирательности. Этноним употребляется как обобщающее название двух морд, субэтничес..

Мордовия

Мордовская Республика, в Российской Федерации. На Востоке Европейской России. Площадь 26,2 тыс. Км2. Население 955,8 тыс. Человек (1996). Мордва (32%), русские (60,8%), татары (4,9%) и др. Столица - Саранск. В 13 в. Территория современной М. Входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 в. Захвачена монголо-татарами. С падением Казанского ханства (1552) в составе России. В ноябре 1917 - марте 1918 установлена советская власть. В 1928 создан Мордовский округ (в Средневолжск..

Мор (Мore) Томас

(6 или 7.2.1477 или 1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), англ, гуманист, поэт, религ. Писатель, гос. Деятель. Учился в Оксфордском ун-те, затем в юрид. Школах Лондона. Чл. Королевского совета (с 1517), лорд-канцлер (1529—32). Казнён за отказ признать Генриха VIII главой англиканской церкви.Критич. Ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период перво-нач. Накопления капитала убедили М. В кризисе существовавшей обществ, системы. Он пришёл к выводу, что осн. Зло — частная собственность..

Мораль

(лат. Moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. Ч. Mores-обычаи, нра вы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. Предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. Понятием этики. От слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, доброд..

Морено (Мoreno) Якоб (Джэкоб) Леви

(20.5.1892, Бухарест, — 14.5.1974, Бикон-Хилл, шт. Нью-Йорк, США), социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Прошёл курс психоаналитич. Подготовки под руководством 3. Фрейда. Работал в психиатрич. Клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927). Основатель (1936) и гл. Врач (до 1968) клиники в Би-кон-Хилле (ныне санаторий Морено). Основатель журн. «Sociometry» («Социометрия», 1937), «International Journal of Sociometry»..

Моррисон (Мorrison) Генри Клинтон

(7.10.1871, Олд-Таун, шт. Мэн, — 19.3.1945, Чикаго), амер. Педагог. Директор ср. Школы (1895—99), инспектор школ (1899—1917), проф. Педагогики Чикагского ун-та (1928—45). Особую известность в США приобрела кн. M. «Practice of teaching in the secondary school» («Практика обучения в ср. Школе», 1926), где он выдвигал представления о ключевых чертах каждой образоват. Ступени, к-рые определяют характер содержания и методов обучения. Результатом нач. Ступени, по М., должна являться «первичная социаль..

Дополнительный поиск Мордовия Мордовия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мордовия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мордовия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа