Народные Университеты

138

Общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. Мастерства, независимо от образо-ват уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. У. — «Высшая нар. Школа» («Folke hoj skolen»), осн. В 1844 в Дании обществ, деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. Такие уч. Заведения под раз л. Названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. Планы и программы официально органами образования не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразоват. Предметам в сочетании с практич. Занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии (для женщин) и т. П.Другой тип Н. У. Получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском ун-те был создан т.

Н. Открытый ун-т («University Extension»), в к-ром читали лекции и проводили занятия университетские профессора. В 1890 в США по инициативе Амер. Об-ва для распространения университетского образования открылись Н. У. В Чикаго, Балтиморе и др. Городах.В России предшественниками Н. У стали созданные в 80—90-х гг. 19 в. Разл. Курсы для взрослых. Наиб, известность приобрели Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897 Моск. Отделением Русского технического общества) — бесплатные вечерние общеобразоват. Курсы для рабочих, на к-рых преподавали профессора Моск. Ун-та И. М. Сеченов, А. Н. Реформатский, Н. В. Чехов, М. А Чехова, M H. Шатерников и др. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения — общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для окончивших школу или получивших подготовку в ее объеме).

С 1908 курсы делились на 3 школы. Низшая (общее нач. Образование), средняя (предметы общеобразоват. Школы в неполном объеме) и высшая (по типу Н. У.). Были и нелегальные кружки, где изучались история рабочего движения и проблемы деятельности РСДРП. В 1917 курсы преобразованы в Пречистенские рабочие социалистич. Курсы, ав 1922 — врабочий факультет.В нач. 20. В. В Москве, Петербурге и др. Городах России возникли обществ, орг-ции («Об-ва нар. Ун-тов» и «Нар. Унты»), к-рые создавали Н. У., носившие просветительский характер. Ун-ты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 состоялся 1-й Всерос. Съезд деятелей об— в Н. У. (ок. 500 участников).Особым типом Н. У. В России стал Гор.

Нар. Ун-т А. Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 по инициативе либер. Интеллигенции на средства обществ, деятеля Шанявского. Диплом о ср. Образовании в ун-те не требовался. Имелось 2 отделения. Науч.-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и акаде-мич. (3-годичное, в объеме программы ун-та по 2 циклам наук — естеств.-ист. И обществ.-филос.). Никаких формальных прав окончившие ун-т не получали. От преподавателей не требовалось ученой степени магистра или дера наук, но они должны были иметь науч. Труды и опыт пед. Деятельности. В ун-те лекции читали ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, А. П. Павлов, Реформатский, К. А. Тимирязев, А. Е. Ферсман, педагоги II П. Блонский, А. У. Зеленко и др. Большой популярностью пользовались курсы дошк.

Воспитания (под руководством С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой) и библиотечных работников при ун-те. С началом 1-й Мировой войны большинство Н. У. Закрылось. В 1918 прекратил работу и нар. Ун-т Шанявского.После Окт. Революции 1917 Н. У. Открылись вновь, получив название рабоче-крестьянских ун-тов. В 1925—31 при высших и других уч. Заведениях создавались рабочие ун-ты для повышения уровня общего образования, расширения полит, и общетехн. Знаний рабочих, а также крестьянские ун-ты, где изучались вопросы с. Х-ва, колхозного стр-ва. Организовывались филиалы при заводах и фабриках, подготовит, курсы и консуль-тац пункты для рабочих, не имевших достаточной образоват. И проф. Подготовки, а также воскресные ун-ты для тех, кто не мог посещать ун-т в рабочие дни.

Рабочие ун-ты состояли из 2 отделений. 2-годичного общественно-экон., с циклами — адм.-хоз., проф. Работы, кооперации, политпросветработы, рабкоровского и др., и 3-годичного техн., с циклами — электротехники, химии, механики, агрономии и др. 1-й курс давал общеобразоват. Подготовку, со 2-го изучались спец. Предметы. Состоялись всес. Совещания Н. У. (1927—28). С созданием широкой сети проф. Отраслевых уч. Заведений Н. У. Утратили свое значение в подготовке специалистов. Они возродились в 50-х гг. Как форма массовой куль-турно-просветит. Работы, пропаганды науч.-техн. И др. Знаний.Учредителями Н. У. Являлись орг-ции об-ва «Знание», мин-ва просвещения, культуры, высш. И ср. Спец. Образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы. Н. У. Охватывали большинство отраслей х-ва, науки, техники, иск-ва и делились на 3 типа.

