Образование Взрослых

177

Направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образоват. Потребностей лиц, занятых самостоятельной проф. Деятельностью. С учётом образоват. Интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализиров. Учреждений общего и проф. Образования, культурно-образовательных, досуговых и т. П. Необходимость О. В. Обусловлена динамикой социального и науч.-техн. Прогресса, переменами в содержании и характере труда и обществ, деятельности людей, увеличением свободного времени и, т. О., возможностей его рационального использования.В совр. Рос. Федерации значение О. В. Усиливается происходящей структурной перестройкой экономики, обусловленной этим необходимостью переквалификации и переобучения значит, числа лиц трудоспособного возраста, а также активным включением мн.

Граждан в обществ.-полит, жизнь, начавшимся во 2-й пол. 80-х гг. В условиях демократизации.Исторически зарождение О. В. (18 в.) связано с необходимостью для работающих компенсировать недостаточность полученных до вступления в трудовую деятельность элементарных общеобразо-ват. И начальных проф. Знаний, адаптироваться к менявшимся условиям жизни, повысить уровень культуры. Совр. О. В. В возрастающей степени ориентируется на удовлетворение индивидуальных образоват. Интересов личности. С сер. 20 в. Чаще всего рассматривается как элемент непрерывного образования. В О. В. Преобладает обучение в свободное от работы время. Как повышение квалификации оно осуществляется в рабочее время, с отрывом или без отрыва от работы. Занятия под руководством преподавателей (лекторов, инструкторов) сочетаются с самообразованием.В России предпосылки для развития О.

В. Возникли в 60—70-е гг. 19 в. С открытием воскресных школ, в т. Ч. В С. Петербурге, Москве, Харькове (школа X. Д. Алчевской), Екатеринославе и др. Городах. В кон. 19 в. Появились технические школы. Их создавало Русское техническое общество (осн. В 1866). В работе об-ва принимали участие. E. Н. Андреев, В. П. Вахтеров, Н. А. Рубакин, В. В. Кайданов и др. Известные педагоги. Школы РТО делились на низшие технические, средние технические, ремесленные. В нач. 20 в. В России было ок. 60 техн. Школ. РТО открывало также общеобразоват. И проф. Курсы для рабочих.Повышенный уровень общего образования давали немногочисл. Нар. Университеты. Среди них выделялся созданный в 1908 Шанявского университет. Действовали также нар. Б-ки, читальни и нар. Дома. Охват населения России этими учреждениями не был значительным и заметного влияния на образованность и грамотность населения России они не могли оказать (см.

Также Внешкольное образование).После Окт. Революции 1917 важнейшей задачей О. В. Стала ликвидация неграмотности. Др. Стороной О. В. Стала культ.-просвет, работа. Для её организации в городах создавались профи л иров. Учреждения. Рабочие клубы, б-ки, нар. Театры и т. П., на селе — изба-читальня (разновидности её — красная юрта, красная яранга и т. П. Передвижные культурно-образоват. Пункты). В адм. Центрах предполагались комплексные клубные учреждения — нар. Дома (охватывали б-ку, школу взрослых, само-деят. Творческие коллективы и др.). В полном объеме эти планы не были реализованы гл. Обр. Из-за материальных трудностей.В сов. Пед. Теории 20—30-х гг. О. В. По установившейся ещё до революции традиции трактовалось как часть внешк. Образования. Постепенно это название было вытеснено др.

Терминами. «полит.-просвет. Работа», а позже «культ.-просвет, работа», к-рые точнее отражали её содержание и направленность. В 1919 на 1-м Всерос. Съезде по внешк. Образованию были одобрены единые принципы просветит, работы среди взрослых. Поддержка и содействие свободному проявлению творческой самодеятельности масс, общедоступность учреждений культуры, ведение занятий на родном языке. О. В. Занимались также профсоюзные, комсомольские, пролеткультовские и др. Обществ. Орг-ции. В Наркомпросе РСФСР и в местных органах нар. Образования были созданы специальные, т. Н. Внешкольные, отделы для руководства О. В. (см. Главполитпросвет). Подобные подразделения сформировались и в органах управления образованием др. Союзных республик.В 20-х гг.

Сеть собственно школ взрослых объединяла в свою очередь школы грамоты, школы политграмоты и вечерние школы взрослых повышенного типа. Перед школами ставилась задача подготовить слушателей к дальнейшему самообразованию и поступлению в уч. Заведения. В вечернюю школу взрослых повышенного типа принимались лица, достигшие 17 лет, умевшие бегло читать, писать, знающие арифметику в объёме общеобразоват. Школы 1 ступени (срок обучения был 2 или 3 года). Кроме общеобразовательных преподавались спец. Предметы, определявшиеся индустриальным или с.-х. Уклоном школы. Такое содержание образования имело целью помочь учащимся в осмыслении своего труда. Уч. Планы и программы всех типов школ взрослых обеспечивали преемственность между ними.

