Объяснение

198

Дидактич. Процедура раскрытия существ. СвоДств изучаемого объекта, его внутр. Структуры и связей с др. Объектами. Приём обучения. О. Опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта.Одни и те же свойства и связи изучаемого объекта могут быть объяснены логически разными (одинаково верными) путями. Эффективность О. Зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности — способность использовать объясняемые свойства и связи (отношения) для решения новых задач (в т. Ч. Практических) для получения новых знаний. Такая способность возникает лишь при достаточно полном и отчётливом понимании О.Понять О.

— значит воспроизвести в сознании (в речи, на практике) толкуемую объясняющим ситуацию, проделать те познават. Операции (сравнение, анализ, моделирование и т. П.), без к-рых О. Не существует. Важно при этом, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции и именно в данной последовательности. Чтобы воспроизведение (словесное и практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практич. Формой. Понять О. — значит также пережить его эмоционально. Безразличие к О. — один из показателей непонимания, отсутствия у учащегося потребности в О. С чувствами, эмоциями, к-рые вызывает О., связан его воспитывающий эффект. Понимание О., проникновение в сущность изучаемых явлений не единовременный акт, а диалектически развивающийся процесс.Разные уровни понимания отличаются широтой переноса О.

В новые (для учащихся) уч. Ситуации. О. Может исходить из фактов и приходить к обобщениям (законам, нормам, принципам) — индуктивное О., а может, напротив, на основе обобщения выявлять сущность фактов, чувственных данных — дедуктивное О. Чисто индуктивное или дедуктивное О. Встречается редко, обычно эти виды О. Сочетаются. Вопрос о пед. Преимуществах тех и других в пед. Теории не прояснён окончательно. По-видимому, на нач. Этапе обучения индукция плодотворнее.Различают также аналитич. И синте-тич. Пути О. При первом исходят из того, к чему требуется прийти в процессе О., при втором — из описания ситуации. Чаще всего встречается сочетание этих путей. В совр. Дидактике подчёркиваются преимущества т. Н. Анализа через синтез (С. Л. Рубинштейн), т.е.