Повышения проф. Квалификации, обществ, профессий и просветительные. Большое место занимали Н. У. Пед знаний для родителей, работников нар. Образования и др. В 1986 в СССР насчитывалось 59 тыс. Н. У. (20 млн. Слушателей. 750 тыс. Преподавателей). Руководители (ректор, декан) и преподаватели работали на обществ, началах. Возглавляли Н. У. Советы, в к-рые входили руководители, слушатели, представители орг-ций-учре дителей. Центр, совет Н. У. Действовал (1968—91) при об-ве «Знание».С сер. 80-х гг. Большинство Н. У. Стало работать на коммерч. Основе, оплачивая труд преподавателей и взимая плату со слушателей. Сложившуюся в 50—70-х гг. Систему Н. У. В кон. 80-х — нач. 90-х гг. Заменили многочисл. Курсы для взрослых при высших и ср. Спец уч. Заведениях, добровольных обществах, творч.

Союзах и т. П. В отличие от Н. У. Эти курсы по своим программам не преследуют широких общеобразоват. Целей, а носят сугубо прикладной характер. По ускоренному обучению профессиям, ставшим актуальными и популярными в новых экон. Условиях (брокерь!, специалисты по маркетингу и рекламе, агенты мелкорозничной торговли и т. П.). По интенсивному изучению разговорной речи или стилистики деловой переписки на иностр. Языке. По освоению техн. Средств, связанных с обслуживанием управленч. Или конторского труда. Сохранилось небольшое количество добровольных объединений, продолжающих обществ, и просветит, традиции Н. У., при б-ках, музеях и др. Учреждениях культуры, нац.-культурных об-вах и т. П. С нач. 90-х гг. На обществ, началах стали создаваться группы для взрослых по изучению религии и истории вероучений при конфессиональных общинах.Лит Г с б с л В, Внешк нар.

Образование в Зал Европе и Сев Америке, М, 1899. Нар ун-т в С -Петербурге, СПБ, 1898, Моск. Гор нар ун-т им А Л Шанявского Ист очерк, М, 1914, Смушков В, Нар ун-ты (Обзор уставов и принципы организации), «Внешк образование», 1919, №2—3, К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и практич ин-т), 1897—1922, Сб, М, 1922, Рабочие ун-ты Сб положений и организац мат-лов, М -Л, 1929, Как работают рабочие ун-ты, М -Л, 1929, Д у б p о— в и и а Л В, Нар ун-ты, М, 1963, Сб док-тов о развитии нар ун-тов в СССР, М, 1971. Дар и не кий А В, Нар ун-ты — центры самообразования, М, 1977 А В Даринский..

Значения в других словарях
Народные университеты

1) в СССР — общественные учебные организации, способствующие самообразованию, культурному развитию и повышению профессионального уровня трудящихся. После Октябрьской революции 1917 Н. У. Возникали как одна из многочисленных форм общеобразовательной и культурно-просветительской работы. На 8-м съезде РКП (б) (1919) в Программу партии был включен пункт о всесторонней государственной помощи Н. У. Как одной из форм внешкольного образования, «самообразования и саморазвития рабочих и крестьян». На нов..

Народные университеты

См. Университеты народн., крестьянские.. ..

Народная Педагогика

Совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар поэтич и худож творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, H n сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат традициях разных народовИсточниками изучения H n являются фольклор, этнографич и антропологич материалы, археологич находки, мемуарная лит-ра и др Нормативные требования H n преим извлекаются из устного..

Народное Образование

См. Система образования. ..

Народный Дом

Просветит, учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н. Д. Организован в Великобритании (1887) по идее англ писателя В Безанта, изобразившего в своем романе «Люди всякого рода и состояния» (1882) подобное учреждение. В кон. 80-х гг. 19 в. Был открыт Н. Д. Под назв. «Университетское поселение» в Лондоне, где студенты вели просветит, деятельность среди рабочих. В кон. 19 — нач 20 вв. Н. Д. Возникли в Бельгии (Брюссель), Германии..

Народный Комиссариат Просвещения РСФСР (Нкп)

Центр, орган гос. Управления шк., проф. И высш. Образованием, культ.-просвет, и науч. Учреждениями. Создан декретом 2-го Всерос. Съезда Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917. Собственно просветит, органами руководила Государственная комиссия по просвещению. В янв. 1918 в НКП было 17 отделов. Текущее руководство (с июня 1918) осуществляла коллегия (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, П. Н. Лепешинский, В. М. Познер, Д. Б. Рязанов, П. К. Штернберг), заменившая гос. Комиссию по просвещению, преобразованную..

Дополнительный поиск Народные Университеты Народные Университеты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народные Университеты" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народные Университеты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 21 символа