Выпускники 2-летних школ повышенного типа имели такие же права, как и выпускники 7-летних, а окончившие 3-летние школы взрослых повышенного типа имели право после сдачи вступит, экзаменов — поступать в высш. Уч. Заведения.По мере повышения уровня грамотности населения школы грамоты преобразовывались в школы 1 ступени, школы 1 ступени — в школы повышенного типа.До сер. 20-х гг. Общее среднее О. В. Осуществлялось также через рабфаки (3—4 г. Обучения). В сер. 20-х гг. Выпускники рабфаков и вечерних школ взрослых повышенного типа составляли значит, часть всех студентов сов. Вузов.С сер. 20-х гг. Возникли формы О. В., призванные обеспечить разл. Образоват. Запросы и возможности учёбы. Среди них — рабочие ун-ты (с 1925), рабочие и крестьянские курсы (с 1926).

В 1930 осуществлена реорганизация т. Н. Рабочего образования. Созданы комбинаты рабочего образования, объединившие вводные и т. Н. Производств.-поли-техн. Курсы и рабочие техн. Школы (общее образование в объёме 7 классов и техн. Подготовка). Рабочие ун-ты были преобразованы в техникумы. В сел. Местности организовывались комбинаты сов-хозно-колх. Образования. В связи с возраставшей потребностью в специалистах и квалифициров. Рабочих и трудностями решения проблем О. В. В сложившейся сети уч. Заведений в нач. 30-х гг. Расширялись масштабы заочного обучения.В 1936 проведена унификация вечерних школ взрослых и определены 2 типа этих школ — неполная ср. Школа взрослых (на базе нач. Школы. Срок обучения 3 г.) и полная ср. Школа взрослых (на базе 7-летней школы.

3 г.). Уч. План школ был рассчитан на занятия без отрыва от работы в течение 9 мес по 18 ч в неделю в городах и 6,5 мес по 30 ч в неделю в сел. Местности. К кон. 30-х гг. Вечерние и заочные школы стали осн. Формой общего О. В. Рабфаки в 1940 ликвидированы. Для руководства школами взрослых созданы спец. Управления образования взрослых в наркомпросах и отделы в местных органах нар. Образования. В 1930—41 Наркомпрос РСФСР выпускал журн. «Школа взрослых» (название изменялось). Издавались также учебники и метод, руководства для учащихся и учителей. По мере распространения всеобщего обучения учреждения О. В. В возрастающей степени интегрировались в единой системе образования страны. См. Также Вечерние школы, Вечернее обучение, Заочное обучение.Культурно-образоват.

Функции выполняли также создававшиеся с 1930 Дома культуры (городские, сельские, районные), основой к-рых была самодеятельность населения. Усилившаяся в 30-х гг. Регламентация обществ, жизни ограничивала в работе этих учреждений возможности самодеят. Начал и постепенно ликвидировала их. С кон. 30-х гг. В системе О. В. Усилилась политизированная парт, пропаганда [массовое изучение «Краткого курса» истории ВКП(б) и т. П.].В 1945 система учреждений О. В. Была переориентирована на науч.-просвет, и культурно-воспитат. Задачи. С этой целью было организовано (1947) Всес. Об-во по распространению полит, и науч. Знаний (с 1962 об-во «Знание»). В 50-х гг. Реорганизована система клубных учреждений, в работе к-рых осн. Место заняли лекции в массовой аудитории, занятия в коллективах худож.

Самодеятельности, в кружках по интересам (см. Досуг). Возникли многочисл. Народные университеты. Из общей системы клубных учреждений выделились дет. Внешк. Учреждения (см. Внешкольная работа), б-ки и др. Более широкое, чем в 30-х гг., распространение получило повышение квалификации работников (ранее система-тич. Повышением квалификации были охвачены только работники просвещения и здравоохранения — в ин-тах усовершенствования учителей и врачей). В 50-х гг. Развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям, а также целевого назначения. В кон. 60-х гг. Начала разворачиваться сеть специализиров. Отраслевых и межотраслевых ин-тов повышения квалификации специалистов (ИПК), ф-тов (ФПК) или соответствующих отделений при вузах, курсов при предприятиях, учреждениях и уч.

Заведениях. См. Также Повышение квалификации.К нач. 80-х гг. Культ.-просвет. Работа в трудах нек-рых теоретиков стала переосмысливаться как специфич. Вид досуго-вой деятельности, как педагогически организованная самодеятельность взрослых в условиях свободного времени и неформального общения, направленная на развитие личности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. Значит, роль в О. В. Играют добровольные науч. И проф. Обществ, орг-ции.ВО. В. Зарубежных стран гл. Роль играют вузы, средние и проф. Уч. Заведения, курсы, нар. Ун-ты и центры образования, нац. Культурные центры и т. П., в к-рых люди, имеющие неполное среднее или ср. Образование, могут повысить в желаемом направлении уровень своей общеобразоват. Или общекультурной подготовки, приобрести новую специальность или повысить проф.

