Обучение Грамоте

210

Обучение чтению и письму Выбор способа О г. Определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О г. Опирается на знания о простейших элементах речи — звуках и их обозначении буквами Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т с писать, и воссоздавать по буквам звуки речи, т с читатьПроизношение каждого из осн., звуков определяется условиями его сочетания с другими Правильное чтение отражает свойства нормальной устной речи, что обусловливает понимание читаемого слова, текста Единицей произношения и чтения может быть только слог (сочетание звуков), чтение по буквам искажает звуковую форму слов Поэтому чтение происходит с учетом норм сочетания звуков речи Письмо как процесс требует точного звукового анализа слов и знания графич и орфографич норм обозначения звуков данного языкаО г.

Строится как процесс сознат усвоения произношения в словах оси звуков родного языка и обозначения их буквами, опирается на восприятие состава и последовательности звуков слов (звуковой анализ) и воссоздание звуковой структуры слов по графич знакам (звуковой синтез) В методике О г. Соотношение звукового анализа и синтеза не сводится к разложению слов на звуки и соединению тех же звуков (названий звуков) в слова Звуковой синтез требует особых приемов, ведущих к осознанию учащимися звукового состава прямого слога и сущности слитного произношения согласного и гласного в прямом слогеИсторически способы О г. Сводятся к четырем основным буквослагательно-му, слоговому, разновидностям звукового и «методу целых слов» Наиб ранний, буквослагательный, способ О г.

Известен со времен Др Греции и Др Рима, в России он применялся в 16 — сер 19 вв В основе этого способа обучения лежало выделение единицы членения текста — буквы, но представление о звуковом составе слов оставалось упрощенным буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков Поэтому при О г. Главным было заучивание букв, составление из них слогов, слоги заучивались, и учащиеся читали слова сначала «по складам», потом «по верхам» (без называния букв) и, наконец, по заученным слогам Не понимая, как из «складов» получаются слова, учащиеся заучивали их наизусть К письму приступали после освоения «складов», начиная снова с письма букв, потом слов и фраз Таким способом О г.

Могло длиться годами Рус педагоги вносили в О г. Изменения до 18 в слоги давались гл обр по алфавиту, в эпоху Петра I был введен гражд шрифт и упрощены названия букв, в буквари вводились картинки и слова на каждую букву, что позволяло как-то связывать буквы со звукамиБуквослагательный способ приводил к побуквенному чтению, в связи с чем в методике О г. Был выделен слоговой способ запомнив все или неск букв, переходили сразу к заучиванию слогов и к чтению слов из них (без складывания из букв) Этот способ требовал механич заучивания многочисл слогов всех типов Наилучший вариант способа, разработанный Г Кремлевым (1854), основывался на заучивании группы гласных, с к-рыми потом последовательно сочетался каждый согласный, такой принцип «подобия» подводил к обобщению звуков, включая элементы звукового анализа, но главным оставалось запоминание слогов В совр школе при О г.

Применяется чтение слогов по подобию, слоговые таблицы служат для закрепления результатов звукового анализа и формирования слогового чтения Буквослагательный и слоговой способы рассматриваются как синтетические (от букв и слогов к составлению слов, т с от части к целому)В 40-х гг 19 в в России появился звуковой аналитич способ О г. (впервые разработан в 30-х гг франц педагогом Ж Жакото), распространявшийся В А Золотовым и Ф Д Студит-ским В рус школе он не привился «Метод целых слов» возник в нач 20 в в США и связан с особенностями англ языка (в к-ром до 80% односложных слов, существительные не склоняются и др) Метод требует зрительного запоминания большого кол-ва слов и их графич изображения без расчленения на звуки и буквы После двухмесячного накопления слов начинается их звуковой анализ, что и сближает этот способ со звуковым аналитическим (в последнем случае О г.