Анализа ситуации с точки зрения того, к чему необходимо прийти.Для педагогики важно различие между О.-разъяснениями (разъясняется смысл данного выражения, действия) и О.-обоснованиями (даётся логич. Обоснование нек-рого положения). Последние наиб, трудны для учащихся и требуют серьёзной дидактич. Обработки.Для О. Характерна последовательность умозаключений. Этим О. Отличается от описания, к-рое может быть высказыванием или множеством высказываний, не связанных следованием типа «если..., то...». Логич. Строгость рассуждения при О. Может быть различной — в зависимости от познават. Возможностей учащихся, задач О. (т.е. От требований к его применению). Определение уровня строгости О. — самостоят, проблема дидактики и методик Необходимы и неизбежны компромиссы между строгостью и доступностью О, важна их мера, к-рая пока в немногих случаях может быть указана достаточно определенно Учителю ее предлагают программные требования, авторы программ и учебников ориентируются на потребности жизни, опыт, интуициюАктивность учащихся при О проявляется в том, что О предстает перед ними как нек-рая задача (в широком смысле слова), к-рую важно и интересно решить Решение (или, во всяком случае, соучастие в решении) — творческий акт, требующий эвристич подхода В его основе — познание многогранности, много-связности объекта и поиск в них новой информации через рассмотрение объекта с раз л сторон, с разных точек зрения Этот мысленный разбор объекта, попытки увидеть в нем новое, прежде не попадавшее в поле зрения, отказ от инерции мышления — трудное для учащихся (не только детей) дело, требующее разумной, тщательно дозированной помощи со стороны объясняющегоПоиск новой информации внешне проявляется как последовательность переформулирования условий познават задачи Важно, чтобы полнота этой последовательности (полнота О) была достаточной Препятствуют пониманию О пропуск необходимых логич переходов, а также перегрузка излишними подробностями, недостаточная обозримость О должно включать не более 3—10 шагов (ступеней, этапов), полезно сообщение учителем или самостоят составление учащимися (при ответе) плана О Одна из осн обязанностей объясняющего — целесообразное укрупнение, объединение элементов рассуждения, их четкое вычленение Пониманию и запоминанию О способствует представление его в форме компактной быстро схватываемой зрением логич схемы (напр, опорные сигналы В Ф Шаталова) Понимание О всегда происходит сначала в самых общих чертах и лишь постепенно обрастает подробностями, конкретизируется Недопустимы попытки сразу дать достаточно полное и подробное О, перескочить через огрубленное (в той или иной мере) представление В то же время огрубление не должно вести к вульгаризации, к существ искажению истины Стремлением учителя сэкономить время за счет преждевременной полноты О может привести учащихся к потере уверенности в себе, в своей возможности понять ОНаиб эффективный способ формирования интереса к О — проблемный подход, в основе к-рого вскрытие противоречия между О и тем интеллектуальным содержанием, к-рое должно служить его обоснованию Учащимся интересно то, что нарушает устоявшиеся, кажущиеся им непререкаемыми соображения и установки Отсюда важность создания проблемной ситуации, главное в к-рой — обучение диалектич мышлению Однако чрезмерно частое использование ярких проблемных ситуаций может привести к интеллектуальной инфантильностиО не должно быть навязываемым обучающемуся Ученик должен чувствовать себя соучастником поиска О, а не быть накопителем готовых, лично ему не нужных, а порой и отталкивающих сведений Подобное соучастие возможно не всегда, но тот, кто хотя бы на ограниченном числе О приобрел вкус к подлинному его пониманию, будет сам настойчиво к нему стремитьсяАктивность восприятия О означает мысленное прогнозирование последующего его содержания Руководить пониманием, не представляя себе возникающие у учащихся вопросы, сомнения, ассоциации, невозможно Предвосхищающие мысли, возникающие у ученика в ходе О, и есть тот внутр диалог с объясняющим, без к-рого нет ни внимания, ни понимания Учащийся должен иметь возможность высказывать свои соображения в процессе О Для учителя видеть О глазами учащихся, задаваться их вопросами и сомнениями — решающий фактор эффективности ОМежду О в гуманитарных и естеств -матем предметах есть существ отличия Науч сведения нужно прежде понять, а затем уже прочувствовать, тогда как произведение иск-ва требуется сначала прочувствовать и только после этого — понять Изучая гуманитарные предметы, учащиеся сталкиваются не с некими абстрактными сущностями, а с деятельностью, замыслами, страданиями и подвигами людей, отсюда и другой, личностный, подход к О Если в предметах естеств -матем цикла на нач этапах обучения целесообразно опускать нек-рые детали, то в гуманитарных предметах детали имеют особое значение и требуют подробного раскрытияЛит Никитин E П, Объяснение — функция науки M, 1970, его же, Природа обоснования Субстратный анализ, M, 1981, Качество знаний уч-ся и пути его совершенство вания, под ред M H Скаткина, В В Краев ского, M, 1978, гл 1—2, С о х о p A M, Объяснение в процессе обучения элементы дидактич концепции, M, 1988 A M Сохор.

Значения в других словарях
Объяснение

ОБЪЯСНЕНИЕ - функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.. ..

Объяснение

Объяснение для танков. Жарг. Шк., студ. Шутл.-ирон. Объяснение для непонятливых. Максимов, 283.. ..

Объяснение

-я, ср.. ..

Объяснение

Изъяснение, пояснение, разъяснение, освещение, толкование, иллюстрация, комментарий, мотивировка.. ..

Объяснение

Функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.. ..

Объяснение

– функционально-смысловой тип речи (см.), для которого смыслоформирующими являются отношения причинности. Разновидность рассуждения (см.) как типа речи, производного от коммуникативного намерения установить причинно-следственные связи между явлениями. Ключевая часть О. Содержит сообщение о каком-либо явлении, комментирующая часть находится в постпозиции и раскрывает причины этого явления. Напр. "На первый взгляд может показаться странным, что в случае π-мезонов в одном зарядовом мультиплете объе..

Объяснение

Ср.1) а) Процесс действия по знач. Глаг. Объяснить, объяснять (1).б) Результат такого процесса.2) Процесс действия по знач. Глаг. Объясниться, объясняться (2).3) Процесс действия по знач. Глаг. Объяснить, объяснять (2), объясниться, объясняться (3).4) Причина, разъясняющая что-л.. ..

Объяснение

ОБЪЯСНЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Объяснение

-я, ср. 1. См. Объяснить, -ся. 2. Письменное или устное изложение в оправдание чего-н., признание в чём-н. О. По поводу опоздания. Представить свои объяснения. 3. То, что разъясняет, помогает понять что-н. Трудно найти о. Такому поступку. Так вот где о. (теперь понятно, в чём дело, в чём причина). II прил. Объяснительный, -ая, -ое (ко 2 знач. Офиц.). Объяснительная записка.. ..