Квалификацию. Эти учреждения оказывают помощь в подготовке к сдаче экзаменов за курс ср. Школы или к приёмным экзаменам в ср. Проф. И высшие уч. Заведения. Обучающиеся занимаются, как правило, в свободное от работы время (part-time education) или заочно. Имеются краткосрочные курсы, гл. Обр. Для сел. Жителей, интернатного типа, с отрывом от работы (full-time education). Все эти учреждения не дают своим выпускникам формальных прав. В большинстве случаев они находятся в ведении муниципальных органов или профсоюзных, религиозных, раз л. Обществ, и частных орг-ций. В ряде стран имеются также классы для взрослых в ср. Общеобразоват. И проф. Школах и в вузах, где обучающиеся (в свободное от работы время или заочно) могут получить документ о ср.

Или высш. Образовании. Значит, масштабы при помощи телевидения приобрело т. Н. Образование для досуга.Во мн. Странах Азии, Африки и Лат. Америки осн. Роль в О. В. Играют курсы и школы грамоты. Часто обучение грамоте сочетается в них с практич. Обучением для получения специальности. В нек-рых странах по мере ликвидации неграмотности и малограмотности создаётся сеть гос. Нач. Школ для взрослых, а также техн. Школ. В нек-рых ср. Уч. Заведениях и колледжах имеются классы для взрослых, где, обучаясь в свободное от работы время, можно получить неполное среднее или ср. Образование. Этим странам оказывает помощь ЮНЕСКО.Педагогика взрослых — отрасль пед. Науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в раз л.

Организац. Формах, в к-рых осуществляется целенаправленная пед. Деятельность. Во мн. Заруб, странах педагогику взрослых называют андрагогикой.К сфере педагогики взрослых относится прежде всего деятельность гос. И обществ, учреждений, специально предназначенных для О. В. (вечерние школы, ср. Спец. И высшие уч. Заведения, учреждения системы повышения квалификации, нар. Ун-ты, курсы). К сфере педагогики взрослых относится также деятельность учреждений, ведущих работу по распространению полит., науч. И худож. Знаний. Важной пед. Задачей остаётся разработка принципов выбора лит-ры для самообразования, рациональных методов и приёмов самообразования и его эффективной организации.Теоретич. Положения и практич. Рекомендации, разрабатываемые педагогикой взрослых, используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и др.

Учреждений. Отд. Стороны их деятельности могут быть сферой исследований и педагогики взрослых. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в её пределах прежде всего проблем общего и дополнит, образования взрослых, досуга и нек-рых др.Исследования по этой проблематике ведут учреждения разл. Профиля. Пед., социологич., психол., мед., культуры и др. В Рос. Федерации ведущее науч. Учреждение по О. В. — НИИ образования взрослых РАО (С.-Петербург).А. В. Дорийский..

Значения в других словарях
Ободовский Александр Григорьевич

[23.3(3.4). 1796, Галич, ныне Костромской обл., — 17(29).6.1852, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. Образования. По окончании в Петербурге гимназии поступил в Медико-хирургич. Академию, вскоре перевёлся в Гл. Пед. Ин-т. В 1816 вместе с др. Выпускниками ин-та Ф. Буссе, К. Свенске, М. Тимаевым был командирован в Европу для изучения разл. Систем нач. Образования. Познакомился с Белл-Ланкастерской системой взаимного обучения в Англии, деятельностью И. Г. Песталоцци в Швейцарии, с постановк..

Образование

Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.В О. Объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. Ролей. В О. Индивид осваивает систематизированную совокупность нравств. И культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.О. В соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общезначимо..

Образцов Сергей Владимирович

[22.6(5.7). 1901, Москва, — 8.5.1992, там же], артист, режиссёр, педагог, обществ, деятель. Нар. Арт. СССР (1954). Герой Соц. Труда (1971). Род. В семье учёного и деятеля высшей школы акад. В. Н. Образцова. Учился во Вхутемасе (1918- 1926). С 1923 артист Муз. Студии МХАТа (с 1926 Муз. Театр им. В. И. Немировича-Данченко), в 1930—36 — МХАТа—2. С нач. 20-х гг. Выступал в концертах. Создал жанр «Романсы с куклами». Стал популярным артистом эстрады. В 1931 организовал и возглавил в Москве кукольный ..

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. Как способность усвоения любого материала и спец. О. Как способность усвоения отд. Видов уч. Материала (разделов курсов наук, видов иск— в и практич. Деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одарённости индивида. В основе О. — уровень развития познават. Процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотива-ционно..

Дополнительный поиск Образование Взрослых Образование Взрослых

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Образование Взрослых" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Образование Взрослых, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 20 символа