Обобщение
(лат. Generalisatio), в обучении, мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств усваиваемого материала. О. — одно из осн. Мыслит, действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире. О. Неразрывно связано с процессом абстракции и в обучении позволяет учащимся обнаруживать и выделять в усваиваемых частных знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им нек-рую целостность, что обеспечивает мышлению учащихся определённость, последовательность и дисциплинированность.О. В обучении имеет два вида — эмпирическое и теоретическое. Э м и и р и ч. О. Осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства, обозначаемого особым словом и становящегося содержанием эмпирич.
Понятия. Эмпирич. О. Служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирич. Понятий в науке, характерно для нач. Стадий познания. Формирование у учащихся эмпирич. Понятий считается одной из важных целей обучения и достигается посредством соответствующего расположения материала учебника. На основе эмпирич. О. Учащиеся усваивают путём обнаружения родо-видовых отношений и свойств раз л. Способы классификации предметов и явлений, растений и животных (биология), частей слова и предложений (грамматика), плоских и объёмных фигур (геометрия) и т. Д. Создание и иерархия эмпирич. О. Подчинены задаче опознания единичного предмета как относящегося к определённому месту классификации, что является условием применения нек-рого правила в обращении с этим предметом.
Ориентация на опознават. Признаки рода и вида предметов служит основой применения учащимися разнообразных, усвоенных ими правил действия. Опора на классификацию помогает им включить один и тот же предмет то в узкие, то в более широкие по объёму группы (классы). Знание эмпирич. Общего, будучи результатом сравнения и словесного обозначения, есть нечто абстрактное и отвлечённое. Переход от образов восприятия к эмпирич. Общему (к понятию) — это переход от конкретного и чувственного к абстрактному и мыслимому. Для обеспечения такого перехода в процессе обучения используются разл. Средства наглядности. Одним из наиб, распространённых способов реализации этого вида О. В обучении является применение информационно-рецептивного метода обучения.
Регулярное использование эмпирич. О. В обучении культивирует у человека эмпирич. Мышление.Теоретич. О. Осуществляется путём анализа системы, к-рый состоит в её преобразовании с целью выявления нек-рого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Абстрактность исходного отношения состоит в том, что оно в самом начале анализа лишь в односторонней и неразвитой форме представляет целостную (конкретную) систему. Фиксируя такое отношение в знаково-симво-лич. Виде, учащиеся создают теоретич. О. И, опираясь на него, раскрывают закономерные или существенные связи этого исходного отношения с разл. Частными проявлениями системы, всё более конкретизируя своё знание о ней. При таком движении мысли от абстрактного к конкретному учащиеся мысленно воспроизводят целостность изучаемой ими системы.
Знание теоретич. Общего, будучи результатом аналитич. Преобразования системы, прежде всего обнаруживается в мыслит, способах выделения и удерживания специфики ее исходного отношения в процессе его мысленного «увязывания» с разл. Частными проявлениями системы. Средством обнаружения генетич. Общей основы нек-рой системы служит её реальное или мысленное преобразование. Это средство используется при такой организации обучения, в к-рой учащиеся усваивают знания в процессе решения уч. Задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип правильного подхода ко мн. Др. Однородным задачам (движение мысли «от общего к частному»). Усвоение знаний посредством решения уч. Задач развивает у человека основы его теоретич. Мышления.
Теоретич. О. Присуще образованию понятий, используемых при создании развёрнутых систем знания. Этот вид О. Характерен для достаточно развитого уровня познания.В совр. Концепциях шк. Педагогики и детской психологии принята точка зрения, согласно к-рой в процессе обучения дошкольников и мл. Школьников необходимо ориентироваться на эмпирич. О. Лишь в подростковом и более старшем возрасте знания усваиваются путём их теоретич. О. В 60-—70-х гг. Нек-рые экс-перим. Исследования продемонстрировали возможность реализации теоретич. О. Уже в мл. Классах школы.Лит. Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972. Его же, Проблемы развивающего обучения, М., 1986. М а х м у-т о в М. И., Проблемное обучение, М., 1975. III и м и и а А. Н., Логико-гносеологич.
Основы процесса формирования понятий в обучении, М., 1981. Горский Д. П., Обобщение и познание, М., 1985. В. В. Давыдов..
Дополнительный поиск Обобщение
На нашем сайте Вы найдете значение "Обобщение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обобщение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 9 символа