Начинается со звукового анализа целых слов) В России этот способ О г. Применялся в 1918—31 при комплексной системе обучения В чистом виде «метод целых слов» в рус школах не использовался, хотя и был выпущен ряд букварей, построенных по этому «методу» Опыт показал, что для рус языка он непригоден в письме учащихся стали обычными пропуски букв и слогов, в чтении — ошибки угадывания, снизилась грамотность, механич заучивание слов до чтения привело к удлинению сроков О гАвтором звукового способа О г. Был нем педагог Г Стефани (нач 19 в), определивший понятия «звук», «буква», «название буквы», он применял прием «звукосочетания» — протяжное произношение согласных и соединение их с гласными Аналогичный способ в России был распространен H А Корфом, он ввел также письмо по слуху и ряд упражнений в звуковом анализе, но в способе О г.

Преобладал синтез Звуковой способ способствовал сокращению срока О г. До 4 мес, а по мере его совершенствования — до 3—2,5 мес Этот способ применялся десятки лет, но недостаточные в то время знания о звуках приводили на практике к звукосложению, т с превращали его в буквослагательный способПереходным к звуковому считается способ Л H Толстого, отрицавшего искусств произношение отд звуков, но применявшего выделение звуков на слух и соединение их в слоги Одновременное обучение письму и чтению сближает этот способ О. Г. С аналитико-синтетич. Звуковым.Создателями наиб. Рациональных вариантов звукового аналитико-синтетич. Способа были. В Зап. Европе — Ф. Дистервег, К. Фогель и др. В России — К. Д. Ушинский, к-рый исходил из задачи всестороннего развития ребёнка и свой метод «письмо — чтение» разработал как анализ живой речи.

Его «Родное слово» и руководство к нему (1864) рекомендовали начинать О. Г. С различения гласных и согласных в словах и их обозначения буквами. Выделенные первые 3 согласные сопоставляются в разл. Словах, затем по порядку изучаются 8 гласных, выделенных из односложных слов. К двусложным и многосложным словам переходили с разделением слов на слоги, в к-рых учащиеся определяли гласные. Согласные выделялись из простых слов, включавших известные детям гласные. К чтению всегда переходили на основе звукового анализа слов и их записи. Письмо-анализ предпосылалось чтению-синтезу. Это определяло построение урока. Широко применялось сопоставление звуков и их сочетаний в словах.Последователи Ушинского — В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д.

И. Тихомиров, В. П. Вахтеров, В. А. Флёров — обогатили и преобразовали его метод, ввели новые приёмы, изменили порядок изучения звуков. Вахтеров и Флёров положили в основу О. Г. Вместо письма составление слов из разрезной азбуки, особое внимание уделили мягким сочетаниям и стечению согласных, изменили этапы и типовой урок О. Г. Они разошлись в вопросе о слиянии звуков (Флёров отрицал его, заменив чтением «по подобию»).Разновидностью метода «письмо — чтение» является метод «живых звуков», разработанный И. Н. Шапошниковым (1923). О. Г., по Шапошникову, проводилось без букваря, исходное его положение — «только тот читает, кто различает звуки речи» — имело важное значение для методики О. Г. С точки зрения интересов обучения рус.

Языку в целом.В школе Рос. Федерации используются следующие приёмы звукового аналитико-синтетич. Способа обучения рус. Грамоте, первоначально предложенные Ушинским. Нахождение заданного звука в словах. Подбор слов на заданные звуки. Расчленение слов на слоги и звуки. Составление слов из слогов и звуков (букв). Замена и перестановка звуков в односложных словах. Наращивание звуков в начале или конце слов и др. Вопрос о слиянии звуков не возникал в методе Ушинского, потому что звуковой анализ слов с последующим слого- и словоизменением — важнейший способ формирования «действия слогового чтения».С 1936 О. Г. Велось по рус. Букварям А. В. Янковской-Байдиной, А. И. Есипо-вой-Воскресенской, С. П. Редозубова, Н. А. Костина. Под руководством Редозубова был обобщён позитивный опыт исторически сложившихся методов О.

