Норвегия
(Norge), Королевство Норвегия, гос-во в Сев Европе Пл 324 тыс км2 Нас 4,3 млн чел (1994), 97,5% — норвежцы Офиц яз — норвежский Столица — ОслоГрамотность населения Н — 100% В 1993 среди населения в возрасте 16 лет и старше неполное ср образование имели 42,9%, полное среднее — 41,4%, высшее —15,7%Первые кафедральные школы появились (12 в) в Осло, Бергене, Тронхейме Вместе с монастырскими (с 14 в) они оставались немногочисл и слабыми очагами просвещения Большинство норв священников получало образование за границей Эта практика закрепилась в условиях унии Н со Швецией и Данией (с кон 14 в) и еще более — с превращением Н в дат провинцию (1537—1814) В период Реформации (с 1537) монастырские школы были упразднены, появились приходские, создававшиеся по лютеранским церк уставам В городах нек-рые церк общины создали гимназии, появились и цеховые школы Во всех уч заведениях использовался дат язС 20-х гг 18 в предпринимались попытки ввести обязат обучение детей Выполнение указа дат короля Кристиана VI (1739) о создании школ в сел местности столкнулось в Н с реальными трудностями, связанными с особенностями расселения норвежцев (оси тип сел поселения — семейный двор или хутор), нехваткой педагогов (их подготовка началась лишь в сер 18 в в частных школах) и финанс средств Под влиянием просвет идей росло нац самосознание норвежцев В 1811 основан ун-т в Христиании (Осло) Конституция 1814 провозгласила лютеранство офиц религией Религ обучение стало обязательным во всех норв школах Нац движение в Н имело значит влияние и в условиях шведско-норв унии (1814—1905) В 1827 принят общий шк закон, по к-рому наряду со стационарными нач школами стали создаваться передвижные сельские (давая уроки грамоты, учитель переезжал из одной семьи в другую) Законы 1848 и 1860 упорядочили работу гор школ Для гор детей установлено обязат обучение в возрасте 7—13 лет Руководство гор школами отнесено к компетенции муниципального самоуправления(введено после 1827).
В 1869 созданы промежуточные школы (6 лет обучения), на основе курса к-рых стали действовать гимназии (3 года) с классич. Или естест-венно-науч. Профилем. Появились также разл. Дополнительные школы. Значит, отклик в Н. Получили идеи Н. С. Грунд-твига о высших нар. Школах. В сер. 19 в. На основе норв. Диалектов разработана новонорв. Письменность. Язык на её основе постепенно завоевал равные права с гос. И книжным, носившими заметное дат. Влияние.Законом 1889 введено обязат. Обучение детей в возрасте 7—14 лет. Основой системы образования стала народная школа (7 лет обучения). Продолжение образования было возможно (после годичного курса в дополнит, школах) в реальных уч. Заведениях — сельских (2 года) и городских (3 года) или в гимназиях (3—5 лет в зависимости от предшествующей подготовки).
В кон. 19 в. Н. Достигла фактически полной грамотности населения.После провозглашения независимости (1905) языком обучения стал норвежский. Экон. Кризисы 20-х — нач. 30-х гг. Задержали развитие нац. Системы образования. Законы 1935 и 1936 были направлены на её совершенствование на принципах единой школы, взаимодействия гос., муниципальных и частных уч. Заведений. Страна была разделена на уч. Округа во главе с гос. Инспектором. Началось введение уч. Планов, единых для гор. И сел. Начальных школ, увеличилось число профилей обучения в гимназиях. Получили развитие частные дошк. Учреждения. Расширена система подготовки педагогов в гос. Высшей пед. Школе (осн. В 1922).После 2-й мировой войны осн. Внимание пр-ва уделялось развитию системы проф. Образования, в т.
Ч. Высшего, и взаимодействию общеобразоват. (преим. Государственной) и проф. Школы.Современная система образования сформировалась в результате реформ кон. 60—70-х гг. С 1969 обязательным считается обучение в возрасте от 7 до 16 лет. Вместо нар. Школы введена базовая школа с 9-летним курсом обучения. В систему также входят учреждения т. Н. Продолженного образования. Гимназии и др. Ср. Общеобразоват. Школы, проф. И высшие уч. Заведения. С 1974 в систему образования включены дет. Сады (в их программы введены элементы нач. Обучения). Для детей, не посещавших дет. Сады, установлена обязат. Предшкольная подготовка.Управление образованием осуществляется на уровнях. Законодательном (стортинг), гос. Исполнит, власти (Мин-во культов и образования и Мин-во культуры и науки определяют общее содержание и структуру образования), областном (региональные проблемы образования) и муниципальном (организация школ, их гос.
Финансирование и др.). Дет. Сады находятся в ведении Мин-ва по делам потребителей.Практически все уч. Заведения — государственные. 99% учащихся осн. Школы и 96% учащихся ср. Школы посещают гос. Уч. Заведения. Обучение бесплатно. Общее образование. Деятельность осн. Школы (grunnskole) регламентируется законом 1974. В Н. Достигнут полный охват школой этого типа детей соответствующего возраста. Осн. Школа состоит из 2 ступеней. Начальной (1—6-е кл.) и молодёжной (7—9-е кл.). Обязат. Уч. Дисциплины на обеих ступенях. Религия, норв. Язык, математика, англ, язык (с 4-го кл.), история страны, обществоведение, природоведение, музыка, иск-во, физкультура, домашнее х-во. В ст. Классах математика и родной язык изучаются как в базовом, так и в расширенном объёме.
