Небылицын Владимир Дмитриевич

110

(21.8.1930, Троицк Челябинской обл., — 1.10.1972, Сочи), психолог, ч.-к. АПН СССР (1967), дер пед. Наук (1966), проф. (1968). Окончил МГУ (1952). В 1952—54 работал в Дагестанском ин-те усовершенствования учителей. С 1954 в НИИ ОПП (с 1965 зам. Директора). Ученик и последователь Б. М. Теплова, развил его исследоват. Программу по психофизиологии индивидуальных различий, обосновал гипотезу об обратной зависимости между силой нервной системы (по И. П. Павлову) и чувствительностью. Разрабатывал проблему свойств нервной системы и их физиол. Субстрата. Проанализировал роль нервной системы в индивиду ально-психо л. Своеобразии деятельности (трудовой, учебной и др.). Предложил оригинальную трактовку темперамента. Трудами науч. Школы Теплова — Н.

Заложены основы нового науч. Направления — дифференциальной психофизиологии. Внедрение Н. Факторного анализа и электроэнцефалографич. Методов в исследование физиол. Основ индивидуально-психол. Различий имеет важное значение для психодиагностики.Соч. Осн. Свойства нервной системы человека, М., 1966. Психофизиол. Исследования индивидуальных различий, М., 1976.В. В. Умрихин.НЕВРОЗЫ у детей, группа функциональных нервно-психич. Расстройств, проявляющихся в специфич. Симптомах при отсутствии грубых органич. Изменений нервной системы. В совр. Психиатрии Н. Относят не к собственно психич. Заболеваниям, а к «пограничным» расстройствам. Причиной Н. Является невротич. Конфликт — нарушение значимых жизненных отношений ребёнка (напр., хро-нич. Фрустрация социальных потребностей).

Он активизируется в психотравми-рующих ситуациях. Н. Всегда психогенен, т с вызывается психич травмой, к-рая впоследствии отражается в клинич картине H в переживаниях ребенка, его сновидениях, интересах и т д С течением времени психич травма становится менее значимой и H, как правило, постепенно проходит Всем детям, страдающим H, свойственны понижение настроения, расстройство сна и аппетита (эти три компонента могут быть выражены в разл степени, но без них H практически не встречаются)Выделяют три оси формы H астенический, истерический и H навязчивых состояний (Все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте)Астенич H (неврастения) возникает в результате острой психич травмы либо хронич травмирующей ситуации (напр, переутомление от многочисленных занятий) Чаще всего встречается в ст шк возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой У детей мл возраста астенич реакции могут появиться на фоне общей соматич слабости, напр после перенесенных инфекций Астенич H, сопровождаясь физич истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемостиИстерич H обычно появляется при психич травме шокового характера Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под разл заболевания параличи, разл припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерич глухота, слепота и т д) Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства Истерич H встречается гл обр у девочек, может появиться уже в раннем возрасте После 16—20 лет встречается реже — наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализиров форм поведенияH навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронич травма-тизации психики, особенно при длительном конфликте морально допустимого и желаемого Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе Его симптомы — навязчивые мысли, страхи, движения и компульсии, от к-рых ребенок страдает и стремится избавиться Одна из форм таких расстройств — детские страхиПсихич травма в дет возрасте может вызвать невротич недержание мочи и кала, невротич заикание и др т и системные H Наиб распространенные системные H — невротич тики Они возникают, как правило, в дошк и мл шк возрасте и наряду с др симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротич моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т п), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психич травме, а также при волнении и тревогеВ зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротич реакцию (длится от неск минут до неск суток), невротич состояние (от неск недель до неск месяцев) и невротич развитие личности, к-рое тянется годами, постепенно деформируя личностьH — социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми Поэтому основа их профилактики — поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение пед такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками Решающая роль при этом принадлежит педагогам, т к их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротич реакции (см Дидак-тогении) либо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психич травмыH в большинстве случаев излечимы Только запущенные случаи невротич развития личности могут переходить в зрелый возраст Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также меди-каментозно (гл обр транквилизаторами) Комплексная терапия H проводится обычно амбулаторно, лишь в нек-рых случаях детей, страдающих H, госпитализируют в дет психоневрологич санатории и больницыH следует отличать от многочисленных неврозоподобных расстройств, вызываемых органич поражением головного мозга, соматогенной астенией и др биол вредностями Чем выше самоконтроль, тем слабее выявляются невро-зоподобные расстройства и сильнее HЛит ЗачепицкийР А, Яковлев а Е К, Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов, Л, 1960, Г а р б у зовВ И, ЗахаровА И, Исаев Д H, Неврозы у детей и их лечение, Л, 1977, Файнберге Г, Предупреждение невро зов у детей, M, 1978, ЗахаровА И, Нев розы у детей и подростков, Л, 1988, Буянов M И, Системные психоневрологич расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов), M 1994M И Буянов..

Значения в других словарях
Небылицын Владимир Дмитриевич

(1930-1972) - отечественный психолог, безвременно погибший в авиационной катастрофе. Воспитанник научной школы дифференциальной психофизиологии Б. М. Теплова, энергично продолживший дело учителя после его кончины. Труды Н. Посвящены проблемам общих свойств н. С. Человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления и др. В последние годы своей короткой жизни Н. Начал развивать проблематику целостной характеристики индивидуальности, что застави..

Начальное Образование

Первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват знаний, обеспечивающих развитие у него познават способностей и социального общения, а также формирование оси навыков уч деятельности Усвоение мл школьниками знаний, умений и навыков осуществляется в процессе уч деятельности под руководством преподавателя, в ходе к-рой у школьников развивается желание и умение учиться, формируются основы теоретич мышления, произвольность поведения, способность к дальнейш..

Неболсин, Небольсин, Александр Григорьевич

[30.4(12.5). 1842, Петербург, — 28.1(10.2).1917, там же], деятель проф. Образования в России. По окончании Александровского лицея (1862) служил в Центр, статистич. К-те, затем в мин-вах. Финансов, нар. Просвещения, торговли и пром-сти. Преподавал в воскресных школах ещё будучи лицеистом, организовал одну из первых нар. Читален.С 1872 чл. Пост, комиссии по техн. Образованию при Русском техническом обществе, с 1874 товарищ председателя, а с 1887 её бессменный председатель. Чл. Уч. Совета Мин-ва на..

Негативизм Детский

(от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям, форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников Понятие «Н » первоначально употреблялось лишь в отношении патологич явлений, возникающих при нек-рых психич заболеваниях В совр психологии и педагогике оно употребляется для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому..

Нейман Лев Владимирович

[6(19) 1 1902, Оренбург, — 4 3 1977, Москва], оториноларинголог, дер мед наук (1961), проф (1963) Окончил мед ф-т 2-го МГУ (1925) В 1941^16 организатор (1941), руководитель (до 1946) спе-циализиров госпиталя для раненых с нарушениями слуха и речи В 1949—62 — в НИИ дефектологии, с 1962 зав кафедрой дефектологии МГЗПИ Труды по проблемам иссл слуховой функции у глухих и слабослышащих и ее использования в пед процессе спец школ, по созданию аудиолого-пед классификации детей с недостатками слухаС о ч..

Дополнительный поиск Небылицын Владимир Дмитриевич Небылицын Владимир Дмитриевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Небылицын Владимир Дмитриевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Небылицын Владимир Дмитриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 29 символа