Нурминский Сергей Андреевич
[13(25).9.1839, с. Владимирское, ныне в Горномарийском р-не Республики Марий Эл, — 26.12.1914 (8.1.1915), Казань], деятель нар. Образования, просветитель мар. Народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864). Был смотрителем и учителем в Николаевском духовном уч-ще в Самарской губ. Инспектор (с 1870) и директор (с 1874) нар. Уч-щ Вятской губ. Директор Самарской учительской семинарии (1884—88), Вятской гимназии (1888—1903).Содействовал созданию и расширению сети школ в мар. Селениях, пропагандировал шк. Обучение в выступлениях перед крестьянами. Осн. Внимание уделял небольшим по числу дворов сёлам со смешанными школами, значительно увеличил охват шк. Обучением мар. Девочек. С целью подготовки преподавателей для сёл с мар.
Населением привлекал к обучению в учительских семинариях лучших учащихся-мари. Использовал уездные собрания учителей, на к-рых практиковал показат. Уроки, разборы учебников и методик преподавания. Пропагандировал систему классного обучения К. Д. Ушин-ского. По инициативе Н. В Вятке было создано земское «Уч-ще для распространения с.-х. И техн. Знаний и приготовления учителей» (1872, с 1880 реальное уч-ще).Сыграл значит, роль в формировании методики одновременного обучения грамоте мар. Учащихся на родном и рус. Языках по звуковому методу (в сочетании с письмом). Предложил усовершенствовать мар. Алфавит, совм. С Н. Ивановым разработал «Букварь для нач. Обучения черемисских детей русской грамоте» (1873) с орфографией, приближенной к русской, в к-ром использовал метод, идеи Ушинского.
Общие проблемы развития шк. Дела в регионах с нерусским населением тесно связывал с улучшением экон. Условий быта («Инородческие школы», журн. «Православное обозрение», 1864, т. 14, N° 7—8). В качестве гл. Требований к учителю выдвинул наличие доверия к нему со стороны общины, знание местного языка и культурных традиций. Высказался за первонач. Обучение чтению на родном языке (с использованием рус. Алфавита), создание рус. Грамматик на языках нерусских народов. Предложил включить в число нач. Дисциплин природоведение, преподаваемое в комплексе с анализом местных верований.Выступил инициатором издания в Вятской губ. Книг на мар. Языке. Способствовал становлению мар. Худож. Лит-ры (ист.-этногр. Соч.). Автор статистич. Обзоров, в т. Ч. Кн.
«Грамотность населения Вятской губ. На 1883» (1887), «Нар. Уч-ща в Вятской губ.», в кн. «Столетие Вятской губ. 1780—1880» (т. 2, Вятка, 1881).Лит. История Вятской гимназии за 100 лет ее существования, сост. М. Г. Васильев, Вятка, 1911. Васи и К. К., Коробов С. А., Рейнфельдт Б. К., Из истории развития фил ос. И обществ.-полит, мысли в Марийском крае (доокт. Период), Йошкар-Ола, 1966. Степанов А. Ф., Просветитель С. А. Нурминский, Йошкар-Ола, 19892.А. Ф. Степанов..
Дополнительный поиск Нурминский Сергей Андреевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Нурминский Сергей Андреевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нурминский Сергей Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 27 символа