Г. С учётом данных науки о языке (И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Богородиц-кии, Л. В. Щерба и др.), изменены способы изучения звуков речи, особенно мягких согласных, упорядочено введение в процесс чтения слогов и слов усложняющейся структуры (по этапам). В 1966 в школах стал применяться букварь, составленный под руководством Л. К. Назаровой и Н. В. Архангельской. Методика, организация и способы обучения по этому букварю совершенствовались за счёт тщательного учёта разной подготовленности учащихся к овладению чтением. Такой подход к О. Г. Пропагандировался с 1964 и подкрепился изданием «Спутника букваря» (Назарова, 19722- 19806). На развитие способов О. Г. В Рос. Федерации повлияли работы Д. Б. Эль-конина, давшего определение «фонематического слуха», чтения, соотношения звукового анализа и чтения (синтеза).

В О. Г. Был выделен спец. Подготовит, период, служащий для ознакомления учащихся со звуковой и слоговой структурой слов до изучения букв и перехода к чтению. Эта система отразилась на содержании уч. Пособий.Система и способы О. Г., разработанные авторами рус. Букваря (изд. С 1982. Наиб, массовый в школах с обучением на рус. Языке в нач. 90-х гг.) В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько, имеют ряд отличит, особенностей. В подготовит, (безбукварный) период вводятся схемы-модели звуковой и слоговой структур слов с учётом связанности звуков в слове. Обучение звуковому и слоговому анализу слов продолжается в основной (или букварный) период О. Г., когда вводятся обозначения звуков буквами. Звуки и буквы вводятся по принципу их частотности в словах рус.

Языка (за исключением ' группы осн. Гласных). Применяется звуко-слоговой аналитико-синтетич. Способ О. Г., так как за основу чтения берётся открытый слог, слово произносительно разделяется на звуки и слоги (анализ) и первоначально прочитывается тем же способом. Однако в процессе обучения происходит объединение групп звуков в слоге и слове на основе опоры на гласные и слоеное ударение. Авторами разработан ряд зрительных ориентиров, помогающих детям правильно прочитывать слова разной звуко-слоговой структуры. Наиб, совершенные способы обучения чтению прямого слога разработаны Д. С. Фоминым (1985) и введены в практику Л. К. Назаровой («Таблицы по обучению грамоте», 1987. «Родничок», 1994).Основной (букварный) период О. Г.

Включает четыре последоват. Ступени. На первой дети учатся читать сообщёнными им приёмами, ориентируясь на гласные и на слияния звуков в словах. Читать по слогам и в целом слова в простых текстах. Гл. Внимание уделяется прочитыванию слов по слогам и с ударением.На той же первой ступени дети продолжают учиться анализировать слого-звуковой состав слов с применением схем-моделей, рассказывать по картинкам и их сериям, составлять предложения и выполнять разные упражнения по составлению слов из слогов (часто в игровой форме), учатся писать первые слоги и слова.На второй ступени учащиеся получают возможность читать предложения и короткие тексты, включающие как пове-ствоват., так и вопросит, предложения. Учатся классифицировать гласные и согласные звуки.

Объём текстов возрастает, и дети учатся выборочному чтению, разбору текста по вопросам, пересказу прочитанного, чтению текста про себя, связному чтению перед классом. В уроки письма (кроме списывания) включаются разного рода диктанты, письмо по памяти.На третьей ступени возрастает объём читаемых текстов и их кол-во для чтения на уроке. Более широко вводится чтение по дидактич. Материалам. Хорошо читающим и быстро продвигающимся в чтении учащимся предлагаются тексты из «Спутника букваря» или др. Книг такого же типа. Происходит интенсивное развитие связной речи учащихся. В уроки письма включаются творческие работы (дописывание незаконченных предложений и т. П.).На четвёртой ступени осн. Виды работы на уроке основываются на содержании текстов букваря и др.