На молодёжной ступени в содержание образования включаются дисциплины по выбору:2-й иностр. Язык и нек-рые уч. Предметы практич. Характера (машинопись, делопроизводство и т. П.). В 9-м кл. Проводятся экзамены по двум предметам, ежегодно определяемым Мин-вом культов и образования. Выпускники осн. Школы, успешно освоившие программы по 2 иностр. Языкам и расширенным курсам родного языка и математики, принимаются на соответствующие отделения полных ср. Уч. Заведений. В 1993/94 уч. Г. Насчитывалось св. 4 тыс. Оси, школ, в к-рых училось св. 711 тыс. Учащихся.В соответствии с законом 1974 общеобразоват. Полные ср. Уч. Заведения -3-летние гимназии, проф. Школы и т. П. Включены в систему т. Н. Продолженного образования, работа к-рого координируется спец.
Советом. В гимназии на 1-м году обучения учащиеся выбирают одну уч. Дисциплину в качестве основной, а также неск. Связанных с ней дополнительных. На 2-м и 3-м году обучение ведётся по трём направлениям. Естеств.-науч., обществ.-науч. И языковому. Число уч. Дисциплин и характер их изучения подлежат определённой регламентации в соответствии с принятыми общегос. Стандартами. Обучение в гимназии завершается сдачей т. Н. Студенческих экзаменов, к-рые дают право поступления в вуз.В профессиональных учебных заведениях, находящихся гл. Обр. В ведении Совета по продолженному образованию, введён (с 1974) 2-летний курс, состоящий из общеобразоват. И спец. Дисциплин. Ряд проф.-тех. Школ имеет годичные отделения для подготовки рабочих массовых профессий.
Уч. Планы этих отделений также включают общеобразоват. Дисциплины. Выпускники проф.-тех. Школ получают проф. Специальности. Желающие могут перейти учиться на 2-й курс гимназии или продолжить обучение в проф. Уч. Заведениях следующей ступени.В системе образования взрослых существуют традиц. Высш. Нар. Школы, основанные в 60-х гг. 19 в. Обучение в них ведётся по ряду предметов как общеобразоват., так и практич. Циклов. Обычный курс обучения рассчитан на 6 мес. Ряд школ имеет летние 2-месячные курсы. Ежегодно в этой системе занимается ок. 20% занятого населения страны.Высшее образование. В 1993/94 уч. Г. В стране было 14 вузов (в т. Ч. 4 ун-та), в к-рых училось св. 59 тыс. Студентов. Крупнейшие из них. Ун-т в Осло (7 ф-тов. Теологии, юрид., мед., гуманитарный, естеств.
Наук, обществ, наук, стоматологич. 22 тыс. Студентов и св. 1,6 тыс. Преподавателей в 1993), Ун-т в Бергене (осн. В 1948. 5 ф-тов. Гуманитарный, естеств. Наук и математики, мед., обществ, наук, стоматологич. Св. 8,4 тыс. Студентов), Ун-т в Тронхейме, организованный в 1968 на базе Высш. Пед. Школы (осн. В 1922), и Высш. Техн. Школа (1900. Имеет ф-ты, отделения и ин-ты. Ок. 8 тыс. Студентов), Ун-т в Тромсе (1968. Состоит из ин-тов, готовящих специалистов по медицине, биологии, математике и физике, филологии, обществ, наукам, рыбному промыслу). Имеются также вузы неуниверситетского профиля (коммерч., пед., с.-х., архитектурный, теологич. И др.).С 1969 в стране создаются региональные высш. Школы (Distrikthgskole), готовящие специалистов по разл.
Профессиям (управление, обработка информации, здравоохранение, социальное обеспечение и т. Д.) с учётом местных потребностей. Правила приёма аналогичны вузовским. В ряде школ ведётся подготовка по программам первых 2 курсов ун-тов. Нек-рые -региональные вузы развернули переподготовку и повышение квалификации специалистов.Педагогическое образование. Воспитатели дошк. Учреждений получают подготовку на 2—3-летних спец. Отделениях высш. Пед. Школ на базе осн. Школы. Учителя нач. Кл. — на 3-летних отделениях высш. Пед. Школ на базе гимназии. Учителя-предметники — в ун-тах и высш. Пед. Школах (учителя 7- 9-х кл. Учатся 4,5—5 лет, учителя гимназии — 6—7 лет. Пед. Практика продолжается в течение полугода). Учителя-предметники преподают, как правило, две дисциплины.
Для получения должности учителя трудового обучения необходимы стаж практич. Деятельности не менее 2 лет на базе проф.-тех. Школы и пед. Подготовка в высш. Школе.Педагогическая наука и периодика. Иссл. В области пед. И психол. Наук ведутся в Ин-те проблем образования (Institute for educational Research), созданном в 1936 при Ун-те в Осло, а также в соответствующей секции Норв. Иссле-доват. Совета в области естеств. И гуманитарных наук, созд. В 1949 (исследования в области психологии, педагогики и проблем образования взрослых).Науч.-пед. Периодика издаётся. В Осло — «Pedagogisk forskning» («Пед. Ежегодник»), «Den Hogre skolen» («Высшая школа»), «Norsk skoleblad» («Норвежская шк. Газета»). В Тронхейме — «Norsk pedagogisk tidskrift» («Норвежский пед.
Журнал»).Лит. S a n d v e n J., Educational research in Norway in the twentienh Century, [Wash., 1963]. Hove O., The System of education in Norway, Oslo, 1968. M у h r e R., Pedagogisk idehistorie fra 1850 til i dag, Oslo, 1976. L a n g s l e t L., Uro i skolen, [Oslo], 1977. Те l h aug A., Pedagogjkk og politikk, Oslo, 1978.Л. Г. Можаева..
Дополнительный поиск Норвегия
На нашем сайте Вы найдете значение "Норвегия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Норвегия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 8 символа