Обучение
Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе к-рой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.Понятие «О.» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. Ещё шире, говоря, напр., о самообучающихся системах.В ходе социального развития О. Становится отдельным, специфич. Видом обществ, деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.Возможно выделение разных аспектов понятия «О.». На общепед. Уровне О. Рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к совокупности обществ, отношений, в результате к-рой он формируется как личность. В дидактике О. Предстаёт в единстве преподавания как деятельности обучающих и учения как деятельности обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования (см.
Образование). Методика преподавания рассматривает О. Как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного уч. Предмета. В психологии О. Выступает как совокупность взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате к-рых происходит обогащение интеллекта учащегося, его психич. Развитие.Гл. Составляющие процесса О. — преподавание и учение. В их единстве заключается осн. Сущностная дидактич. Характеристика О. В элементарной форме отношение «преподавание — учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в программах О. Ученик в системе дидактич. Отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения.
В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является уч. Материал, к-рый учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по усвоению уч. Материала планируется, организуется, направляется. Во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит учителю. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.Субъектно-субъектное отношение, характерное для личностно ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется.Отношение «преподавание — учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде О. Представлена в виде письм.
Заданий, учебников и др. Материалов.В условиях непрерывного образования, когда важнейшей задачей школы становится подготовка её воспитанников к самообразованию, по мере того как прямое пед. Воздействие заменяется опосредованным руководством, учение всё более принимает форму самостоят, познават. Деятельности. Вместе со снижением удельного веса непосредств. Преподавания в О. Дидактич. Отношение «преподавание — учение» становится всё более опосредованным, пока полностью не перейдёт в отношение познавательное.Главные и определяющие источники пед. Деятельности — текущие и перспективные потребности общества, его требования к личности. Эти требования получают воплощение в педагогически проработанном содержании образования, к-рое в отеч.
Пед. Традиции рассматривается в единстве с деятельностью, направленной на развитие личности. См. Развивающее обучение.Содержательная и процессуальная стороны О. Находятся в единстве и влияют друг на друга. В действительности содержание образования существует лишь в процессе О, однако оно может быть представлено в идеализиров виде в абстрактных теоретич построениях или в уч материалах Объем и структура таких материалов должны соответствовать закономерностям и принципам О, условиям, в к-рых оно протекает, возможностям и особенностям формирующейся личности учащихсяЕдинство образовательной, воспитывающей и развивающей функций О выступает как принцип пед деятельности, нужны спец усилия педагогов, чтобы его обеспечить Деятельность О должна быть спроектирована и осуществлена так, чтобы и содержательная, и процессуальная ее стороны, реализуемые в преподавании и учении, выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, гос-ва.В состав содержания образования кроме традиционно предусмотренных знаний, умений и навыков включаются также и элементы, отражающие опыт творческой деятельности и опыт личностного отношения к системе обществ ценностей Все эти элементы передаются учащимся в процессе О Передавая опыт эмоционально-ценностного отношения, педагог реализует воспитывающую функцию О В ходе О можно целенаправленно формировать определенные качства личности, напр путем включения в О материала, вызывающего у учащихся затруднения, преодоление к-рых способствует становлению их характера Однако применения только методов обучения недостаточно для формирования поведения в реальных жизненных ситуациях Если отношение «преподавание — учение» опосредовано через множество заранее запланированных, в известной мере, искусственных уч ситуаций, то воспитат отношение — реальное, жизненное Спец воспит работа нужна потому, что путем О передаются не сама определенная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, общие принципы, нормы См также Воспитывающее обучениеСуществуют разл системы организации О индивидуальное О, классно-урочная система, лекционно-семинар-ская система, предметно-курсовая система обучения, курсовая система обучения и др Каждая из них использует характерные организац формы, способствует созданию специфич условий О, воспитания и развития учащихсяЛит Лингарт И Процесс и струк тура человеческого учения M 1970, Крае некий В В Проблемы науч обо снования обучения (методол анализ) M 1977 Дидактика ср школы подред M H Скаткина, M, 19822, Теоретич основы процесса обучения в сов школе, M, 1989 В В Краевский.
Дополнительный поиск Обучение
На нашем сайте Вы найдете значение "Обучение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обучение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 8 символа