Заканчивается процесс противопоставления твёрдых и мягких согласных звуков, изучаются шипящие, осваивается чтение и написание сочетаний с ними. Всё большее место занимает самостоят, чтение текстов для подготовки выразит, чтения их перед классом. В уроки письма систематически вводятся наблюдения над графикой и орфографией. Этому способствуют слуховые диктанты, письмо по памяти, письмо с заданиями. Работа на занятиях О. Г. Индивидуализируется.В О. Г. Применяется комплекс уч. Пособий, позволяющих учитывать разл. Подготовленность учащихся к обучению. Букварь, таблицы, классная и индивидуальная разрезная азбука, картинки для развития речи учащихся и др. Учёт разной подготовленности учеников при О. Г. Требует условного разделения учителем класса на группы.

Хорошо читающих, читающих по буквам, нечитающих. Группы не остаются постоянными, возможно повышение трудности заданий для каждой группы учащихся и для отд. Детей.Объединённый общей тематикой урока материал для чтения, с к-рым учащиеся разных групп работают самостоятельно, в определённые моменты урока включается в коллективную деятельность класса. На этой основе происходит обогащение и развитие представлений о предметах, фактах, событиях, полученных учащимися из текстов букваря или таблиц и иллюстраций. На нач. Этапе О. Г. Детей 6 лет решающее значение приобретает дидактическая игра.Совр. Методика и организация О. Г. Комплексны. На материале букваря и системы средств обучения происходит нравств. И эстетич. Воспитание и развитие учащихся.Лит.

Афанасьев П. О., Хрестоматия по истории методов преподавания рус. Языка в нач. Школе, М., 1941. К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении фа-моте, [сост. С. П. Редозубов], М., 1941. Редозубов С. П., Методика обучения чтению и письму в нач. Школе, М., 1961. Назарова Л. К., Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся, М., 1965. Эльконин Д. Б., Как учить детей читать, М., 1976. Горецкий В. Г., КирюшкинВ. А., Шанько А. Ф., Метод, руководство к букварю, М., 1982. ВашуленкоН. С., Назарова Л. К., Скрипченко Н. Ф., Букварь. Для подготовит, классов общеобразоват. Школ, К., 19832. Назарова Л., ФонинД., Обучение чтению прямого слога, НШ, 1985, № 6. Назарова Л. К., Развитие методики рус. Грамоты в сов. Школе за 70 лет, НШ, 1987, J * 11.

Л. К. Назарова..

Значения в других словарях
Обучающие Машины

Техн. Средства, с помощью к-рых по специально разработанной программе (обучающей или контролирующей) осуществляются операции обучения и самообучения. Термин «О. М.» носит условный характер, т. К. О. М. Не субъект обучения, но благодаря его лаконичности и в силу традиции нашёл широкое распространение. В отличие от технических средств обучения, выполняющих отд. Операции, относимые к той или иной дидактич. Функции (напр., диапроектор, предоставляющий учащимся визуальную информацию), О. М. Реализует..

Обучение

Совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе к-рой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.Понятие «О.» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундаментальных свойств всех живых систем. Кибернетика понимает О. Ещё шире, говоря, напр., о самообучающихся системах.В ходе социального развития О. Становится отдельным, специфич. Видом обществ, деятельности, превращается в средство передачи социального опыта.Возможно выделение разных аспектов по..

Общее Образование

Совокупность общезначимых нравств. И культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общеобразоват. Знания служат основой науч. Миропонимания. Овладение ими содействует развитию позна-ват. Способностей и возможностей. Они являются фундаментом политехн. И проф. Образования. Основы О. О. Закладываются в общеобразоват. Уч. Заведениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразоват. Дисциплин в проф. И в..

Общение

Взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми обществ.-ист. Опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение О., как это видно на примерах психич. Депривации, существенно замедляют и..

Дополнительный поиск Обучение Грамоте Обучение Грамоте

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обучение Грамоте" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обучение Грамоте, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 16 символа