Объяснительное Чтение

138

Система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О ч предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществеО ч возникло в рус школе в 50—60-х гг 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста В 50-е гг 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как средство практич обучения языку и подготовки учащихся к пониманию грамматики (Ф И Буслаев) В 60-х гг перед О ч, наряду с обучением школьников языку, была поставлена задача обучения их сознательному чтению, а также сообщения путем чтения реальных знаний (К Д Ушинский, H Ф Бунакови др)Определение задач и практич решение вопросов методики О ч в отеч пед литре принадлежит Ушинскому Он первым включил в свои хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) статьи естеств -ист содержания и произведения классич рус лит-ры, разработал методику чтения науч -популярных и худож текстов Ушинский указывал, что при чтении науч -популярных текстов надо больше внимания уделять логич разбору («логическое чтение»), развивать логич мышление детей Цель чтения худож текстов — обучение выразит чтению, усвоение норм языка и воспитание чувств детей («эстетическое» чтение) Ушинский предостерегал учителей от излишеств в объяснениях текста, считал, что подготовку к чтению и связь нового текста с предыдущим следует осуществлять в предварит беседе Вопросы к прочитанному должны быть немногочисленными и носить развивающий характер В хрестоматии Ушинский включал статьи, предполагавшие предшествующее и сопутствующее рассмотрение предметов (как правило, эти статьи располагались перед худож текстами) В последующие годы рус методисты развивали методику О ч, в частности, положения Ушинского о значении худож текстов в обучении и воспитании (Н Ф Бунаков, В И Водовозов), развитии логич мышления (Д И Тихомиров), о наглядности обучения (В II Вахтеров) и т дВ 80—90-х гг О ч в нар школе превратилось в словотолковательное чтение, уводившее учащихся от содержания текста и тем самым затруднявшее целостное восприятие произведения В нач 20 в педагоги и методисты (Вахтеров, В II Шереметевский и др) отстаивали за нар школой право давать учащимся реальные знания и обучать осознанному чт ениюВ совр школе отд приемы О ч используются при работе с худож и чаще науч -популярными текстами в нач классах Важнейшими принципами являются опора на личный опыт детей и расширение его в процессе чтения, использование наблюдений детей за природой и жизнью общества, сознательность и активность восприятия учащимися читаемого, наглядность обучения Как часть предмета «Родной язык и литература» оно имеет свои специфич задачи обучение навыкам чтения, приемам анализа текста, способам самостоят добывания знаний из книги, развитие речи (преим устной) учащихся, их творческого воображения и дрО ч используется уже в период обучения грамоте по букварю, затем — по «книгам для чтения» с привлечением доп лит-ры Понимание текста произведения достигается также путем анализа его содержания, композиции и языка Для усиления эмоционального впечатления на ученика худож.

Произведение вначале прочитывается без комментариев, затем задаются вопросы, выясняющие понимание прочитанного. В предварит, беседе (если она необходима) выясняется значение слов, необходимых для восприятия содержания, актуализируются наблюдения детей, их личный опыт, даются нек-рые пояснения об обстановке, месте действия и т. Д. При повторном чтении про себя или вслух всего произведения или отдельных его частей (т. Н. Выборочное чтение) углубляются восприятие и понимание прочитанного, учащиеся обучаются выразительному чтению и пересказу текста (сплошному, сжатому, выборочному, творческому), составлению плана прочитанного.О. Ч. Науч.-популярных произведений используется для расширения кругозора учащихся. Вопросы учителя способствуют формированию у учащихся представлений и понятий, приводя их к выводам и обобщениям.

Как правило, при чтении науч.-популярных текстов (особенно природоведч. Характера) широко применяются разл. Средства наглядности, чтение текстов обществ.-ист. Характера сочетается с рассказом учителя и демонстрацией пособий. В методике О. Ч. Важное место отводится самостоят, чтению учащихся и работе над текстом на уроке. Чтение текстов связывается с наблюдениями учащихся, полученными на уроках природоведения, истории и др.Лит. Методика объяснит, и лит. Чтения, Л. 1978. М. И. Оморокова..

Значения в других словарях
Объединённые Школы

Всеохватывающие школы (от англ, comprehensive school), в заруб, странах — общеобразовательные средние и неполные средние уч. Заведения с неск. Отделениями по осн. Направлениям уч. Работы (академическое, общее, проф.-тех., с.-х., домоводческое, пед. И др.) или комплекс сотрудничающих друг с другом школ с разл. Направлениями уч. Работы. О. Ш. Сочетают общеобразоват. И практич. Подготовку учащихся. Задача О. Ш. — охватить обязательным образованием «всех детей данной местности». Модель такой массово..

Объяснение

Дидактич. Процедура раскрытия существ. СвоДств изучаемого объекта, его внутр. Структуры и связей с др. Объектами. Приём обучения. О. Опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта.Одни и те же свойства и связи изучаемого объекта могут быть объяснены логически разными (одинаково верными) путями. Эффективность О. Зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности —..

Обязательное Обучение

Принцип организации системы образования. Законодательное введение обязанности для детей определённого возраста посещать школу и получать образование установленного объёма и содержания. О. О. Взаимодействует с принципом всеобщности обучения (см. Всеобщее обучение) и направлено на его обеспечение.Первые попытки установления обязанности посещать школу относятся к 17 в. (в нек-рых герм, гос-вах). С 19 в. В развитом шк. Законодательстве О. О. Конкретизируется через указание возраста или уровня получа..

Огарёв Николай Платонович

[24.11(6.12). 1813, Петербург, — 31.5(12.6).1877, Гринвич], поэт, публицист, обществ, деятель. В 1832—33 слушатель нравств.-полит, отделения Моск. Ун-та. В 1856 эмигрировал в Англию. В 1865—75 жил в Швейцарии. Вместе с А. И. Герценом (познакомились ок. 1825- 1826) издавал альм. «Полярная звезда» (1855—68) и газ. «Колокол» (1857—67).Первые статьи на пед. Темы относятся к 1836—37. В 1847 составил подробный план «школы с. Х-ва». В теоретич. Введении к плану О. Различал невежество двух типов. «прост..

Дополнительный поиск Объяснительное Чтение Объяснительное Чтение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Объяснительное Чтение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Объяснительное Чтение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 21 символа