Народные Университеты
Общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. Мастерства, независимо от образо-ват уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. У. — «Высшая нар. Школа» («Folke hoj skolen»), осн. В 1844 в Дании обществ, деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. Такие уч. Заведения под раз л. Названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. Планы и программы официально органами образования не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразоват. Предметам в сочетании с практич. Занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии (для женщин) и т. П.Другой тип Н. У. Получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском ун-те был создан т.
Н. Открытый ун-т («University Extension»), в к-ром читали лекции и проводили занятия университетские профессора. В 1890 в США по инициативе Амер. Об-ва для распространения университетского образования открылись Н. У. В Чикаго, Балтиморе и др. Городах.В России предшественниками Н. У стали созданные в 80—90-х гг. 19 в. Разл. Курсы для взрослых. Наиб, известность приобрели Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897 Моск. Отделением Русского технического общества) — бесплатные вечерние общеобразоват. Курсы для рабочих, на к-рых преподавали профессора Моск. Ун-та И. М. Сеченов, А. Н. Реформатский, Н. В. Чехов, М. А Чехова, M H. Шатерников и др. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения — общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для окончивших школу или получивших подготовку в ее объеме).
С 1908 курсы делились на 3 школы. Низшая (общее нач. Образование), средняя (предметы общеобразоват. Школы в неполном объеме) и высшая (по типу Н. У.). Были и нелегальные кружки, где изучались история рабочего движения и проблемы деятельности РСДРП. В 1917 курсы преобразованы в Пречистенские рабочие социалистич. Курсы, ав 1922 — врабочий факультет.В нач. 20. В. В Москве, Петербурге и др. Городах России возникли обществ, орг-ции («Об-ва нар. Ун-тов» и «Нар. Унты»), к-рые создавали Н. У., носившие просветительский характер. Ун-ты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 состоялся 1-й Всерос. Съезд деятелей об— в Н. У. (ок. 500 участников).Особым типом Н. У. В России стал Гор.
Нар. Ун-т А. Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 по инициативе либер. Интеллигенции на средства обществ, деятеля Шанявского. Диплом о ср. Образовании в ун-те не требовался. Имелось 2 отделения. Науч.-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и акаде-мич. (3-годичное, в объеме программы ун-та по 2 циклам наук — естеств.-ист. И обществ.-филос.). Никаких формальных прав окончившие ун-т не получали. От преподавателей не требовалось ученой степени магистра или дера наук, но они должны были иметь науч. Труды и опыт пед. Деятельности. В ун-те лекции читали ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, А. П. Павлов, Реформатский, К. А. Тимирязев, А. Е. Ферсман, педагоги II П. Блонский, А. У. Зеленко и др. Большой популярностью пользовались курсы дошк.
Воспитания (под руководством С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой) и библиотечных работников при ун-те. С началом 1-й Мировой войны большинство Н. У. Закрылось. В 1918 прекратил работу и нар. Ун-т Шанявского.После Окт. Революции 1917 Н. У. Открылись вновь, получив название рабоче-крестьянских ун-тов. В 1925—31 при высших и других уч. Заведениях создавались рабочие ун-ты для повышения уровня общего образования, расширения полит, и общетехн. Знаний рабочих, а также крестьянские ун-ты, где изучались вопросы с. Х-ва, колхозного стр-ва. Организовывались филиалы при заводах и фабриках, подготовит, курсы и консуль-тац пункты для рабочих, не имевших достаточной образоват. И проф. Подготовки, а также воскресные ун-ты для тех, кто не мог посещать ун-т в рабочие дни.
Рабочие ун-ты состояли из 2 отделений. 2-годичного общественно-экон., с циклами — адм.-хоз., проф. Работы, кооперации, политпросветработы, рабкоровского и др., и 3-годичного техн., с циклами — электротехники, химии, механики, агрономии и др. 1-й курс давал общеобразоват. Подготовку, со 2-го изучались спец. Предметы. Состоялись всес. Совещания Н. У. (1927—28). С созданием широкой сети проф. Отраслевых уч. Заведений Н. У. Утратили свое значение в подготовке специалистов. Они возродились в 50-х гг. Как форма массовой куль-турно-просветит. Работы, пропаганды науч.-техн. И др. Знаний.Учредителями Н. У. Являлись орг-ции об-ва «Знание», мин-ва просвещения, культуры, высш. И ср. Спец. Образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы. Н. У. Охватывали большинство отраслей х-ва, науки, техники, иск-ва и делились на 3 типа.
Повышения проф. Квалификации, обществ, профессий и просветительные. Большое место занимали Н. У. Пед знаний для родителей, работников нар. Образования и др. В 1986 в СССР насчитывалось 59 тыс. Н. У. (20 млн. Слушателей. 750 тыс. Преподавателей). Руководители (ректор, декан) и преподаватели работали на обществ, началах. Возглавляли Н. У. Советы, в к-рые входили руководители, слушатели, представители орг-ций-учре дителей. Центр, совет Н. У. Действовал (1968—91) при об-ве «Знание».С сер. 80-х гг. Большинство Н. У. Стало работать на коммерч. Основе, оплачивая труд преподавателей и взимая плату со слушателей. Сложившуюся в 50—70-х гг. Систему Н. У. В кон. 80-х — нач. 90-х гг. Заменили многочисл. Курсы для взрослых при высших и ср. Спец уч. Заведениях, добровольных обществах, творч.
Союзах и т. П. В отличие от Н. У. Эти курсы по своим программам не преследуют широких общеобразоват. Целей, а носят сугубо прикладной характер. По ускоренному обучению профессиям, ставшим актуальными и популярными в новых экон. Условиях (брокерь!, специалисты по маркетингу и рекламе, агенты мелкорозничной торговли и т. П.). По интенсивному изучению разговорной речи или стилистики деловой переписки на иностр. Языке. По освоению техн. Средств, связанных с обслуживанием управленч. Или конторского труда. Сохранилось небольшое количество добровольных объединений, продолжающих обществ, и просветит, традиции Н. У., при б-ках, музеях и др. Учреждениях культуры, нац.-культурных об-вах и т. П. С нач. 90-х гг. На обществ, началах стали создаваться группы для взрослых по изучению религии и истории вероучений при конфессиональных общинах.Лит Г с б с л В, Внешк нар.
Образование в Зал Европе и Сев Америке, М, 1899. Нар ун-т в С -Петербурге, СПБ, 1898, Моск. Гор нар ун-т им А Л Шанявского Ист очерк, М, 1914, Смушков В, Нар ун-ты (Обзор уставов и принципы организации), «Внешк образование», 1919, №2—3, К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и практич ин-т), 1897—1922, Сб, М, 1922, Рабочие ун-ты Сб положений и организац мат-лов, М -Л, 1929, Как работают рабочие ун-ты, М -Л, 1929, Д у б p о— в и и а Л В, Нар ун-ты, М, 1963, Сб док-тов о развитии нар ун-тов в СССР, М, 1971. Дар и не кий А В, Нар ун-ты — центры самообразования, М, 1977 А В Даринский..
Дополнительный поиск Народные Университеты
На нашем сайте Вы найдете значение "Народные Университеты" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народные Университеты, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 21 символа