Объяснение

Объяснения, ср.(книжн.). 1.только ед. Действие по глаг. Объяснить-объяснять. Марксисткое объяснение явлений. Объяснение непонятных слов. Объяснение задачи в классе. 2.Письменное или устное изложение в оправдание чего-н. Потребовать от кого-н. Объяснения. 3.Причина, источник чего-н. Найти объяснение данного явления. 4.Действие по глаг. Объясниться-объясняться. Разговор для выяснения чего-н. Отвечайте мне коротко и искренно на один только вопрос..., и наше объяснение сейчас кончится. Гончаров. У м..

Объяснение

Чего и чему. Объяснение урока. Объяснение явлений природы. Найти верное объяснение этого акустического изменения (Цветаева). Разделение купеческих имен [двойные фамилии] — явление до того заметное. Что, наверное, есть этому и какое-то разумное объяснение (Пришвин).. ..

Объяснение

Разъяснение явления или события или определении характеристик какого-то объекта. Делом всей жизни многих ученых и многих философов было толкование того, какая форма объяснения какого-то явления может считаться истинным объяснением этого явления. Объяснения могут иметь разный вид. Например. (а) причинное объяснение, которое определяет необходимые и достаточные условия возникновения этого явления. (б) историческое (или онтогенетическое) – когда основное внимание уделяется разъяснению предшествовав..

Объяснение

Одна из функций науки, научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.. ..

Объяснение

ОБЪЯСНЕНИЕ - функция познания, науки, научной теории, реализуемая через логико-методологическую процедуру экспликации сущности одного предмета, явления, события, действия и т.д. (объясняемое, "новое") через другое (объясняющее, "наличное"), имеющее статус достоверного, "очевидного", понимаемого. Противостоит пониманию (см. ИС-ТОРИЦИЗМ). Компонента О. Входит в познавательные акты во всех сферах и на всех уровнях человеческой деятельности. Специально проблема О. Поднималась и рассматривалась на ди..

Объяснение

Рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания объясняемого явления. О. Представляет собой ответ на вопрос "Почему данное явление происходит?" Почему тело за первую секунду своего падения проходит путь длиной 8,9 метра. Чтобы объяснить это, мы ссылаемся на закон Галилея, который в общей форме описывает поведение разнообразных тел под действием силы тяжести. Если требуется объяснить сам этот закон, мы обращаемся к общей теории гравитации И. Ньютона. В..

Обществоведение, В Рос. Федерации

Уч. Предмет в ст. Классах ср. Школы, на ст. Курсах ср. Спец. Уч. Заведений.Преподавание О. В сов. Школе было впервые введено в 1920-х гг. Курс О. Интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве. История как самостоят, уч. Предмет сохранилась лишь на завершающей ступени шк. Образования — 8—9-е кл. Интеграция была продиктована концептуальными подходами к методике сов. Школы, строившейся на альтернативных по отношению к дорев. Школе началах. О. Должно было привить учащимся цельное маркси..

Объединённые Школы

Всеохватывающие школы (от англ, comprehensive school), в заруб, странах — общеобразовательные средние и неполные средние уч. Заведения с неск. Отделениями по осн. Направлениям уч. Работы (академическое, общее, проф.-тех., с.-х., домоводческое, пед. И др.) или комплекс сотрудничающих друг с другом школ с разл. Направлениями уч. Работы. О. Ш. Сочетают общеобразоват. И практич. Подготовку учащихся. Задача О. Ш. — охватить обязательным образованием «всех детей данной местности». Модель такой массово..

Объяснительное Чтение

Система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О ч предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществеО ч возникло в рус школе в 50—60-х гг 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста В 50-е гг 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как ..

Обязательное Обучение

Принцип организации системы образования. Законодательное введение обязанности для детей определённого возраста посещать школу и получать образование установленного объёма и содержания. О. О. Взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см. Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение.Первые попытки установления обязанности посещать школу относятся к 17 в. (в нек-рых герм, гос-вах). С 19 в. В развитом шк. Законодательстве О. О. Конкретизируется через указание возраста или уровня получа..

Объяснение

- одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие О. Используется и в повседневном язы­ке — объяснить к.-л. Явление означает сделать его ясным, понят­ным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические системы, объясняющие события по­вседневной жизни и явления природы. В течение последних сто­летий функция О. Окружающего мира постепенно перешла к на­уке. В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления, поэтому научно..

Дополнительный поиск Объяснение Объяснение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Объяснение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Объяснение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа